НАПЕЧАТАННАЯ в "НВО" # 15 2001 г. статья Анатолия Докучаева "Рейтинг асов" вряд ли оставила равнодушными большинство читателей, интересующихся историей авиации. Однако, несмотря на целый ряд положительных моментов по сравнению с рядом вышедших ранее публикаций по данной тематике, автор допустил и серьезные ошибки концептуального характера.
Весьма обоснованно заявив в самом начале, что "определить самого эффективного мастера воздушного боя трудно...", г-н Докучаев тем не менее посчитал, что это "все-таки можно" сделать. Для этого он "попытался найти соответствующую методику". Очень жаль, что автор не привел полностью список позиций, по которым производилась оценка "эффективности" асов. И вот почему. Для того чтобы в максимальной степени корректно разобраться в вопросе, чего "стоит" (да простят мне герои-летчики это слово. - А.Б.) в отдельности каждый ас, необходимо рассмотреть все (!) его боевые вылеты, в ходе которых он встречался с самолетами противника. Причем рассматривать их надо с двух сторон.
Но даже если бы все архивные данные имелись под руками, для серьезного анализа требовались бы многие годы кропотливого труда. Причина, как ни странно, заключается в том, что один и тот же воздушный бой противоборствующими сторонами описывается, как правило, по-разному. К тому же различия в подробностях и достигнутых результатах настолько велики, что складывается впечатление, будто речь идет о двух совершенно разных событиях.
Чтобы доказать это, приведу конкретный пример.
4 июля 1943 г. около 22.00 в районе Киркенеса экипаж разведчика Пе-3 из 118-го РАП ВВС Северного флота обнаружил немецкий конвой. Для удара по нему с аэродрома Ваенга-2 взлетели пять торпедоносцев (три Ил-4Т и два "Хэмпдена") из 9-го гвардейского МТАП, а также пара штурмовиков Ил-2 из 46-го ШАП. Ударную группу сопровождали семь истребителей Р-39 "Аэрокобра" 255-го ИАП. Однако они, наткнувшись на сплошную облачность в районе полуострова Рыбачий, практически над самым побережьем, повернули обратно.
Вскоре в районе мыса Скальнес облака остались позади, а впереди показались вражеские корабли и суда. Хотя их, согласно немецким документам, в это время прикрывали шесть "Мессершмитов" Bf109G-2 из 6-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры (6/JG5), возглавляемые обер-лейтенантом Теодором Вайссенбергером (к концу войны одержал 208 побед), наши торпедоносцы и штурмовики, по данным отечественных архивов, насчитали в небе "7 ФВ-190, 4 Ме-109, 3 Ме-110 и 1 Хе-115". Трудно сказать, что на самом деле наблюдали пилоты "мессеров", а также сигнальщики кригсмарине, но в книге германского исследователя Гирбига (W.Girbig. Jagdgeschwader 5 "Eismeer"), написанной на основе документов 5-й истребительной эскадры "Полярное море" и воспоминаний летчиков, сражавшихся в ее составе, отмечается, что "наземные посты передали предупреждение о появлении соединения противника над северной оконечностью полуострова Рыбачий. Через 10 минут оно уже было на месте. Строй из 25-30 бомбардировщиков и торпедоносцев направлялся к цели. Впереди шла группа старых английских бомбардировщиков "Хэмпден" <...> за ними строй Ил-2, еще строй Пе-2 и несколько "Бостонов" <...>".
Простой подсчет показывает, что если советские экипажи завысили число вражеских самолетов в 2,5 раза (с 6 до 15), то немцы - более чем в 4 раза (с 7 до 30)! Последние не ошиблись лишь в одном: рядом не было ни одного русского истребителя.
В исходе последовавшей вскоре схватки сомневаться не приходилось... Но самое невероятное заключается в том, что из семи советских самолетов два Ил-4 все же вернулись на свой аэродром. При этом немецкие летчики засчитали себе... 16 сбитых машин (семь "Хэмпденов", пять Ил-2, три Пе-2 и один "Бостон"), и семь из них были приписаны обер-лейтенанту Вайссенбергеру. За вычетом действительно сбитого им разведчика Пе-3, экипаж которого и обнаружил конвой, получается, что количество уничтоженных советских самолетов немцы завысили ровно в 3 раза (с 5 до 15 самолетов). Наши пилоты и береговые посты ВНОС тоже "не поскупились", сообщив в своих донесениях, что в воздушном бою сбиты "5 Ме-109, 1 ФВ-190 и 1 гидросамолет
Хе-115", а в результате торпедного удара "потоплен один транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн и два повреждены"! В то же время, по германским данным, в тот день ни в воздухе, ни на море противник потерь не понес.
Следует сказать, что вышеописанный эпизод далеко не единственный.
В это время под Курском, куда в преддверии начала операции "Цитадель" обеими сторонами была стянута основная масса авиации, воздушные бои носили куда более напряженный характер. В отдельные периоды интервал между авианалетами и штурмовиков Ил-2, и пикировщиков Ju87 сокращался до четверти часа! Удары часто наносились едва ли не сразу в нескольких точках переднего края, а также по целям, находившимся во вторых эшелонах противоборствующих сторон. Это ставит перед исследователем, решившим досконально выяснить, кто из летчиков-асов, где, когда и сколько сбил вражеских самолетов, почти невыполнимую задачу.