ДОКУМЕНТ
Два российских министра - обороны и иностранных дел - Сергей Иванов и Игорь Иванов словно по команде две недели назад задали тон в истерии в связи с некой утечкой из американской газеты "Лос-Анджелес таймс" по поводу атомных целей США в мире. Ответственные государственные мужи черпали стратегическую информацию из не допущенного (по определению) к секретам государственной важности издания, опирались на его оценки и требовали от соответствующих официальных лиц разъяснений. В связи с этим Сергей Иванов вел специальный разговор с американским президентом во время своего последнего визита в США.
Смешно и грустно. Смешно потому, что два министра совершенно не представляют, как строится ядерная политика. Понятно также и то, что они абсолютно не вникли в саму суть одной из главнейших проблем в сфере военного строительства государства - использования ракетно-ядерного потенциала в целях обеспечения безопасности. Но ведь ясно, что еще до поступления в вооруженные силы какого-то вида оружия определяется его целевое предназначение, то есть для борьбы с какими целями оно предназначено. То же справедливо и по отношению к ядерному оружию. Наивно полагать, что американские ядерные средства не планируются по целям в России, как и российские средства - по США. Легко провозгласить тезис о том, что из всех российских межконтинентальных ракет изъяты полетные задания. Но кто и когда смог бы проверить такое положение вещей? Никто и никогда. С другой стороны, даже если это и так, неужели Генштаб не планирует использование ядерных средств? Это было бы, мягко говоря, недобросовестным выполнением прямых служебных обязанностей. К тому же, чтобы определить контуры ядерных сил, надо прежде всего определить необходимый набор целей, для поражения которых они предназначаются. Это альфа и омега всякого планирования, в том числе и военного.
Теперь о том, почему грустно. Грустно потому, что высшие чиновники опираются не на достоверную информацию из госструктур, а на беглый пересказ документов. Создается впечатление, что большая политика вершится без минимально необходимой компетентности.
Ниже приводятся выдержки из секретного документа "Nuclear Posture Review" (по сути, это ядерная доктрина США). На этот документ, кстати, и опиралась "Лос-Анджелес таймс" в своей публикации. Документ представлен конгрессу 31 декабря 2001 г., а официально - 8 января 2002 г. Именно в нем указываются семь стран, вызывающих военно-политическую озабоченность США, с соответствующей мотивировкой. Так что вторичная информация "Лос-Анджелес таймс" об американских ядерных целях не должна была выглядеть чем-то из ряда вон выходящим - это звенья одной цепи.
Текст документа предваряется запиской шефа Пентагона и публикуется с незначительными сокращениями в части, касающейся американской ядерной стратегии.
Доклад о состоянии ядерных вооружений
Вступление
Конгресс поручил Министерству обороны выполнить всесторонний анализ состояния дел с ядерным оружием, чтобы наметить направления развития ядерных сил США в ближайшие 5-10 лет.
Ранее признавалось, что новая ситуация в области безопасности требует от военного ведомства США развития стратегического анализа для ХХI века. Президент Буш уже дал указание Министерству обороны трансформировать ВС США и подготовить их к новому непредсказуемому миру. Результатом этого стал четырехлетний обзор по обороне. Данный анализ состояния ядерных сил базируется на четырехлетнем обзоре по обороне, он кладет начало главному изменению в американском подходе к роли ядерных наступательных сил в стратегии сдерживания и представляет собой проект преобразования национального ядерного потенциала.
Данный доклад Пентагона конгрессу устанавливает новую триаду:
- наступательные ударные системы (ядерные и неядерные);
- оборонительные (активные и пассивные);
- обновленная оборонительная инфраструктура для обеспечения новых возможностей в противодействии возникающим угрозам.
Создание новой триады может ослабить зависимость США от ядерного оружия и усилить способность отразить атаку в условиях развития возможностей ОМП - следующими двумя путями:
- увеличение оборонительных средств означает, что США не будут так сильно зависеть от наступательных ударных сил при решении задач сдерживания, как во времена холодной войны;
- увеличение неядерных ударных сил, включая обычное оружие и силы для информационных операций, означает, что США будут меньше, чем прежде, зависеть от ядерных сил, добиваясь устрашения с помощью наступательного оружия.
