0
1959
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.11.2001

Орудийная одиссея

Тэги: железнодорожная, установка, тм312


В октябре 2001 г. на открытой площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе была смонтирована 305-мм железнодорожная установка ТМ-3-12. Система эта сама по себе уникальная, в СССР было изготовлено всего три такие установки. Серьезные трудности встретились и при доставке 340-тонной махины длиной 33,92 метра. Но самое любопытное - история этой установки, достойная приключенческого романа в духе Пикуля.

Идея создания тяжелых железнодорожных установок с использованием качающихся частей корабельных орудий калибра 305-356 мм была выдвинута в январе 1927 г. инженером Ленинградского металлического завода Дукельским.

Первыми были созданы шесть 356-мм железнодорожных установок, получившие индекс ТМ-1-14, а затем шесть 305-мм установок ТМ-2-12. Проектирование следующего типа железнодорожных установок - ТМ-3-12 - началось в ЦКБ-19 в 1935 г. 305-мм орудия для ТМ-3-12 были подняты в буквальном смысле со дна моря, точнее с затопленного в 1916 г. в Севастополе линкора "Императрица Мария".

Устройство железнодорожных установок в значительной мере было обусловлено их принадлежностью к ВМФ. Дело в том, что в середине 20-х годов все железнодорожные артустановки калибра 180-203 мм, использовавшиеся белыми и красными в годы Гражданской войны, были переданы флоту и там оставались по крайней мере до 1991 г. Это решение принесло большой вред в годы Великой Отечественной войны, когда ни одна тяжелая железнодорожная установка ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам в интересах армии. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925-1939 гг. увидеть линкоры британского "Гранд флита" у своих берегов.

Основным способом стрельбы советских тяжелых железнодорожных установок была стрельба с бетонного основания. Установка превращалась из железнодорожной в обычную береговую, которая обладала рядом преимуществ, особенно при стрельбе по движущимся целям. У ТМ-3-12 был и дополнительный метод стрельбы - с колес. Так как угол поворота 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, то стрельба производилась со специальных железнодорожных веток (усов) с радиусом закругления 500 м. Для изменения угла горизонтального наведения на 10 градусов транспортер должен был передвинуться по ветке.

В боекомплект установки ТМ-3-12 входили старые бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 г. весом 470 кг. Дальность стрельбы таким снарядом составляла 29 км. В 30-е годы на вооружение был принят легкий дальнобойный фугасный снаряд образца 1928 г. Его вес составил 314 кг, а максимальная дальность стрельбы - 44 км.

Из трех изготовленных ТМ-3-12 была сформирована отдельная железнодорожная батарея # 9. К началу финской войны она находилась на своей штатной позиции - на бетонных основаниях в районе озера Каравалдайское на южном берегу Финского залива.

Какой-то умник велел стрелять батарее # 9 через Финский залив по финским укреплениям между озерами Куолем-ярви и Кипинолан-ярви. Выпустили девять 305-мм снарядов без корректировки, как говорится, в белый свет как в копеечку, тут начальство и велело стрельбу прекратить. Решено было перебросить часть железнодорожных батарей на Карельский перешеек. Первой 20 декабря 1939 г. пошла 180-мм батарея # 17, а 26 января 1940 г. за ней последовала батарея # 9, которая поступила в оперативное подчинение начальника артиллерии 7-й армии.

11 февраля 1940 г. начался генеральный штурм линии Маннергейма. Однако по воле начальства морские железнодорожные батареи калибра 180, 305 и 356 мм не наносили ударов по дотам и не поддерживали огнем наступающую пехоту. Им была поставлена задача вести огонь по объектам противника в глубоком тылу. В частности, батарея # 9 с 11 по 25 февраля выпустила 165 фугасных снарядов по железнодорожной станции и городу Выборгу. Как писалось в секретном официальном труде "Советско-финская война 1939-1940 гг. на море" (Москва, 1945 г.), "стрельба велась по площади, без корректировки самолетами, так как в районе целей противник имел сильную противовоздушную оборону, не допускавшую полетов самолетов-корректировщиков".

После окончания советско-финской войны СССР получил в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. Там было начато строительство мощных стационарных береговых батарей, но для их ввода в строй требовались долгие месяцы, а пока, чтобы перекрыть Финский залив огнем артиллерийских орудий, на Ханко были переведены железнодорожные батареи # 9 и # 17.

C 27 июля 305-мм железнодорожная батарея # 9 и 180-мм батарея # 17 периодически открывали огонь по финскому городу Таммисаари. Стрельбы корректировались самолетами И-153. Была разрушена железнодорожная станция, уничтожено несколько поездов. Из-за сильных разрушений финское командование произвело эвакуацию жителей города.

После принятия решения об эвакуации Ханко под присмотром командующего гарнизоном генерал-майора Кабанова утром 1 декабря 1941 г. началось уничтожение железнодорожных установок. Были взорваны и все три уникальные установки ТМ-3-12 батареи # 9. Однако через несколько месяцев на Карельском перешейке заговорили 305-мм орудия финнов. Разведка подтвердила, что это стреляли 305-мм орудия с транспортеров ТМ-3-12.

Тайну 9-й батареи у нас узнали только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. Вскрылась почти детективная история, начавшаяся в ноябре 1920 г. В те дни генерал Врангель увел из Крыма в Константинополь армаду из 132 вымпелов. При этом он заранее продал весь флот Франции. Факт этот по сей день упрямо игнорируется нашими историками.

Ни Франция, ни ее союзники надобности в них не испытывали и посему позволили белым поиграть "в солдатики" в ВМБ Бизерта во французском Тунисе. Флагманским кораблем опереточной флотилии был линкор "Генерал Алексеев" - однотипный с "Императрицей Марией". Его вооружение линкора состояло из двенадцати 305-мм орудий длиной в 52 калибра и двадцати 130-мм орудий.

В 1924 г. Франция признала СССР и в ноябре того же года колониальные власти разогнали остатки экипажей, а сами корабли оставили ржаветь в гавани и постепенно сдавали на лом. В 1928-1931 гг. орудия "Александра III" были складированы в арсенале Сиди-Абдула в Тунисе.

С началом финской войны французы предложили их Хельсинки. В январе 1940 г. восемь 305-мм орудий (точнее их качающиеся части) были через Норвегию доставлены в Финляндию. Три орудия были в 1942 г. установлены на отремонтированных транспортерах ТМ-3-12 9-й батареи, захваченных на Ханко. Остальные - на береговых установках. По условиям перемирия с Финляндией все ее трофеи, захваченные у СССР, подлежали возврату. В январе 1945 г. были возвращены в боеспособном состоянии и три транспортера ТМ-3-12 бывшей батареи # 9.

На 1 января 1984 г. две установки ТМ-3-12 все еще находились в строю в подчинении командования Ленинградской ВМБ, а одна экспонировалась в Музее береговой обороны Балтийского флота на Красной горке. Теперь она встала на последнюю стоянку в мемориале на Поклонной горе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Долгая дорога к ядерному «Буревестнику»

Долгая дорога к ядерному «Буревестнику»

Александр Широкорад

Исторические предпосылки к созданию межконтинентальных крылатых ракет

0
10376

Другие новости

Загрузка...
24smi.org