МНЕНИЕ
ОЧЕВИДНО, что для российского руководства Чечня - самый болезненный вопрос. Положение там можно с полным основанием охарактеризовать как стагнацию или тупик. Федеральная власть не способна установить прочный военный и политический контроль над территорией, а вооруженная оппозиция не в силах нанести крупное поражение правительственным войскам (как при захватах Грозного в 1995 и 1996 гг.) и ведет партизанскую войну на истощение.
У многих складывается весьма парадоксальное мнение, что ситуация достаточно безнадежна, но и никакого другого пути решения проблемы тоже нет. При этом вспоминают, что в XIX столетии Кавказская война длилась полвека, и высказывают надежду, что вопрос сам собой со временем так или иначе "утрясется". Между тем очевидно, что в XXI в. у нас 50-60 лет для решения проблемы не будет. С тех пор неузнаваемо изменились Россия и окружающий мир, и сама собой проблема никак не "рассосется". Напротив, если войну не завершить в ближайшие годы, то в свете нестабильной ситуации на остальном Северном Кавказе и в Закавказье весьма вероятна эскалация конфликта вширь и по масштабу насилия - с непредсказуемыми последствиями для России и других стран. В то же время новое поражение Москвы в Чечне и уход оттуда федеральной власти означал бы скорее всего развал всего Северного Кавказа с катастрофическими последствиями для Российского государства.
АНАТОМИЯ ТУПИКА
Не вдаваясь в историю вопроса и бесплодные сослагательные рассуждения (чего не надо и что надо было делать в прошлом), основные причины и негативные факторы сложившегося тупика, как представляется, состоят в следующем.
Прежде всего дело в том, что преобладающая доля местного населения не поддерживает федеральную власть, а значительная часть помогает мятежникам и постоянно пополняет их ряды. При этом, как во всех партизанских войнах, значительная часть боевиков воюет не постоянно и зачастую вблизи от дома, перемежая боевые действия с мирным трудом и даже контактируя с федеральными силами и местными властями. На это накладываются хитросплетения внутричеченских отношений, деловых и личных связей за пределами республики. Поэтому грань между мирным и воюющим населением весьма условна, как и между лояльными и враждебными федеральной власти людьми. Точно так же нет причин для оптимизма по поводу того, что есть сотрудничающие с Москвой и объединенным командованием местные органы власти, которые часто становятся объектом мести боевиков. Так было и в Афганистане, и в ходе первой чеченской кампании. Но без федеральных войск эти органы власти и чеченская милиция не смогут противостоять вооруженной оппозиции.
Далее, возмездие войск за нападения боевиков и "профилактические операции" (зачистки) чаще всего обрушиваются на мирное население, вновь и вновь отталкивают его к вооруженной оппозиции. Поэтому, несмотря на официальные данные о больших потерях боевиков, численность их постоянно действующего полевого контингента (2-3 тыс. человек) практически не меняется и обусловлена более всего пределами возможности руководства оппозиции по управлению, оплате и снабжению своих отрядов.
Другое обстоятельство в том, что границы Чечни полностью прозрачны, за исключением, как это ни парадоксально, внешней 82-километровой границы с Грузией, достаточно плотно и профессионально закрытой российскими пограничниками. Вне этого участка боевики имеют практически беспрепятственный вход и выход из зоны для снабжения своих отрядов оружием, снаряжением, медикаментами, припасами, людским пополнением, деньгами, наркотиками и пр. Административные границы Чечни прикрываются частями МВД, которые не могут их эффективно контролировать, не говоря уж о том, чтобы заблокировать.
Еще один важнейший момент - войска и федеральные силы и органы, как и все население Чечни, пребывают фактически в условиях войны, но вне какого-либо правового поля, определяющего регламент жизни мирных граждан, действий и статуса правительственных войск. Закон "О борьбе с терроризмом", на основе которого проводилась вторая чеченская кампания - слишком узкая и к тому же сомнительная правовая база для столь масштабной и разрушительной операции в течение вот уже почти трех лет.
