-ЮРИЙ ИВАНОВИЧ, ваш институт впервые представил на выставке в Ле Бурже ФАР "Перо". На какие самолеты планируется ее устанавливать?
- В первую очередь на Су-30КН. Сейчас антенна стыкуется с бортовым оборудованием истребителя на стенде Иркутского авиационного производственного объединения. Аналогичные работы наш институт ведет с ВВС в рамках программы модернизации строевых самолетов. К новой антенне проявляют интерес и те государства, у которых на вооружении много Су-27 и Су-30. Переговоры с ними уже идут.
- Можно ли сопоставить характеристики РЛС истребителя Су-27 со старой антенной и с "Пером"?
- Большинство характеристик не изменилось. Однако локатор приобрел совершенно новое качество: реальный многоцелевой режим сопровождения и обстрела и, что более важно, способность продолжать обзор пространства при наведении своих ракет на самолет противника.
- Высказывается мнение, что модернизация и поддержание РЛС Н001 в работоспособном состоянии - это слишком дорогое удовольствие из-за устаревших комплектующих. Согласны ли вы с этим?
- Когда принимается решение: ставить новый локатор или проводить модернизацию старого, нужно тщательно взвешивать все "за" и "против". Проблемы элементной базы - отнюдь не главный фактор, тем более что в новых локаторах до 70% комплектующих - те же самые конденсаторы микросхемы и прочие электрорадиоэлементы.
Более важен другой вопрос. Массовая замена локаторов потребует обновления во всех частях всех стендов, запасных частей. Надо организовать серийное производство новых станций, радикально перестроить технологию обслуживания. При реально существующем уровне финансирования замену БРЛС удастся завершить как раз к окончанию жизненного цикла Су-27 и МиГ-29. Возить новый локатор будет не на чем.
- А как быть с надежностью старых радаров?
- Низкая надежность - это как раз проблема новой техники. На первом этапе внедрения РЛС Н001 их наработка на отказ составляла 4-5 часов. До приемлемых 200 часов этот показатель возрос после довольно длительного этапа эксплуатации. При освоении в строевых частях новых РЛС неизбежно придется пройти через существенное понижение боеготовности парка.
- Какова стоимость модернизации Су-27 и Су-30 по вашему варианту?
- Доработка по полной программе с установкой ФАР, введением новых режимов работы по наземным и воздушным целям оценивается примерно в 35% от стоимости новой РЛС.
- Выявились ли новые тенденции в радиолокаторах на выставке в Ле Бурже?
- В этой области на выставке показано немного. Американцы уже второй год рекламируют радар с активной фазированной антенной решеткой (ФАР) для JSF. Для нас очевидно, что они вкладывают в разработку очень много денег и испытывают массу технических проблем. Аналогичную РЛС пытается построить европейский консорциум - Англия, Франция, Германия и подключившаяся к ним Швеция. Однако до сих пор ни военные, ни промышленники внятно не объяснили - какие преимущества дает активная ФАР. Когда сравниваешь рекламные возможности со стоимостью работ, начинаешь задумываться: а стоит ли овчинка выделки?
- Тем не менее ФАР даст существенный прирост боевых возможностей истребителей. Что может ответить Россия?
- Конкурировать в области активных ФАР наша страна пока не может - финансовые возможности не позволяют. Необходимо либо искать стратегического партнера, либо идти по пути развития пассивных ФАР. В этой области у нас огромный опыт и уникальный задел. Он позволяет обеспечить паритет при затратах на порядок меньше, чем на Западе.
- А когда активные станции станут массовыми?
- За рубежом к 2005 г. появятся первые образцы, к 2007-2010 гг. начнется серийное производство. А вот отечественные РЛС с пассивными ФАР уже находятся в серийном производстве.
- Несколько лет назад в военно-технической прессе появились рассуждения о том, что ФАР позволят создавать конформные (встроенные в конструкцию самолета) антенны. Появился даже термин - "умная" обшивка. Когда она появится?
- Конформные антенны пассивного типа мы предлагаем уже давно и готовы их делать. С их помощью уже сегодня можно обеспечить круговой обзор пространства вокруг самолета. Необходим только заказ. Если он будет - через 2-3 года НИИП сможет это реализовать. Проблема в том, что конформные антенны нужно встраивать в конструкцию самолета на этапе проектирования. Установить их на старые истребители почти невозможно.