Комбинация новых возможностей, составляющих новую триаду, сокращает риск для страны, поскольку она приводит ядерные силы к отметке в 1700-2200 оперативно-развернутых стратегических ядерных боеголовок, объявленной президентом Бушем 13 ноября 2001 г.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА
Первое и главное. Обзор делает достоянием прошлого практику холодной войны в отношении планирования стратегических сил. За 10 лет после развала Советского Союза планирование развертывания ядерных сил США изменилось очень мало, несмотря на установление новых отношений между США и Россией. Незначительные изменения были внесены в численность и состав стратегических ядерных сил помимо требований Договора о СНВ. В то же время планы и финансирование поддержания некоторых важнейших элементов этих сил были далеко не адекватными.
Нынешний доклада приведет к тому, что США впредь не будут планировать, следует ли им наращивать свои силы или поддерживать их на прежнем уровне, как будто Россия (как источник угрозы) представляет собой лишь уменьшенный Советский Союз. В соответствии с направлением, указанным для оборонного планирования США в четырехлетнем обзоре по обороне, в новой ядерной доктрине при планировании американских стратегических сил подходы времен холодной войны, основанные на угрозах, заменены подходами, базирующимися на возможностях. Это позволит в ближайшие десятилетия обеспечить надежное сдерживание при нижнем уровне ядерных арсеналов США и их союзников.
Во-вторых, доклад приводит к выводу о том, что стратегическая позиция, опирающаяся только на наступательные ядерные силы, недостаточна для сдерживания тех противников, с которыми возможны столкновения в XXI веке. Террористы или страны-изгои, вооруженные оружием массового поражения, возможно, захотят проверить надежность американской системы безопасности по отношению к их друзьям и союзникам. В ответ США понадобятся силы, чтобы продемонстрировать друзьям и врагам свою решимость. Еще большие силы нужны для того, чтобы убедить некоторые страны не предпринимать политических, военных или технических действий, угрожающих США или их союзникам. ВС США должны иметь надежные средства сдерживания потенциальных противников, имеющих доступ к современным военным технологиям, включая различные виды ОМП и средства их доставки на большие расстояния. Наконец, стратегические силы США должны быть способны нанести поражение любому агрессору.
Чтобы достичь целей национальной обороны в XXI веке, первый компонент триады - наступательный - должен превзойти триаду времен холодной войны - межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты, запускаемые с ПЛ, и ядерные бомбардировщики дальнего радиуса действия. Конечно, все эти составляющие будут по-прежнему играть важную роль. Но они будут только частью первого компонента новой триады наряду с новыми неядерными стратегическими силами, усиливающими надежность нашего наступательного сдерживания.
Второй компонент новой триады включает развертывание активной и пассивной обороны. Таким образом, признается факт, что сами по себе наступательные силы не в состоянии сдержать агрессию в XXI веке. События 11 сентября 2001 г. подтверждают это. Активная и пассивная оборона не будут совершенными. Однако, не допуская ограниченные удары и сокращая их эффективность, оборона сможет предотвратить нападение и создать новые возможности для урегулирования кризисных ситуаций, обеспечить гарантии против поражения средств традиционного сдерживания.
Третий компонент - это гибкая оборонительная инфраструктура. После окончания холодной войны оборонительная система США подверглась сокращению и стала слабее. Нужны новые подходы к разработке и закупкам новой техники, чтобы не понадобилось 20 лет и более для оснащения вооруженных сил оружием новых поколений. Ядерная инфраструктура должна быть восстановлена, чтобы мы были более уверены в своих силах, могли избавиться от ненужного оружия и уменьшить риск возникновения технических проблем. Поддержание способности реагировать на серьезные стратегические изменения поможет нам сократить наши ядерные арсеналы и в то же время убедить наших противников не начинать гонку ядерных вооружений.
Эффективность новой триады зависит от командования и управления, разведки и гибкого планирования. Точная информация о намерениях и силах противников позволит провести своевременную подготовку сил и обеспечить точный удар и оборону. Способность гибко и быстро планировать применение наступательных и оборонительных сил даст США значительное преимущество в урегулировании кризисных ситуаций, сдерживании угроз и проведении военных операций.
Создание новой триады, сокращение ядерных вооружений и повышение гибкости наших стратегических сил, сокращение устаревших вооружений и создание новых связаны с расходами. Восстановление оборонительной инфраструктуры, развертывание стратегической обороны, совершенствование управления и контроля, разведки, планирования и неядерных наступательных сил требуют новых оборонных инициатив и инвестиций. Однако эти усилия могут повысить безопасность США благодаря снижению зависимости от ядерного оружия.
