0
2558
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.09.2002 00:00:00

Сценарий войны против Ирака

Тэги: сша, ирак


Стратегия

ПО СВЕДЕНИЯМ информированных источников, политическое решение о подготовке силовой акции с целью устранения от власти Саддама Хусейна и приведения к ней в Ираке лояльного Вашингтону правительства принято президентом США Джорджем Бушем еще в марте 2002 г. Планирование военной акции идет полным ходом. Однако с созданием широкомасштабного антииракского альянса у Вашингтона очевидные трудности.

СОЮЗНИКИ

План американских действий против Ирака подразумевает активное привлечение к участию в нем стран - союзниц США Ближневосточного региона. При этом ключевая роль здесь отводится Турции, Кувейту и Катару. Тем не менее позиции ведущих мусульманских стран региона значительно разнятся в степени поддержки американских намерений. В частности, Турция не приемлет организации восстания курдов, обоснованно опасаясь возможности создания на севере Ирака независимого курдского государства. Анкара одобряет только действия ЦРУ по проведению скрытых акций против Саддама Хусейна, но не поддерживает широкомасштабную военную операцию.

Саудовская Аравия и ОАЭ, поддерживая саму идею устранения от власти Саддама Хусейна, считают, что это может произойти только за счет внутреннего переворота в Багдаде с участием находящихся в стране скрытых противников иракского лидера. При этом ими допускается возможная помощь ЦРУ на этапе подготовки этой акции. Своей роли в военных действиях США в Ираке данные страны в настоящее время не видят.

Кувейт заявил о готовности поддержать любые действия США в Ираке при условии, что они будут осуществляться в соответствии с отдельным решением, принятым по данному вопросу СБ ООН, и контролироваться этой международной организацией. Кроме того, Кувейт также считает необходимым условием проведения операции в Ираке ее поддержку со стороны Саудовской Аравии.

Бахрейн, Катар и Оман к настоящему моменту еще окончательно не определили свою политическую линию по данному вопросу. Однако эти страны оказывают полную поддержку действиям США по размещению на их территории усиленного контингента американских войск. К началу июля 2002 г. здесь базируется уже более 15 тыс. военнослужащих ВС США. Это дает основания предполагать, что руководство данных стран будет вынуждено следовать в русле антихусейновской политики Вашингтона, предоставив свои базы для обеспечения действий ВС США в Ираке. Вместе с тем позиция подавляющего большинства европейских союзников Вашингтона - особо это относится к Германии и Франции - по предстоящей антииракской акции резко отрицательная.

ПЛАНЫ ПЕНТАГОНА

По имеющейся информации, планирование операции против Ирака носит нетрадиционный характер и находится на этапе разработки альтернативных вариантов военных действий, предшествующем этапам "выбор варианта", "утверждение замысла", "разработка оперативного плана".

Нетрадиционный характер планирования обусловлен рядом внесенных администрацией Джорджа Буша в этот процесс факторов: рекомендации по возможному задействованию ВС США против Ирака готовятся не по линии Комитета начальников штабов (КНШ), а "гражданским" руководством Министерства обороны, в основном первым заместителем Вулфовицем и заместителем по вопросам политики Фейтом. По некоторым данным, заблаговременно разработанные штабом ОЦК (Объединенное центральное командование) и даже утвержденные КНШ оперативные планы с учетом складывающейся вокруг Ирака военно-политической обстановки признаны неприемлемыми.

В рамках новых указаний по планированию ОЦК учитываются многие внешние (внешнеполитические, дипломатические и др.) факторы, касающиеся возможностей использования военной инфраструктуры стран региона, участия союзников в боевых действиях, привлечения вооруженных формирований иракской оппозиции, "стратегии выхода" после свержения режима в Багдаде и т.д. Предполагается, что на первом этапе силовой акции в Ираке будут проведены две специальные операции. Они могут осуществляться как одновременно, так и с разнесением по времени, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки и степени их подготовленности. В ходе первой из них предполагается проведение скоординированных силовых акций силами агентуры и спецподразделений ЦРУ при возможной их поддержке силами спецопераций ВС США и морской пехоты. Целью данных акций является высшее военно-политическое руководство Ирака. В основе замысла лежит организация государственного переворота, уничтожения иракских лидеров, и в первую очередь Саддама Хусейна, а также дестабилизация за счет этого системы высшего военного управления страной.

