0
2197
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.11.2001 00:00:00

Орудийная одиссея

Тэги: железнодорожная, установка, тм312


В октябре 2001 г. на открытой площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе была смонтирована 305-мм железнодорожная установка ТМ-3-12. Система эта сама по себе уникальная, в СССР было изготовлено всего три такие установки. Серьезные трудности встретились и при доставке 340-тонной махины длиной 33,92 метра. Но самое любопытное - история этой установки, достойная приключенческого романа в духе Пикуля.

Идея создания тяжелых железнодорожных установок с использованием качающихся частей корабельных орудий калибра 305-356 мм была выдвинута в январе 1927 г. инженером Ленинградского металлического завода Дукельским.

Первыми были созданы шесть 356-мм железнодорожных установок, получившие индекс ТМ-1-14, а затем шесть 305-мм установок ТМ-2-12. Проектирование следующего типа железнодорожных установок - ТМ-3-12 - началось в ЦКБ-19 в 1935 г. 305-мм орудия для ТМ-3-12 были подняты в буквальном смысле со дна моря, точнее с затопленного в 1916 г. в Севастополе линкора "Императрица Мария".

Устройство железнодорожных установок в значительной мере было обусловлено их принадлежностью к ВМФ. Дело в том, что в середине 20-х годов все железнодорожные артустановки калибра 180-203 мм, использовавшиеся белыми и красными в годы Гражданской войны, были переданы флоту и там оставались по крайней мере до 1991 г. Это решение принесло большой вред в годы Великой Отечественной войны, когда ни одна тяжелая железнодорожная установка ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам в интересах армии. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925-1939 гг. увидеть линкоры британского "Гранд флита" у своих берегов.

Основным способом стрельбы советских тяжелых железнодорожных установок была стрельба с бетонного основания. Установка превращалась из железнодорожной в обычную береговую, которая обладала рядом преимуществ, особенно при стрельбе по движущимся целям. У ТМ-3-12 был и дополнительный метод стрельбы - с колес. Так как угол поворота 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, то стрельба производилась со специальных железнодорожных веток (усов) с радиусом закругления 500 м. Для изменения угла горизонтального наведения на 10 градусов транспортер должен был передвинуться по ветке.

В боекомплект установки ТМ-3-12 входили старые бронебойные и фугасные снаряды образца 1911 г. весом 470 кг. Дальность стрельбы таким снарядом составляла 29 км. В 30-е годы на вооружение был принят легкий дальнобойный фугасный снаряд образца 1928 г. Его вес составил 314 кг, а максимальная дальность стрельбы - 44 км.

Из трех изготовленных ТМ-3-12 была сформирована отдельная железнодорожная батарея # 9. К началу финской войны она находилась на своей штатной позиции - на бетонных основаниях в районе озера Каравалдайское на южном берегу Финского залива.

Какой-то умник велел стрелять батарее # 9 через Финский залив по финским укреплениям между озерами Куолем-ярви и Кипинолан-ярви. Выпустили девять 305-мм снарядов без корректировки, как говорится, в белый свет как в копеечку, тут начальство и велело стрельбу прекратить. Решено было перебросить часть железнодорожных батарей на Карельский перешеек. Первой 20 декабря 1939 г. пошла 180-мм батарея # 17, а 26 января 1940 г. за ней последовала батарея # 9, которая поступила в оперативное подчинение начальника артиллерии 7-й армии.

11 февраля 1940 г. начался генеральный штурм линии Маннергейма. Однако по воле начальства морские железнодорожные батареи калибра 180, 305 и 356 мм не наносили ударов по дотам и не поддерживали огнем наступающую пехоту. Им была поставлена задача вести огонь по объектам противника в глубоком тылу. В частности, батарея # 9 с 11 по 25 февраля выпустила 165 фугасных снарядов по железнодорожной станции и городу Выборгу. Как писалось в секретном официальном труде "Советско-финская война 1939-1940 гг. на море" (Москва, 1945 г.), "стрельба велась по площади, без корректировки самолетами, так как в районе целей противник имел сильную противовоздушную оборону, не допускавшую полетов самолетов-корректировщиков".

После окончания советско-финской войны СССР получил в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. Там было начато строительство мощных стационарных береговых батарей, но для их ввода в строй требовались долгие месяцы, а пока, чтобы перекрыть Финский залив огнем артиллерийских орудий, на Ханко были переведены железнодорожные батареи # 9 и # 17.

C 27 июля 305-мм железнодорожная батарея # 9 и 180-мм батарея # 17 периодически открывали огонь по финскому городу Таммисаари. Стрельбы корректировались самолетами И-153. Была разрушена железнодорожная станция, уничтожено несколько поездов. Из-за сильных разрушений финское командование произвело эвакуацию жителей города.

После принятия решения об эвакуации Ханко под присмотром командующего гарнизоном генерал-майора Кабанова утром 1 декабря 1941 г. началось уничтожение железнодорожных установок. Были взорваны и все три уникальные установки ТМ-3-12 батареи # 9. Однако через несколько месяцев на Карельском перешейке заговорили 305-мм орудия финнов. Разведка подтвердила, что это стреляли 305-мм орудия с транспортеров ТМ-3-12.

Тайну 9-й батареи у нас узнали только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. Вскрылась почти детективная история, начавшаяся в ноябре 1920 г. В те дни генерал Врангель увел из Крыма в Константинополь армаду из 132 вымпелов. При этом он заранее продал весь флот Франции. Факт этот по сей день упрямо игнорируется нашими историками.

Ни Франция, ни ее союзники надобности в них не испытывали и посему позволили белым поиграть "в солдатики" в ВМБ Бизерта во французском Тунисе. Флагманским кораблем опереточной флотилии был линкор "Генерал Алексеев" - однотипный с "Императрицей Марией". Его вооружение линкора состояло из двенадцати 305-мм орудий длиной в 52 калибра и двадцати 130-мм орудий.

В 1924 г. Франция признала СССР и в ноябре того же года колониальные власти разогнали остатки экипажей, а сами корабли оставили ржаветь в гавани и постепенно сдавали на лом. В 1928-1931 гг. орудия "Александра III" были складированы в арсенале Сиди-Абдула в Тунисе.

С началом финской войны французы предложили их Хельсинки. В январе 1940 г. восемь 305-мм орудий (точнее их качающиеся части) были через Норвегию доставлены в Финляндию. Три орудия были в 1942 г. установлены на отремонтированных транспортерах ТМ-3-12 9-й батареи, захваченных на Ханко. Остальные - на береговых установках. По условиям перемирия с Финляндией все ее трофеи, захваченные у СССР, подлежали возврату. В январе 1945 г. были возвращены в боеспособном состоянии и три транспортера ТМ-3-12 бывшей батареи # 9.

На 1 января 1984 г. две установки ТМ-3-12 все еще находились в строю в подчинении командования Ленинградской ВМБ, а одна экспонировалась в Музее береговой обороны Балтийского флота на Красной горке. Теперь она встала на последнюю стоянку в мемориале на Поклонной горе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
404
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
177
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
663
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
230

Другие новости

Загрузка...
24smi.org