0
1458
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.10.2001 00:00:00

Бессмысленное занятие

Александр Булах

Об авторе: Александр Владимирович Булах - главный редактор журнала "История авиации".

Тэги: авиация, история


НАПЕЧАТАННАЯ в "НВО" # 15 2001 г. статья Анатолия Докучаева "Рейтинг асов" вряд ли оставила равнодушными большинство читателей, интересующихся историей авиации. Однако, несмотря на целый ряд положительных моментов по сравнению с рядом вышедших ранее публикаций по данной тематике, автор допустил и серьезные ошибки концептуального характера.

Весьма обоснованно заявив в самом начале, что "определить самого эффективного мастера воздушного боя трудно...", г-н Докучаев тем не менее посчитал, что это "все-таки можно" сделать. Для этого он "попытался найти соответствующую методику". Очень жаль, что автор не привел полностью список позиций, по которым производилась оценка "эффективности" асов. И вот почему. Для того чтобы в максимальной степени корректно разобраться в вопросе, чего "стоит" (да простят мне герои-летчики это слово. - А.Б.) в отдельности каждый ас, необходимо рассмотреть все (!) его боевые вылеты, в ходе которых он встречался с самолетами противника. Причем рассматривать их надо с двух сторон.

Но даже если бы все архивные данные имелись под руками, для серьезного анализа требовались бы многие годы кропотливого труда. Причина, как ни странно, заключается в том, что один и тот же воздушный бой противоборствующими сторонами описывается, как правило, по-разному. К тому же различия в подробностях и достигнутых результатах настолько велики, что складывается впечатление, будто речь идет о двух совершенно разных событиях.

Чтобы доказать это, приведу конкретный пример.

4 июля 1943 г. около 22.00 в районе Киркенеса экипаж разведчика Пе-3 из 118-го РАП ВВС Северного флота обнаружил немецкий конвой. Для удара по нему с аэродрома Ваенга-2 взлетели пять торпедоносцев (три Ил-4Т и два "Хэмпдена") из 9-го гвардейского МТАП, а также пара штурмовиков Ил-2 из 46-го ШАП. Ударную группу сопровождали семь истребителей Р-39 "Аэрокобра" 255-го ИАП. Однако они, наткнувшись на сплошную облачность в районе полуострова Рыбачий, практически над самым побережьем, повернули обратно.

Вскоре в районе мыса Скальнес облака остались позади, а впереди показались вражеские корабли и суда. Хотя их, согласно немецким документам, в это время прикрывали шесть "Мессершмитов" Bf109G-2 из 6-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры (6/JG5), возглавляемые обер-лейтенантом Теодором Вайссенбергером (к концу войны одержал 208 побед), наши торпедоносцы и штурмовики, по данным отечественных архивов, насчитали в небе "7 ФВ-190, 4 Ме-109, 3 Ме-110 и 1 Хе-115". Трудно сказать, что на самом деле наблюдали пилоты "мессеров", а также сигнальщики кригсмарине, но в книге германского исследователя Гирбига (W.Girbig. Jagdgeschwader 5 "Eismeer"), написанной на основе документов 5-й истребительной эскадры "Полярное море" и воспоминаний летчиков, сражавшихся в ее составе, отмечается, что "наземные посты передали предупреждение о появлении соединения противника над северной оконечностью полуострова Рыбачий. Через 10 минут оно уже было на месте. Строй из 25-30 бомбардировщиков и торпедоносцев направлялся к цели. Впереди шла группа старых английских бомбардировщиков "Хэмпден" <...> за ними строй Ил-2, еще строй Пе-2 и несколько "Бостонов" <...>".

Простой подсчет показывает, что если советские экипажи завысили число вражеских самолетов в 2,5 раза (с 6 до 15), то немцы - более чем в 4 раза (с 7 до 30)! Последние не ошиблись лишь в одном: рядом не было ни одного русского истребителя.

В исходе последовавшей вскоре схватки сомневаться не приходилось... Но самое невероятное заключается в том, что из семи советских самолетов два Ил-4 все же вернулись на свой аэродром. При этом немецкие летчики засчитали себе... 16 сбитых машин (семь "Хэмпденов", пять Ил-2, три Пе-2 и один "Бостон"), и семь из них были приписаны обер-лейтенанту Вайссенбергеру. За вычетом действительно сбитого им разведчика Пе-3, экипаж которого и обнаружил конвой, получается, что количество уничтоженных советских самолетов немцы завысили ровно в 3 раза (с 5 до 15 самолетов). Наши пилоты и береговые посты ВНОС тоже "не поскупились", сообщив в своих донесениях, что в воздушном бою сбиты "5 Ме-109, 1 ФВ-190 и 1 гидросамолет

Хе-115", а в результате торпедного удара "потоплен один транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн и два повреждены"! В то же время, по германским данным, в тот день ни в воздухе, ни на море противник потерь не понес.

Следует сказать, что вышеописанный эпизод далеко не единственный.

В это время под Курском, куда в преддверии начала операции "Цитадель" обеими сторонами была стянута основная масса авиации, воздушные бои носили куда более напряженный характер. В отдельные периоды интервал между авианалетами и штурмовиков Ил-2, и пикировщиков Ju87 сокращался до четверти часа! Удары часто наносились едва ли не сразу в нескольких точках переднего края, а также по целям, находившимся во вторых эшелонах противоборствующих сторон. Это ставит перед исследователем, решившим досконально выяснить, кто из летчиков-асов, где, когда и сколько сбил вражеских самолетов, почти невыполнимую задачу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2129
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4852
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2658
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3060

Другие новости