Вторая предполагает организацию в северных районах Ирака вооруженного восстания курдского населения против правящего режима с целью спровоцировать Багдад на широкое применение военной силы для подавления выступления. В дальнейшем через свои официальные представительства в Вашингтоне и Лондоне курды обращаются за военной помощью к США и Великобритании. США, возможно, и Великобритания вводят свои войска на север страны для "обеспечения защиты местного населения", одновременно решая задачи подготовки инфраструктуры к переброске в район дополнительного контингента своих войск (сил).

На фоне этих операций рассматривается возможность ускоренного наращивания американской ударной группировки в районе Персидского залива. В первую очередь сюда должны быть переброшены соединения истребительно-штурмовой и бомбардировочной авиации ВВС, увеличена группировка воздушных сил 5-го оперативного флота за счет передислокации в район до четырех авианосных ударных групп с приданными им амфибийно-десантными группами. По результатам хода спецопераций и их эффективности будет окончательно рассматриваться целесообразность проведения широкомасштабной военной операции, начало которой возможно еще до их завершения.

Крупномасштабная военная операция типа "вторжение" рассматривается как "последнее средство" после возможного провала планируемых ЦРУ при участии ССО ВС США "тайной операции" (военный переворот в Багдаде) и "специальной операции" (афганская модель), в которых группировке ОЦК ВС США отводится вспомогательная или резервная роль.

Таким образом, несмотря на заметный приоритет спецслужб, силовая акция против Ирака может быть осуществлена по одному из трех разрабатываемых вариантов. Первый вариант проведения такой акции - операция силами войск специального назначения. В случае принятия решения о проведении операции спецслужб США в Ираке планируется задействовать силы и средства центральной разведки (в основном ЦРУ и разведывательного управления Министерства обороны), диверсионно-разведывательные группы сил специальных операций (ССО) ВС США, а также боевиков оппозиционных Саддаму Хусейну иракских военно-политических организаций.

По некоторым данным, подготовка к проведению операции спецслужб осуществляется уже с декабря 2001 г. На территорию Курдистана заброшены диверсионно-разведывательные группы ССО ВС США с задачей рекогносцировки местности и установления контактов с командирами отрядов курдских боевиков. Военно-транспортными самолетами США регулярно совершаются рейсы в районы дислокации этих отрядов для доставки стрелкового и артиллерийского вооружения, боеприпасов и средств материально-технического обеспечения. В мае 2002 г. отмечено прибытие американских команд аэродромного обслуживания ВВС США на заброшенные иракские авиабазы Бомарни, Равандуз и Дахук в Курдистане. К настоящему времени американскими специалистами в основном завершены работы по восстановлению взлетно-посадочных полос этих авиабаз для приема тяжелых военно-транспортных самолетов ВВС США, а также подготовлены вертолетные площадки в окрестностях городов Мосу, Калак и Эрбиль в Северном Ираке.

США могут в короткие сроки через территорию Турции перебросить в Курдистан наземную группировку численностью в несколько тысяч военнослужащих, создать операционную базу ВС США в этом районе, взять под контроль богатые нефтяные месторождения и организовать проведение специальных операций по захвату или физическому устранению Саддама Хусейна и членов действующего правительства Ирака. Реальные сроки готовности к началу тайной операции сентябрь-ноябрь 2002 г.

Второй вариант - силовые действия против Ирака в форме ограниченной войсковой операции планируются в основном силами ВС США, уже развернутыми в регионе в ходе подготовки и проведения контртеррористической операции "Несгибаемая свобода" в Афганистане. В настоящее время эта группировка насчитывает около 40 тыс. человек, в том числе около 9 тыс. военнослужащих сухопутных войск, свыше 400 ударных самолетов, включая 11 стратегических бомбардировщиков, 14 боевых кораблей, в том числе один авианосец. В течение двух-трех недель группировка может быть усилена одним-двумя авианосцами, 200-250 ударными самолетами ВВС и ВМС, а также 10-12 тыс. военнослужащих сухопутных войск и морской пехоты США.

