0
1352
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.04.2002 00:00:00

Закон открывает дорогу холдингам

Виталий Витебский

Об авторе: Виталий Яковлевич Витебский - кандидат экономических наук.

Тэги: закон, опк, холдинга


Вступающий в силу 26 апреля 2002 г. новый Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" кардинальным образом отличается от своего предшественника по многим показателям и отражает принципиально новый этап в процессе приватизации государственной собственности. В связи с обсуждением и процедурой принятия закона, много говорилось о новых подходах к выбору объектов приватизации, о новых многочисленных способах приватизации.

Однако целый ряд менее заметных изменений, внесенных в приватизационное законодательство, очень серьезно повлияет на процессы реформирования предприятий, прежде всего в ОПК, как имеющем на сегодняшний день наибольший по размерам государственный сектор.

Первым таким изменением является полное отстранение от принятия решений по приватизации трудового коллектива предприятия. В действующем законе, в пункте 5 статьи 15 предусматривалось, что решения о приватизации принимались с учетом решений общих собраний работников, преобразуемых в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий, а также мнений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В новом законе трудовой коллектив в принятии решений о приватизации не участвует, а органы власти субъектов Федерации и федеральные государственные унитарные предприятия вправе направлять в правительство РФ свои предложения о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году.

Это изменение формально существенно упрощает принятие государством решений по приватизации, но на деле может создать дополнительные трудности при утверждении годового прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Работа с предприятиями и регионами по новому закону не упрощается, а переходит в несколько иную плоскость.

Вторым важным изменением стала отмена понятия "закрепленные в государственной собственности акции". Это понятие уже давно потеряло практический смысл, так как после изменений в действующем законе о приватизации от 23 июня 1999 г. # 116-ФЗ статус "закрепленных" и "находящихся в государственной собственности" акций практически сравнялся.

А после выхода постановления правительства РФ от 22 января 2001 г. # 47 потерял смысл и перечень стратегических акционерных обществ, так как по продаже государственных пакетов всех трех видов стало требоваться практически одинаковое решение правительства.

Поэтому отмена статуса "закрепленных" в государственной собственности акций, также как и утверждение перечня стратегических акционерных обществ президентом РФ, возвращает новой классификации государственных пакетов утраченный смысл. Теперь решения по стратегическим пакетам будет принимать президент, а по всем остальным - правительство. Это, кстати, соответствует сложившейся практике создания интегрированных структур в ОПК, которые формируются только на основе указов президента.

Из других позитивных моментов нового закона необходимо отметить введение механизма отчуждения земельных участков одновременно с приватизацией зданий и сооружений. Это дает возможность создать в процессе приватизации единый имущественный комплекс, что, безусловно, поднимет его рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность.

Как негативный момент следует расценить отмену возможности проведения конкурса по продаже пакетов акций с инвестиционными условиями.

Наиболее важными и принципиальными для решения проблем интеграции являются статья 25 "Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ" и статья 26 "Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления".

Установленный в статье 25 порядок практически достраивает механизм создания холдингов с государственным участием. Теперь внесение принадлежащих государству пакетов акций в уставный капитал холдинговой компании осуществляется в порядке, установленном этой статьей. Дополнительным условием для создания холдингов в ОПК являются требования, установленные Указом президента РФ от 23 октября 2000 г. # 1768 (в части минимального размера пакета акций холдинговой компании, переходящего в государственную собственность). Созданный холдинг (являющийся, по сути, объединением основного и дочерних обществ) в своей деятельности по основным проблемам взаимодействия может руководствоваться статьей 6 "Дочерние и зависимые общества" Федерального закона "Об акционерных обществах".

Для создания холдингов необходимо широкое преобразование государственных предприятий в ОАО, в том числе, со 100-процентным закреплением акций в госсобственности и увеличение размеров принадлежащих государству пакетов в акционерных обществах, вступающих в холдинг.

Нерешенным вопросом при участии государства в создании холдинга является невозможность учреждения государством холдинговой компании, являющейся акционерным обществом. Государство должно вносить свою долю в уставный капитал уже существующего акционерного общества, которое будет выполнять функции холдинговой компании.

Для решения вопросов нормального функционирования холдингов целесообразно доработать и принять закон "О холдингах". При этом необходимо отметить, что альтернативное предложение о включении соответствующей главы в Закон "Об акционерных обществах" в нынешних обстоятельствах неприемлемо. Дело в том, что правовое положение наиболее интересных для государства с точки зрения создания холдингов акционерных обществ с размером государственного пакета акций более 25% определяется не только Законом "Об акционерных обществах", но и законодательством о приватизации. Поэтому включение холдингов в Закон "Об акционерных обществах" будет возможно только после переработки его в единый закон для всех АО, независимо от доли государственного участия.

Статья 26 нового закона открывает пути для совершенствования процедуры доверительного управления, совершенно недостаточно используемого в хозяйственной практике. В законе вводится принципиально новый стимул для доверительного управляющего - возможность приобретения пакета акций из числа находящихся в доверительном управлении после его завершения. Причем договор купли-продажи заключается с победителем конкурса на право доверительного управления одновременно с договором доверительного управления. Такой порядок стимулирует доверительного управляющего на повышение капитализации акций акционерного общества. Его учет позволит более качественно определить порядок передачи госпакетов в доверительное управление, цели доверительного управления и повысить его эффективность. Дальнейшее развитие вопросы доверительного управления могут получить в рамках обсуждаемого в Государственной Думе законопроекта "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ".

Как видно из вышеизложенного, новый закон позволяет решить целый ряд вопросов по интеграции предприятий и организаций. Надо надеяться, что практика его применения это подтвердит и ускорит принятие других, не менее важных правовых актов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1536
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
758
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3931
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3041

Другие новости