Четырехлетний обзор по обороне создал базу для стратегии обороны США после окончания холодной войны. Основанный на нем обзор состояния ядерных вооружений США означает превращение наступательной ядерной триады времен холодной войны в новую триаду, предназначенную для следующих десятилетий.
Дональд Рамсфелд - министр
обороны США.
ТЕКСТ ДОКЛАДА
Ядерное оружие играет важнейшую роль в системе обороны США, их союзников и друзей. Оно обеспечивает военные возможности для сдерживания широкого круга угроз, включая ОМП и крупномасштабные обычные ВС. Этот ядерный потенциал обладает уникальными свойствами, которые позволяют США решать важные стратегические и политические задачи.
Однако ядерные силы, взятые сами по себе, не подходят для большей части тех ситуаций, к которым готовятся Соединенные Штаты. Интересы США и их союзников необязательно потребуют нанесения ядерных ударов. Нужна новая комбинация ядерных, неядерных и оборонительных сил для отражения самых различных противников и неожиданных угроз, с которыми США могут столкнуться в ближайшие десятилетия.
По сравнению с периодом холодной войны требуется большая гибкость в отношении ядерных сил и планирования. Средства безопасности, которые предпочтут различные потенциальные противники США в новой ситуации, могут быть самыми разнообразными. В некоторых случаях представление США о противнике может измениться. Поэтому, хотя количество вооружений, необходимых для сдерживания, сократилось, ядерные силы США по-прежнему должны быть способны к сдерживанию самых различных угроз. Эти силы являются главным средством проведения эффективной стратегии сдерживания в отношении широкого круга потенциальных противников в самых различных непредвиденных ситуациях. Возможности нанесения ядерных ударов различного масштаба, охвата и направленности будут дополнены другими военными средствами. Такая комбинация обеспечит разнообразие возможностей надежного сдерживания противника, чьи представления о рисках, возможных потерях и выгодах могут сильно отличаться от тех, что были у прежних противников, а поэтому, возможно, будут трудно поддаваться пониманию.
Опережение в оборонительных технологиях позволит неядерным и ядерным силам США сочетать активную и пассивную оборону, чтобы способствовать обеспечению сдерживания и защиты от нападения, сохранить для США свободу действий и повысить надежность наших союзнических обязательств.
Средства ракетной обороны приобретают способность повлиять на стратегические и оперативные расчеты потенциальных противников. Теперь они могут обеспечить активную защиту от целей, находящихся на малых и средних расстояниях.
Сами ВС США, в том числе ядерные силы, будут использоваться, чтобы "убедить противников не планировать военные программы или операции, представляющие угрозы интересам США или их союзникам и друзьям".
Ядерное вооружение как важный элемент инфраструктуры является обязательным, особенно после сокращения боеготового ядерного арсенала.
В процессе планирования новой триады не только должен быть разработан ряд гибких, заранее спланированных неядерных и ядерных вариантов, но и предусмотрена возможность своевременной подготовки дополнительных вариантов во время кризиса или неожиданного конфликта.
Вклад новой триады в цели оборонной политики (гарантии, разубеждение, сдерживание, нанесение поражения)
ГАРАНТИИ
Ядерные ВС США по-прежнему будут обеспечивать гарантии безопасности своим партнерам, особенно перед лицом известных или предполагаемых угроз ядерного, биологического или химического нападения или в случае неожиданных военных действий. Эти гарантии ослабят у дружественных стран побудительные мотивы к обладанию собственным ядерным оружием. Ядерные силы также гарантируют американской общественности, что США не будут объектом насилия, основанного на ложном предположении об их слабости перед лицом потенциальных противников.
Оборона собственной территории США и защита передовых баз повышают способность страны противостоять угрозе насилия с применением ОМП и использовать свои возможности для защиты своих союзников и друзей.
ПЕРЕУБЕЖДЕНИЕ
Системы, способные нанести удар по широкому кругу целей на территории противника, могут удержать потенциального противника от реализации своих угроз. Например, демонстрация связи между точным наступательным оружием дальнего радиуса действия и системами разведки, функционирующими в реальном режиме времени, может убедить потенциального противника не инвестировать большие средства в мобильные баллистические ракеты.