Ограниченная войсковая операция против Ирака спланирована американцами по типу воздушно-наступательной операции (ВНО) с привлечением стратегической, тактической и авианосной авиации, применением крылатых ракет морского и воздушного базирования и при поддержке ограниченной группировки сухопутных войск. В первую очередь ракетно-бомбовые удары планируются по пунктам управления военно-политического руководства страны, включая резиденции и убежища Саддама Хусейна, объединений и соединений вооруженных сил, объектам системы ПВО, а также научно-исследовательской и промышленной инфраструктуре ОМУ и средствам его доставки. В дальнейшем операция будет проводиться в форме систематических боевых действий продолжительностью до нескольких месяцев с целью уничтожения экономической и энергетической инфраструктуры страны и принуждения военно-политического руководства Ирака к принятию американских условий, возможно, при посредничестве влиятельных государств мира. Операция подобного типа может быть начата практически сразу после принятия решения президентом Джорджем Бушем.

Третий вариант - крупномасштабная военная кампания против Ирака. В ходе операции подобного масштаба планируется задействовать группировку вооруженных сил численностью в 250 тыс. человек, до 800 ударных самолетов, включая около 70 стратегических бомбардировщиков, 30-40 боевых кораблей, в том числе четыре авианосца, до 100 крылатых ракет воздушного базирования и более 400 КРМБ "Томахок". Операция может быть проведена ВС США как самостоятельно, так и во взаимодействии с союзниками по НАТО, в первую очередь Великобританией. С этой целью строятся дополнительные объекты военной инфрастуктуры в Катаре, Бахрейне, Кувейте, Иордании, заключаются долгосрочные соглашения о базировании тактической авиации ВВС США в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, в страны региона перебрасываются вооружение, военная техника и запасы материальных средств из Европы и континентальной части США.

ВОЕННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АКТИВИЗИРУЮТСЯ

За последнее время Объединенное центральное командование (ОЦК) ВС США существенно активизировало проведение мероприятий, направленных на повышение боеготовности и боевых возможностей группировки американских вооруженных сил, развернутой в зоне Персидского залива.

Главные усилия сосредотачиваются на наращивании возможностей системы боевого управления группировкой вооруженных сил США и их союзников. В настоящее время в зоне Персидского залива развернуты основные командные пункты (ОКП) ОЦК ВС США и подчиненных ему командований: сухопутных войск, ВВС, ВМС, морской пехоты и сил специальных операций. Отмечается, что пункты управления укомплектованы избыточным (относительно объема решаемых ими в настоящее время задач) количеством личного состава и оснащаются новейшими высокоавтоматизированными системами сбора, обработки и распределения информации. Для обеспечения устойчивости управления расширяется спектр коммуникационных услуг системы связи, включающей телефонную, телеграфную, факсимильную и видеоконференцную связь, а также передачу данных и электронную почту.

В интересах повышения разведывательных возможностей группировки при ОКП ОЦК (Эс-Сейлия, Катар) развернут объединенный разведывательный центр, основные усилия которого направлены на сбор сведений о текущей обстановке в Ираке, размещении пунктов управления, средств ПВО, соединений и частей иракских вооруженных сил, объектов производства и хранения оружия массового уничтожения (ОМУ), а также о возможных местах укрытия Саддама Хусейна. С этой целью командование ОЦК ВС США совместно со спецслужбами активизировало разведывательную деятельность в контролируемых курдами северных районах Ирака, в том числе на территории приграничных с ним стран. В Иордании, в районе аэродрома Н-4, развернут комплекс радиоэлектронной разведки, а на авиабазе Кинг-Фейсал с июня приступили к выполнению разведывательных задач шесть самолетов радиотехнической разведки RC-12D сухопутных войск ВС США. На авиабазе Али-эль-Салем (Кувейт) размещены четыре тактических разведывательно-ударных БЛА "Предатор", а на авиабазе Эль-Дафра (Объединенные Арабские Эмираты) - два стратегических БЛА "Глобал Хок" ВВС США. Возможности этих средств позволяют американцам вести радио- и радиотехническую разведку на всей территории Ирака.

