0
1251
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.08.2001 00:00:00

Путь к прогрессу под сенью штыков

Тэги: африка, диктатура


Как свидетельствует история независимого развития Африки (1960-1997 гг.), одной из характерных черт и определенной закономерностью ее политической жизни стали военно-диктаторские режимы. В государствах Черного континента после 1960 г. произошло более 100 военных переворотов.

При этом армия выступала как сила, оказывающая непосредственное влияние на социально-политические процессы, перестройку социальных структур, выработку основных направлений внутренней и внешней политики страны. Это результат прежде всего общенациональных кризисов, когда военные нередко берут власть в свои руки под предлогом восстановления стабильности и порядка, отстраняя от кормила правления гражданские структуры. При этом их влияние, как правило, распространяется также на экономику, культуру, идеологию и религию.

В чем же причины подобного явления?

Дело в том, что африканское общество обладает многими специфическими особенностями, порожденными незавершенностью общеисторических, модернизационных процессов, относительно коротким историческим периодом, прошедшим после ликвидации колониализма, сложным переплетением различных типов экономических отношений - от общинно-патриархальных до господства в ряде стран капиталистического уклада, слабой социально-классовой дифференциацией общества и остатками общинно-племенных отношений; широким спектром идеологических воззрений народов - от традиционных африканских ценностей и религий до мусульманства, христианства, буржуазных и социалистических идей.

Для африканских стран характерна огромная политическая и экономическая зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций и международных финансовых центров. Помимо данных условий формированию авторитарных военно-диктаторских режимов способствовало противоборство двух мировых систем - капитализма и социализма, их борьба за сферы влияния в Африке.

Все это порождало непрекращающиеся экономические кризисы и политическую нестабильность, когда сильная авторитарная власть, основанная на военно-диктаторских режимах, становилась решающей силой. Однако и военные не могли избавить свои страны от межэтнических противоречий и войн, коррупции и прочих бед. Плюс к тому раскручивалась гонка вооружений, уже и речи не шло о каких-либо демократических преобразованиях. В итоге армии становились тормозом на пути социального прогресса.

Власть диктатора в условиях военного режима опирается на три политических африканских института: государство, унаследованное от колонизаторов и осуществляющее жесткую централизованную власть по управлению обществом; однопартийную систему, которая в большинстве случаев создавалась самими национальными лидерами для получения поддержки со стороны народных масс; и армию. Вместе с тем появление военных диктаторов, которых в Африке называют "бигменами", обусловлено особой ролью армии в постколониальном обществе. В глазах народа она остается гарантом и символом государственной независимости, организацией, способной установить и поддерживать справедливый порядок внутри страны и добиться равноправия с внешним миром. Причем такие представления весьма устойчивы, несмотря на имеющийся негативный опыт.

В качестве примера, иллюстрирующего реакционный правоавторитарный режим в Африке, можно взять военную диктатуру Бокассы в Центральноафриканской Республике (ЦАР). В течение 13 лет, начиная с 1966 г., продержался он у власти. За это время успел объявить себя маршалом и пожизненным президентом ЦАР, затем провозгласил страну империей, а себя императором. Новоявленный император за годы правления всех неугодных лиц и потенциальных конкурентов смещал с постов, высылал из страны, подвергал арестам, средневековым истязаниям, казням. В апреле 1979 г. он лично руководил расправой над школьниками, протестовавшими против варварских порядков. После низложения императора-убийцы в октябре 1979 г. выяснилось, что ко всему прочему он увлекался каннибализмом.

Другим не менее одиозным военным диктатором был Иди Амин Дада, который в течение восьми лет в 1970-е гг. стоял во главе Уганды и наводил ужас на 15-миллионное население страны, истребив 800 тыс. человек - от политических противников режима до совершенно невинных людей. Будучи безграмотным, этот садист присвоил себе звание фельдмаршала, причем умело водил за нос крупных политических деятелей Востока и Запада, избирался председателем Организации Африканского Единства.

Как ни удивительно, немалым авторитетом на континенте и в мире долго пользовался президент Республики Заир маршал Мобуту Сесе Секо. Его военно-диктаторский режим, возникнув в середине 1960-х гг. после многолетней кровавой междоусобицы, благополучно пережил сложнейшие экономические и политические пертурбации и долго пользовался активной всесторонней поддержкой Запада. Между тем за время правления этого харизматического лидера, носившего более длинное прозвище - Мобуту Сесе Секо Куку Нбгенду Ва За Банга (петух, поющий победоносную песнь, неудержимый воин, идущий от завоевания к завоеванию) богатейшая в Центральной Африке страна, по существу, стала нищей. Конституция, составленная им, предусматривала деятельность лишь одной, его собственной политической партии. В нее он автоматически зачислил все население Заира, где проживают около 200 племен. Политическое кредо Мобуту - "подчиняйся или убирайся".

В течение десятков лет ежедневно перед телевизионными новостями шла заставка с портретом Мобуту и его словами: "Заир - одна страна, у Заира одна партия, а у партии один вождь". Созданный им реальный механизм авторитарной диктаторской власти основывался на изощренной дозировке кооптации в высшие звенья партийно-государственной структуры на базе клиентических отношений, коррупции и насилия. Как писала, например, американская печать, его враги, реальные или мнимые, подвергались арестам и избиениям. Ежегодно в этой стране совершалось более 100 политических убийств.

Заирская правящая военно-бюрократическая структура, опиравшаяся на элитарные армейские части, являлась немногочисленной, достаточно замкнутой и весьма стабильной корпоративной общностью, полностью находившейся под контролем президента. Лишь в конце 1990-х гг. военно-диктаторский режим в Заире потерпел крах и была провозглашена Демократическая Республика Конго...

...Несмотря на попытки играть активную роль в политической жизни, африканским военным не удалось найти достаточно эффективных путей решения сложных социально-экономических проблем своих государств. Причем вне зависимости от того, какой путь развития они избирали (точнее - провозглашали) - капитализм или социализм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
224
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1239
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1743
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1264

Другие новости