Оборонительные системы должны делать нереальным и дорогостоящим военное соперничество с США или войну с ними. Демонстрация некоторых технологий и систем ракетной обороны может оказать "разубеждающий" эффект на потенциальных противников. Проблема противодействия ракетной обороне, особенно оборонительным системам с РГЧ ИН, ставит потенциального противника перед трудной, долговременной и дорогостоящей задачей.
Способность инфраструктуры к обновлению существующих системы вооружений, массовому производству оружия или развертыванию совершенно новых систем для новой триады может удержать другие страны от военного соперничества с США.
СДЕРЖИВАНИЕ
Ракетная оборона территории США и другие оборонительные силы, включая ВС США за рубежом, в сочетании с уверенностью в способности Соединенных Штатов нанести ответный удар могут улучшить их положение в региональной конфронтации и тем самым повысить доверие к американским гарантиям, сдерживающим нападение на их союзников и друзей.
Инфраструктура (оборонная, научно-исследовательская и промышленная) должна обеспечить доверие к надежности ядерных запасов и к способности структур управления и контроля противостоять нападению. В более широком смысле она помогает сдерживать агрессию, повышая способность вооруженных сил США держать на прицеле цели, имеющие большое значение, в условиях, когда наши противники пытаются их скрыть, укрепить и рассредоточить.
НАНЕСЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ, РАЗРУШЕНИЕ ПЛАНОВ
Ударный элемент новой триады, состоящий из неядерных систем и ядерного оружия, способен придать большую гибкость планированию и проведению военных кампаний для нанесения решительного поражения противнику. Неядерные ударные силы могут быть особенно полезны при необходимости ограничить сопутствующий ущерб и эскалацию конфликта. Ядерное оружие может быть применено против целей, способных противостоять неядерным атакам (например, глубоких подземных бункеров или объектов, связанных с применением биологического оружия).
Ракетная оборона сможет отразить ракетные нападения небольших масштабов, направленные на то, чтобы вынудить США отказаться от своих союзников и друзей. Системы, которые обеспечивают защиту ударным силам новой триады и другим оборонительным силам, повысят способность США и их союзников и друзей нанести ответный удар по противнику. Они также могут дать президенту возможность урегулировать кризис, связанный с одной или более ракетами и с противником, вооруженным ОМП.
УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВЕДКА
По мере того, как ВС резко меняются в соответствии с требованиями новой триады, управление и контроль приобретают все большее значение для обеспечения эффективности элементов оставшейся структуры. Варианты ударов потребуют сложного планирования и гибкости.
ЦЕЛИ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ТРЕБОВАНИЯ К ЯДЕРНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ
В условиях меняющейся обстановки нельзя с уверенностью предсказать точный уровень ядерных сил, необходимых в будущем. Сокращение в ближайшее десятилетие американских оперативно-развернутых стратегических ядерных сил до уровня 1700-2200 боеголовок придаст эти силам гибкость, позволит им приспособиться к изменениям.
Устанавливая требования к ядерным ударным силам, можно разделить непредвиденные обстоятельства, к которым США должны быть готовы, на немедленные, потенциальные и неожиданные.
Немедленные угрозы представляют собой хорошо узнаваемые текущие опасности. Примеры таких непредвиденных обстоятельств: нападение Ирака на Израиль или его соседей, нападение Северной Кореи на Южную или военная конфронтация по поводу статуса Тайваня.
Потенциальные угрозы - это вероятные, но не немедленные опасности. Например, возникновение новой враждебной военной коалиции против США или их союзников, в которой один или несколько членов обладает оружием массового поражения и средствами его доставки, является потенциальной угрозой, способной серьезно повлиять на оборонное планирование США, в том числе на планы ядерных сил.
Неожиданные угрозы - это внезапные и непредсказуемые вызовы безопасности, подобные кубинскому ракетному кризису. Это может быть внезапная смена режима, в результате которой существующий ядерный арсенал попадает в руки новой враждебной руководящей группы.
Северная Корея, Ирак, Иран, Сирия и Ливия - страны, которые могут иметь отношение к немедленным, потенциальным или неожиданным угрозам. Все они в течение многих лет враждебно настроены к США и их партнерам, особенно Северная Корея и Ирак. Все они спонсируют или укрывают террористов, активно развивают программы, связанные с производством оружия массового поражения и ракетных средств доставки.
Китай благодаря сочетанию развивающихся стратегических средств и модернизации ядерных и неядерных сил является страной, которая может представлять немедленную или потенциальную угрозу.