Командованием ОЦК поддерживается высокая степень боевой готовности группировки войск, развернутой в зоне Персидского залива. Интенсивно проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, направленные на отработку способов ведения наступательных действий, организации ПВО/ПРО, борьбы с бронированными целями противника и защиты своих войск от ОМУ. Наиболее активно готовится к боевым действиям авиационный компонент группировки. Недавно проведены командно-штабное учение и практическая тренировка по ведению воздушно-наземной операции против Ирака с одновременным привлечением до 50 боевых самолетов ВВС и ВМС США. Повышение интенсивности подготовки формирований видов вооруженных сил к ведению боевых действий в горно-пустынной местности отмечается и на континентальной части США.

Особое внимание штаба ОЦК уделяется созданию в регионе условий для быстрого приема и развертывания войск усиления. С этой целью активизированы работы по оборудованию новых и совершенствованию имеющихся объектов инфраструктуры. Пополняются запасы вооружения и военной техники, средств материально-технического обеспечения на территории стран Персидского залива. В Курдском автономном районе Ирака и приграничных с ним районах Турции личным составом подразделений ССО сухопутных войск ВС США выбраны и подготовлены к использованию три полевых аэродрома, шесть вертолетных площадок и четыре передовые операционные базы ССО. Наряду с дооборудованием используемых авиабаз в Турции, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии США добились от правительства Иордании разрешения задействовать в своих целях три аэродрома на ее территории. Ведутся переговоры с правительствами Грузии и Азербайджана об использовании военной инфраструктуры этих стран. На территории Иордании оборудуются стартовые позиции для зенитных ракетных комплексов "Патриот", развертываются РЛС дальнего обнаружения и средства радиоэлектронной борьбы, создаются запасы боеприпасов и материальных средств. Завершается перемещение в Кувейт двух дополнительных бригадных комплектов вооружения, военной техники и материальных средств, содержавшихся ранее на складе в Эс-Сейлия (Катар) и судах-складах в районе острове Диего-Гарсия (арх. Чагос, Индийский океан).

Несмотря на то что численность и боевой состав американской группировки в зоне Персидского залива в течение последних шести месяцев остаются практически неизменными, анализ деятельности ВС США в данном регионе позволяет сделать вывод о том, что основные усилия штаба ОЦК направлены на создание условий для быстрого ее наращивания при возможном проведении силовой акции против Ирака. Имеющаяся в зоне Персидского залива группировка способна начать боевые действия в любой момент с нанесения массированных бомбово-ракетных ударов по важным государственным и военным объектам Ирака при одновременном развертывании формирований сухопутных войск и морской пехоты для проведения наземной фазы операции.

СТАВКА НА ИРАКСКУЮ ОППОЗИЦИЮ

Руководство США всерьез планирует привлечь антисаддамовские группировки к реализации планов устранения существующего в Ираке режима. Особое внимание на данном этапе США уделяют развитию отношений с ведущими иракскими оппозиционными организациями: Высшим советом Исламской революции в Ираке (ВСИРИ, лидер Хаким), Патриотическим союзом Курдистана (лидер Талабани) и Демократической партией Курдистана (лидер Барзани). В частности, американцы дали принципиальное согласие на открытие бюро ВСИРИ в Вашингтоне. Для детального обсуждения данного вопроса в июле текущего года планируется визит представителей ВСИРИ в США. Основная задача бюро будет состоять в налаживании и поддержании более тесного взаимодействия между руководством ВСИРИ и американской администрацией.

Следует отметить тот факт, что Вашингтон не препятствует налаживанию отношений между проамерикански настроенными арабскими странами Персидского залива и Багдадом. В настоящее время переговоры о восстановлении дипломатических отношений с Ираком ведутся Бахрейном, Катаром, Оманом и Объединенными Арабскими Эмиратами. Американцы рассчитывают использовать дипломатические представительства этих стран в своих интересах, и прежде всего для получения информации о развитии обстановки внутри Ирака, а также для установления контактов с оппозиционно настроенными представителями иракского руководства.