Для активных ФАР проблема создания "умных" обшивок еще сложнее. К пассивным антеннам нужно подводить лишь высокочастотный сигнал, к активным - еще и питание и охлаждение. Недаром на JSF планируется установить лишь лобовую антенну и только после ее освоения внедрить (видимо, уже на F-22A) еще две боковых для расширения обзора.
- А как планируете решать проблему расширения сектора обзора вы, ведь известно, что ФАР по этому параметру уступает параболическим и щелевым антеннам?
- Мы ставим пассивные решетки на электрогидропривод, обеспечивая тем самым доворот по азимуту и увеличение зоны обзора. Кстати, для активных ФАР такой путь в принципе невозможен из-за тех же проблем, что возникают при создании конформных антенн. Мы прошли этот путь еще при создании МФИ и именно поэтому спроектировали для Су-30МКИ локатор Н011М, пассивная ФАР которой доворачивается по азимуту.
- Академик Евгений Федосов в интервью "НВО" (# 46 за 2000 г.) предложил решать проблему высокой стоимости активных ФАР за счет унификации частотных диапазонов в различных видах ВС, которая позволяет унифицировать, а значит снизить цену приемо-передающих модулей. Как вы относитесь к такому подходу?
- Здесь есть плюсы и минусы. Работа в одном диапазоне порождает проблему электромагнитной совместимости. Кроме того, если речь идет об узком диапазоне, резко понижается помехозащищенность.
Унификацию следует внедрять на уровне технологий. Кстати, в июне наш институт выиграл конкурс на проведение исследований в области создания межвидовых активных решеток.
- Вы упомянули РЛС Н011М, которая создается для Су-30МКИ. Первые серийные самолеты этого типа в течение года должны быть поставлены Индии. Как идет отработка РЛС?
- Ситуация вселяет оптимизм. В свое время в первом же полете был осуществлен захват цели и взятие ее на сопровождение. Через некоторое время удалось реализовать режим "воздух-поверхность". Все основные характеристики РЛС уже подтверждены, хотя многое нужно доводить "до ума".
Такой прогресс опирается на большой научно-технический задел. Мы начали проектировать РЛС Н011 ы еще в 80-е в рамках программы Су-27М. К сожалению, тогда считалось, что массовому самолету эффективный и относительно дорогой радар с ФАР не нужен. Наш институт вел работу по РЛС с ФАР полуподпольно. Мы успели построить и испытать локатор сначала со щелевой антенной, а затем и с ФАР предыдущего поколения.
Ныне, создавая базовый локатор в рамках программы Су-30МКИ, мы отрабатываем качественно новую технику для ВВС России. Одновременно создается новый малогабаритный локатор "Оса" для легких самолетов.
- В связи с тенденцией уменьшения заметности самолетов возможен ли в будущем отказ от РЛС как основного средства обнаружения воздушных целей и переход к оптоэлектронным системам?
- Для работы по воздушным целям альтернативу РЛС создать трудно - ведь заметность самолетов в инфракрасном диапазоне также снижается. Проблематично использование и телевизионных средств - атмосферные образования на большой дальности не позволяют это сделать.
- Тем не менее в Ле Бурже французы рекламировали оптоэлектронную станцию "Дамоклос", которая к 2005-2006 гг. сможет обнаруживать цель на расстоянии 150 км и с 40 км ее распознавать.
- Может быть, и сможет, но только в идеальных условиях, на фоне чистого неба, в заднюю полусферу, где больше инфракрасное излучение.
По нашему мнению, более продуктивно принципиально новое направление - пассивная радиолокация. Надо улавливать излучение всей электронной начинки вражеского самолета: локатора, систем навигации, связи, госопознования. Комплексная обработка этой информации позволит обнаруживать и распознавать цели, а математические методы, отработанные нами еще на МиГ-31, позволят с высокой точностью определять ее координаты.
Есть еще одно направление, которое мы сегодня развиваем. Это - бистатическая локация, импульс развития которой дало появление систем спутниковой навигации. Существует один передатчик и несколько приемников, которые принимают излучение. Математические методы позволяют определять координаты цели, при этом самолеты, работающие на прием остаются незаметными. Мы, кстати, уже реализовали такую технологию и получили первые положительные результаты на испытаниях.
Ле Бурже-Москва