При таком положении решение всех конкретных вопросов оставляется на усмотрение командиров частей и подразделений, а зачастую и рядового состава российских войск, постоянно находящихся под угрозой нападения, неспособных, да нередко и не пытающихся отличить обычных горожан и селян от вооруженных сепаратистов. Это сплошь и рядом обостряет конфликты населения и федеральных сил, влечет дополнительные потери как среди военнослужащих, так и среди мирных жителей.
Кроме того, после прекращения масштабных боевых операций к весне 2000 г. федеральные войска опять испытывают большие трудности в снабжении вооружением, боеприпасами и боевой техникой (многочисленные аварии вертолетов лишь наиболее заметный признак). Неудовлетворительны условия размещения войск, царят неразбериха и злоупотребления с боевыми выплатами, неопределенность прав и льгот военнослужащих. Все это способствует коррупции, деморализации и озлобленности, падению дисциплины, преступности среди военнослужащих, подчас толкает их к мародерству, преступлениям и беззаконию в отношении местного населения.
Ко всему имеет место чрезвычайная неразбериха и чересполосица в системе федерального и местного управления в Чечне, действия силовых структур плохо cкоординированы и зачастую согласуются "через Москву". Чечней занимаются много гражданских и военных начальников с неясным разделением полномочий и соподчинением между собой. Это порождает неэффективность управления, межведомственное соперничество на федеральном и региональном уровнях, вражду между лояльными Москве чеченскими руководителями, междоусобицу и ненадежность чеченской милиции. Создается питательная почва для коррупции, хищения финансовых и материальных ресурсов как в самой Чечне, так и по пути к ней.
СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОПАРТИЗАНСКИХ ВОЙН
Очевидно, что окончательно проблема Чечни может быть решена только политическим путем. Это подразумевает не что иное, как переговоры и соглашения с лидерами вооруженной оппозиции, в том числе и с Масхадовым или другими руководителями мятежников, если они придут ему на смену. Возможно, такое примирение примет форму мирной конференции в Москве, на которой российский президент, лидеры оппозиции и представители лояльных чеченских группировок подпишут соответствующие приемлемые для всех документы. Но такие переговоры не должны быть лишь ширмой для продолжения войны с обеих сторон и в то же время не могут подразумевать новую капитуляцию федеральной власти.
Поэтому как для создания благоприятной политической основы переговоров, так и для улучшения самого по себе положения в Чечне необходим ряд мер, преследующих в совокупности три главные цели. Во-первых, это максимальное сужение опоры вооруженной оппозиции среди мирного населения. Во-вторых, внешняя изоляция боевиков, пресечение каналов их снабжения. В-третьих, прекращение поддержки мятежников за рубежом, во всяком случае, в США и Западной Европе.
Опыт противопартизанских войн убедительно свидетельствует, что без выполнения этих условий мятежники, как правило, в конечном итоге одерживают победу, несмотря на огромное военно-техническое превосходство организованной силы государства, как было с США во Вьетнаме, с Советским Союзом в Афганистане, с Югославией в Косово и с Россией в первой чеченской кампании. И наоборот, при выполнении названных условий вооруженная оппозиция может быть в целом подавлена, как в ходе недавней контртеррористической операции в Афганистане.
ПУТИ ВЫХОДА
Ниже перечислены меры, некоторые из них соответствуют двум или всем трем названным целям. Прежде всего для их принятия необходимо, как это ни трудно, признание неудачи политики "стабилизации" в Чечне и потребности в решительном изменении курса.
В первую очередь необходимо создание для продолжения операции ясной правовой базы. Речь идет о введении в Чечне и сопредельных районах чрезвычайного положения на основе принятого в мае 2001 г. Закона "О чрезвычайном положении" с четким регламентом прав и обязанностей местного населения, войск, федеральных и местных органов власти. Должно осуществляться жесткое и законное подавление любого вооруженного сопротивления и несоблюдения особого порядка согласно статусу ЧП. При этом необходимо всемерное ограничение побочного ущерба для мирных жителей, которым будет понятен особый временный регламент жизни на основе конституционного закона о ЧП. Согласно ему чрезвычайное положение должно продлеваться каждые три месяца, и это предполагает регулярную оценку эффективности проводимого курса, при необходимости его коррекцию, обеспечение постоянной политической поддержки высшего законодательного органа страны.