Руководство Ирака в качестве контрмеры на расширение военного сотрудничества оппозиционных курдских группировок с администрацией США предпринимает попытки дестабилизировать обстановку в контролируемых ими районах Иракского Курдистана. В последнее время на территории североиракских провинций Дахук, Эрбиль, Сулеймания (находятся под контролем формирований оппозиционных Багдаду Демократической партии Курдистана - ДПК и Патриотического союза Курдистана - ПСК) отмечена диверсионная деятельность боевых отрядов "Хевкар", которые относятся к курдским структурам, лояльным режиму Саддама Хусейна. Эти отряды приступили к систематическим рейдам против органов управления ДПК и ПСК и элементов их военной инфраструктуры.

Разведывательное обеспечение диверсионных действий проправительственных курдских формирований осуществляют спецподразделения главного управления военной разведки Министерства обороны Ирака и Иракской разведывательной службы. Боевыми отрядами "Хевкар" были осуществлены диверсионные акты против лагерей боевой подготовки формирований ДПК и ПСК, складов с запасами вооружения и боеприпасов, создаваемых подразделениями объединенного командования специальных операций ВС США в Иракском Курдистане для курдской оппозиции. Объектами диверсий стали также радиовещательные станции ПСК и сотрудничающей с ним Курдской социал-демократической партии.

Попытки баасистского режима Ирака оказать давление на руководство оппозиционных курдских группировок в целях вынудить его отказаться от развития военно-политического сотрудничества с США могут привести к обратному результату и стимулировать стремление курдских оппозиционных сил к дальнейшей координации антисаддамовской деятельности.

СРОКИ

Возможные сроки начала силовой акции с точки зрения готовности войск зависят от того, какой вариант действий выберет политическое руководство США. Они укладываются в диапазон от осени 2002 г. до весны 2003 г. Полной ясности, на каком из вариантов остановится руководство США, пока нет. Косвенно на имеющиеся по этому поводу разногласия указывает отставка заместителя помощника президента США по национальной безопасности Уэйна Даунинга, возглавлявшего в аппарате Совета национальной безопасности США управление по борьбе с терроризмом и являвшегося специальным советником главы государства.

Предполагается, что решение об отставке Уэйна Даунинга обусловлено наличием принципиальных расхождений между ним и руководством Пентагона во взглядах на проведение возможной военной операции против Ирака с целью ликвидации режима Саддама Хусейна. Даунинг, опираясь на свой опыт командования спецназом в ходе операции "Буря в пустыне", выступал за использование сил специальных операций при активной поддержке иракской оппозиции и американской авиации. Руководство Министерства обороны и КНШ пока возражают против такого плана, отдавая предпочтение варианту формирования сил вторжения численностью до 250 тыс. человек по типу коалиционной группировки, развернутой против Ирака в 1991 г.

Силовая акция специальных служб против Ирака с учетом всех элементов ее подготовки объективно не может быть начата ранее октября-ноября 2002 г. и прямо зависит от хода операции "Несгибаемая свобода" и ближневосточного урегулирования. Возможным же сроком начала широкомасштабной американской операции в Ираке может стать январь-февраль 2003 г. Основными препятствиями в реализации данных замыслов пока остаются продолжающийся палестино-израильский конфликт и нерешенность ближневосточной проблемы в целом. В связи с этим, по оценке западных экспертов, американская администрация вынуждена постоянно переносить сроки проведения военной акции против Ирака и уточнять ее замысел.

Некоторые американские законодатели считают, что Вашингтону необходимо принять срочные меры по урегулированию палестино-израильского конфликта и ликвидировать лагеря террористов в Сирии и Ливане, которые на данный момент представляют для США гораздо большую угрозу, нежели иракский режим. Американской администрации, полагают они, следует заставить Дамаск и Бейрут уничтожить упомянутые лагеря. Если это не удастся, считают законодатели, то США должны предпринять самостоятельные шаги по нейтрализации угрозы терроризма, исходящей с сирийской и ливанской территории. Аналитики не исключают, что за длительное время подготовки операции Белый дом, возможно, найдет альтернативный силовому путь решения проблемы Саддама Хусейна, а весьма рискованная война против Ирака останется на бумаге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
510
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1499
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2298
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1577

Другие новости