Россия сохраняет самые мощные, если не считать США, ядерные силы и значительные обычные силы. Сейчас нет идеологических источников конфликта с Москвой, существовавших в годы холодной войны. США стремятся к более тесному взаимодействию с Россией, хотят уйти от балансирования в рамках политики страха, которая по определению является выражением взаимного недоверия и враждебности. В результате угроза (ядерного удара) с участием России не ожидается, хотя и возможна.
Установление, с учетом изменившихся отношений с Россией, немедленных требований к ядерным силам США является серьезным шагом от политики взаимной уязвимости времен холодной войны к большему сотрудничеству.
Однако ядерные силы и программы России по-прежнему вызывают озабоченность. Россия сталкивается с множеством стратегических проблем по своей периферии, и ее будущий курс не может быть очерчен со всей определенностью. Американское планирование должно учитывать это. В случае если в будущем отношения США с Россией значительно ухудшатся, Соединенным Штатам, возможно, придется пересмотреть уровень и состояние своих ядерных сил.
ОПЕРАТИВНО РАЗВЕРНУТЫЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ
Размер оперативно-развернутых ядерных сил должен отвечать требованиям обороны в контексте немедленных и неожиданных угроз. То есть достаточное количество ВС должно быть готово по первому требованию противостоять известным угрозам, при сохранении небольшого дополнительного запаса на случай внезапного развития событий. 1700-2200 боеголовок, которые США собираются развернуть в 2012 г., составят оперативно развернутые силы.
Резервные ядерные силы предназначены для усиления оперативно развернутых сил, чтобы противостоять потенциальным угрозам. Они не должны находиться в готовности к действию не только в ближайшие несколько дней, но и несколько недель, месяцев и даже лет. Например, дополнительные боезаряды могут быть взяты из неразвертываемого резерва в течение нескольких дней или недель. Но на развертывание дополнительного вооружения межконтинентальных баллистических ракет потребуется время в пределах года для одной эскадрильи.
РАЗМЕР ЯДЕРНЫХ СИЛ США
К 2012 г. оперативно развернутые силы будут включать 1700-2100 стратегических ракетных боеголовок, которые будут обеспечивать американскую политику сдерживания, держать на прицеле объекты противника, включая органы политического управления и военную мощь, и препятствовать достижению его военных целей. Типы целей включают управляющие и военные объекты, особенно оружие массового поражения, объекты военного командования и другие центры контроля и инфраструктуры.
Планируемые к 2012 г. силы включают 14 ПЛАРБ "Трайдент" (с двумя из 14 боеготовыми ракетами в каждый момент времени), 500 МБР "Минитмен", 76 бомбардировщиков B-52H и 21 бомбардировщик В-2.
СОЗДАНИЕ НОВОЙ ТРИАДЫ
Для создания новой триады необходим пересмотр существующих сил, включая улучшение средств, используемых для строительства и для выполнения планов удара, с тем, чтобы во время кризисных ситуаций национальное руководство могло адаптировать имеющиеся варианты предварительного планирования или создавать новые.
Инициативы, отраженные в предполагаемом бюджете на 2003-2007 гг. (оборонный план на будущие годы), включают:
- мобильные и перемещаемые цели;
- поражение тяжелых и глубоко спрятанных целей. МО будет выполнять программу значительного улучшения средств обнаружения, распознавания таких целей;
- удар на большую дальность. МО будет осуществлять системный подход для поражения важных фиксированных и подвижных целей на любой местности и при любых погодных условиях;
- подводные лодки с крылатыми ракетами. МО предполагает профинансировать переделку четырех ПЛАРБ, выведенных из стратегических сил, в подводные лодки с крылатыми ракетами;
- точный удар. Усилия по увеличению числа целей, которые могут быть атакованы одним ударом. Предусматриваются многоцелевая система распределения информации для обеспечения помехоустойчивой безопасной цифровой сети по обмену важной информацией для ударных средств, единая ракета класса "воздух-земля", запускаемая вне зоны ПВО (JASSM), боеприпасы повышенной точности и беспилотный ударный самолет;
- новая ударная система. В 2003 финансовом году МО начнет разрабатывать концепцию новой ударной системы, которой могут быть вооружены модернизированные АПЛ с крылатыми ракетами. Ожидается, что новые системы должны обладать такими качествами, как своевременное поражение цели, точность и способность быстрого перенацеливания.