Далее, нужно упорядочить систему управления в Чечне и жестко скоординировать все военные и специальные операции, восстановительные и социальные меры, гуманитарную помощь, создание местных органов власти и их защиту. На время осуществления чрезвычайного положения необходимо назначение единого представителя президента РФ в зоне ЧП с подчинением ему всех силовых и гражданских структур и создание жесткой и ясной системой ответственности, управления и подчинения.
Другая важнейшая мера - полное закрытие для свободного прохода боевиков административных границ Чечни с использованием погранвойск. Для этого нужно внесение поправок в законы "О государственной границе", "О пограничной службе", увеличение бюджета ФПС примерно на 2 млрд. руб. и личного состава погранвойск не менее чем на 10 тыс. военнослужащих.
Внутри Чечни необходимо прекращение зачисток, сокращение стационарных блокпостов (с частичной заменой их подвижными блокпостами), как весьма контрпродуктивных. Следует прекратить, кроме исключительных случаев, практику обстрелов и авиаударов по населенным пунктам, боевики должны уничтожаться при пересечении границ, на переходе или блокироваться в населенных пунктах. Нужен перенос центра тяжести на спецоперации, агентурную работу, точечные удары авиации и артиллерии по базам боевиков вне населенных пунктов.
Нынешнее состояние российской армии и внутренних войск не позволяет повысить эффективность военных операций, сократить свои потери и сопутствующие жертвы среди гражданского населения. Требуется обеспечение войск в Чечне в полном объеме самой лучшей имеющейся в стране техникой и вооружением, современными системами связи и информационного обеспечения, высокими боевыми выплатами и всеми льготами (в частности, на основе быстрого принятия закона "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий"). Нужно развернуть для них хорошее жилье, первоклассную медицинскую помощь и продовольственное обеспечение. Следует максимально расширить использование полностью контрактных частей, улучшить координацию действий силовых структур под единым командованием. (Примерная дополнительная стоимость - 10 млрд. руб. в год.) Нужна также более частая и регулярная ротация войск. Тогда будет легче применять суровые меры для пресечения со стороны военнослужащих дисциплинарных нарушений, коррупции и преступлений как в войсках, так и против мирных жителей.
В более спокойных областях к северу от Терека можно идти по пути возрождения мирной жизни, ослабления режима ЧП, восстановления жилого фонда и хозяйства, социальных функций государства, местного самоуправления и пр. Там могут работать лояльные Москве чеченские лидеры, туда по мере возможности возможно возвращение беженцев. Восстановление нормальной жизнедеятельности в этих районах послужит привлекательным примером для всего мирного населения республики, будет сужать социально-политическую базу мятежников. В названных условиях допустима максимальная открытость зоны ЧП для наблюдателей из международных организаций, прессы, зарубежных делегаций в рамках мер безопасности и финансовых возможностей.
Наконец, необходимо открытое и четкое формулирование позиций Москвы на предлагаемых ею переговорах с лидерами вооруженной оппозиции. Нужна максимальная гибкость в решении всех частных вопросов статуса и программ восстановления республики при непременном условии сохранения ее в качестве субъекта Российской Федерации, верховенства там Конституции страны и федеральных законов, размещения на длительный период необходимого минимума правительственных войск и правоохранительных органов.
Тогда появится возможность смены оборонительной внешнеполитической позиции России по Чечне на наступательную, активизации дипломатической и пропагандистской деятельности Москвы по дискредитации вооруженной оппозиции, раскрытию ее преступлений и связей с международным терроризмом. Этот вопрос должен быть включен в повестку дня всех переговоров России с другими государствами и международными организациями, позиция которых по Чечне станет главной точкой отсчета при развитии отношений России с ними.