0
771
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

15.02.2002 00:00:00

Взаимопритяжение Москвы и Кабула

Тэги: москва, кабул


Политика

15 ФЕВРАЛЯ отмечается 13-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана. По иронии судьбы именно в этот день завершился недельный визит в Москве министра обороны нового афганского правительства генерала Мохаммада Касема Фахим-хана.

Он прибыл отнюдь не с пустым карманом и вовсе не с пустячными просьбами. Первым делом он направился в "Рособоронэкспорт", что само по себе весьма показательно с точки зрения цели вояжа. Афганскому гостю есть чем заинтересовать российскую сторону: уже сегодня он располагает суммой более чем в 50 млн. долл. на строительство вооруженных сил своей страны. Это только американский вклад. А ведь помимо него 0,5 млн. долл. ассигнует Турция, ожидается финансовая помощь и от ряда арабских государств. Таким образом, помимо намерений Кабул имеет и реальные средства для строительства своих силовых структур.

Выбор на Россию пал не случайно и, по всей вероятности, согласован с Вашингтоном и рядом других мировых столиц, откуда в основном и направляются действия антитеррористической коалиции. Рациональная сторона афганского выбора обуславливается тем, во-первых, что Россия географически находится сравнительно недалеко от территории Афганистана по сравнению с другими ведущими военными державами. Во-вторых, связи с Россией как бы накатаны в течение предыдущих десятилетий.

Сначала это был период советской оккупации 1979-1989 гг., когда тысячи афганцев получили военное образование и подготовку в СССР. Боеспособная или не очень, но в результате сформировалась армия Афганистана как цельный организм. Она имела определенную систему взаимодействия с другими силовыми структурами - МВД, контрразведкой и др. Понятно, что во времена нашествия талибов (1994-2001 гг.) кадры, подготовленные в СССР, предпочли раствориться среди афганского населения. И если создавать новые вооруженные силы Афганистана, придется прежде всего опираться на военных специалистов, выращенных под руководством Москвы. Накануне своего визита в Россию Фахим недвусмысленно заявил: "И в настоящее время системы комплектования и управления соединениями и частями остаются российскими". По его словам, вся боевая техника у афганцев - российская.

Кроме того, немаловажен и тот факт, что костяк, из которого создаются новые вооруженные силы Афганистана, достаточно хорошо владеет в основной своей массе именно русским языком. А переобучение на английскую, французскую, а тем более китайскую военную лексику потребует немалых финансовых затрат. В то же время афганские военспецы, понимающие русский, без всякого сомнения, всеми фибрами своей души ненавидят ортодоксальных талибов, а это сегодня, быть может, непременное идеологическое условие для создания новой афганской армии.

В-третьих, немалое значение имеет и сама личность афганского министра обороны. Ему 44 года, обучался в СССР, тесно сотрудничал с оппозиционным военным лидером Ахмад Шахом Масудом. В последние годы Фахим являлся начальником разведки при штабе Масуда и, естественно, отвечал за поставки российской военной техники Северному альянсу и работу с военными советниками.

По оценкам экспертов, только в 2001 г. Москва поставила военную технику войскам антиталибской коалиции на сумму в 30-34 млн. долл., а этот процесс длился много лет. "Это главным образом боевая техника советского производства, которая хорошо зарекомендовала себя в условиях Афганистана и которой неплохо владеют афганские военные", - считают российские эксперты. Северный альянс получил от Москвы около 50 танков Т-55 и Т-62, более 80 БМП-1, БМП-2, БТР-60, до 40 единиц ЗСУ-4-23 "Шилка", две батареи 100-мм противотанковых пушек МТ-12, шесть батарей 120-мм гаубиц Д-30, четыре батареи 120-мм минометов 2Б-11, три батареи 82-мм автоматических минометов 2Б9. Также поставлено до 6 вертолетов огневой поддержки Ми-24 и 5 транспортных вертолетов Ми-8. Причем Россия от этого только выиграла: в США близко к завершению рассмотрение вопроса о том, чтобы компенсировать затраты Москвы из американской казны. То есть сегодня схема оплаты российской военной помощи не представляется чем-то новым.

Каков же интерес США к этому вопросу? Он также многопланов. Во-первых, Вашингтон объективно заинтересован в стабилизации ситуации в Афганистане, но политическое желание долго оставаться на этой территории явно отсутствует. Во-вторых, западноевропейские союзники Вашингтона по антиталибской коалиции не желают задерживаться там более нескольких месяцев, о чем открыто говорят. Надежды на то, что этим займутся сподвижники из числа арабских стран, - иллюзорны. Чего доброго, могут появиться условия для реставрации "Талибана".

В-третьих, единственный союзник по антиталибской коалиции, который имеет опыт и в состоянии построить силовые структуры в Афганистане - это, конечно, Россия. Она уже взяла на себя обязательства по разминированию, министр обороны Сергей Иванов заявил о готовности предоставить карты минных полей войны 1979-1989 гг., МЧС (а это те же военные) ведет обустройство горных тоннелей и дорог. Словом, Россия недвусмысленно показывает, что готова вновь вернуться в Афганистан. И цена небольшая - всего несколько десятков миллионов американских долларов, и груз ответственности переложен на плечи Москвы на долгие годы.

Салават Сулейманов

Сотрудничество

Схема взаимопритяжения в деталях обсуждена генералом Мохаммадом Фахимом с высокопоставленными лицами.

Министр обороны Афганистана, говоря о военно-техническом сотрудничестве с Россией, подчеркнул, что речь не идет о массовой покупке боевой техники и об астрономических суммах контрактов, чтобы ломать голову, кто будет за это платить. В Афганистане достаточно много оружия, особенно трофейного, но его надо обслуживать, для чего требуются специалисты. Возникают и проблемы с тыловым обеспечением.

Российский министр заявил журналистам, что Россия не исключает возможности поставок в Афганистан транспортной авиации, учебных самолетов и вертолетов. Пока же, отметил он, речь не идет о поставках боевой техники, так как афганская сторона хочет минимизировать свои расходы. Сергей Иванов признав, что парк вертолетов в России находится в плачевном состоянии, отметил, у афганцев с этим ситуация еще сложнее. Касаясь вопроса о коммерческих условиях военно-технического сотрудничества, российский министр предпочел не уточнять условия и номенклатуру этих поставок, подчеркнув, что это является во всем мире коммерческой тайной. В ходе переговоров речь шла и о подготовке специалистов.

По имеющимся данным, подготовка афганских военных специалистов российскими советниками может быть развернута как в Афганистане (например, вблизи города Мазари-Шарифа имелся учебный центр для подготовки танкистов и мотострелков), так и на учебной базе 201-й мотострелковой дивизии. Нельзя также исключать вариант, при котором они будут готовиться в учебных центрах российской армии, а офицерский состав, включая высший, - в профильных военных институтах и академиях России.

В 1989 г. афганские вооруженные силы имели в своем составе 329 тыс. человек (армия - 165 тыс., МВД - 97 тыс., МГБ - 57 тыс.), танков - 1568, боевых машин пехоты - 828, артиллерийских орудий и минометов - около 5000, боевых самолетов - 126, боевых вертолетов - 14 единиц. Остатки именно этой структуры, вероятно, послужат основой для новой афганской армии.

В военных отношениях России и Афганистана открывается принципиально новый этап. А может, это уже повторение прошлого?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
441
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
313
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
169
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
250

Другие новости