0
1604
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

21.03.2003 00:00:00

России придется решать, нужна ей ПРО или нет

Тэги: сша, россия, про, редмейкер


-ГОСПОДИН Редмейкер, как осуществляется на практике сотрудничество России и США по ПРО?

- Мы заинтересованы в совместных исследовательских работах с Россией, которые бы могли продвинуть вперед проект противоракетной обороны. У России здесь есть определенные заделы. Вот уже почти год существует двусторонняя рабочая группа, фокусирующаяся на проблемах ПРО. Осуществляются совместные научно-исследовательские работы, результаты которых, как мы надеемся, могут быть использованы при создании системы ПРО. Один из проектов - российско-американский спутник наблюдения (РАСН). Эта программа продолжается уже несколько лет и является наиболее продвинутой.

Из других отмечу проект создания в Москве Совместного центра обмена данными. Его главным предназначением является обмен данными о раннем предупреждении о ракетных пусках, однако в дальнейшем его работу можно будет развить до параметров, которые могут иметь отношение к ПРО. Идею проекта одобрили еще в 1999 году президенты Клинтон и Ельцин, однако вплоть до сего дня существуют препятствия на пути его реализации.

- Какие?

- Дело в том, что мы не можем поставить оборудование для работы этого центра. Существующая в РФ фискальная система мешает. Мы не собираемся расходовать огромные деньги на программы помощи в таких условиях, когда с нас еще хотят взять импортные пошлины и НДС. Это принципиальный спор. Ведь эти программы укрепляют не только нашу безопасность, но и безопасность России. И закупки оборудования в рамках этих программ осуществляются на деньги, выделяемые американской стороной.

- А могут ли "фискальные" проблемы повлиять на реализацию программы глобального партнерства в рамках "восьмерки"?

- Могут. Никто из стран "восьмерки" не желает брать на себя еще и оплату таможенных пошлин и НДС за поставляемое в Россию оборудование по утилизации ядерных материалов, остающихся в результате сокращения российских стратегических вооружений. Так что данная программа общей стоимостью в 20 миллиардов долларов оказывается под угрозой. Это уже отражается на реализации ряда проектов...

На практике российское правительство в каждом конкретном случае, когда начинается тот или иной проект, адресует нам следующее требование: прежде чем вы поставите то или иное оборудование, предлагаем вам в предварительном порядке уплатить таможенные пошлины и НДС.

Мы пытались доказывать, что это нелогично, но нам в ответ каждый раз говорили: мы в России сейчас очень серьезно, не так как раньше, относимся к сбору налогов. Вашим же, Запада, советам (по части устрожения сбора налогов) следуем. Так что уплатите импортные пошлины за компьютеры, которые вы в Центр обмена данными собираетесь поставить. На что мы, естественно, отвечаем отказом. Тогда нам говорят: выхода нет, ведь в РФ такой закон, и пока в него не будут внесены поправки, ничего нельзя поделать. Мы в ответ: что ж, подождем, пока вы не внесете поправки в закон. Вот на этом этапе мы сейчас и остановились...

Министерство обороны РФ говорит, что им такая помощь нужна, МИД - то же самое, а российский Минфин твердит свое: нужно собирать налоги. В общем, получается какой-то бюрократический абсурд. В одном случае американская сторона уже потратила почти 100 миллионов долларов на строительство объекта по хранению ядерных материалов. Однако все сейчас приостановлено из-за того, что российская сторона требует уплаты НДС. В итоге американский подрядчик сейчас отказывается завершать работы на данном объекте, пока правительство США не гарантирует ему возврат взимаемого НДС.

- А может быть, все это следствие лоббирования со стороны российских производителей, которые хотят увеличения своей доли в поставках оборудования для таких объектов? Как это, например, происходит в случае с соглашениями о разделе продукции (СРП) в нефтяной отрасли.

- Но ведь наши программы осуществляются по государственной линии. Они не являются коммерческими, нацелены не на получение прибылей, а на снижение рисков распространения ОМУ. Теперь что касается российских производителей. Да, ключевое оборудование поставляется из США, но ведь на каждом таком объекте работы хватает и для российских субподрядчиков. В конце концов ведь не американские же рабочие заняты на их строительстве, да и многие материалы закупаются на месте.

- Давайте вернемся к ПРО. Как обстоят дела с ПРО ТВД Азиатско-Тихоокеанского региона?

- В Азии нашим партнером в этом деле является Япония. Мы определили ряд областей, в которых начали с Токио совместные исследования для систем ПРО морского базирования. Японские компании уже работают над этим. Соответствующее оборудование намечено разместить как на американских, так и на японских кораблях. И там и там будет использоваться совместно разработанная аппаратура. То есть мы надеемся, что при японском участии нам удастся получить более совершенную систему перехвата ракет противника.

- То есть с японцами вы продвинулись в этом сотрудничестве дальше, чем с Россией?

- В случае с Россией нам еще предстоит совместно выяснить, в каких еще конкретных областях мы можем изыскать возможности для сотрудничества по разработке технологий ПРО. В космосе мы уже успешно сотрудничаем, особенно сейчас это важно, когда мы в критической степени зависим от российских ракетоносителей. И российская сторона, а конкретно Энергомаш (в рамках контракта с корпорацией Локхид), получает значительные дивиденды от такого сотрудничества. Вот мы и думаем: а почему бы не развернуть такое же масштабное сотрудничество в области ПРО?

- Можно ли сейчас предполагать, что дальнейшее расширение сотрудничества в "чувствительных областях" между Россией и США приведет в обозримом будущем к тому, что объемы и поступления от него превзойдут то, что российская сторона получает от продажи вооружений своим традиционным клиентам (Китаю, Индии и т.д.)?

- Мы уверены в этом, и мы об этом говорили нашим российским партнерам. Несомненно, в экономическом плане Россия выиграет больше, если она будет союзником Запада, нежели в варианте выстраивания союзнических отношений с Индией или Китаем┘ Америка является более богатой страной, чем Китай, так что в перспективе Россия сможет больше выиграть от торговли с США, нежели с Китаем.

- Но пока наш ВПК по-прежнему продает оружие своим традиционным клиентам, а американский ВПК - своим. У нас с вами нет ни общих рынков, ни общих производств. Пока партнерство США и России сводится главным образом к обмену разведданными, сотрудничеству в космосе и некоторым областям совместных научных исследований.

- Все-таки ситуация начинает меняться. Уровень сотрудничества в сфере безопасности много выше, чем несколько лет назад. И у нас множество возможностей для его дальнейшего повышения. ПРО - это лишь одна из перспективных областей, от сотрудничества в которой Россия только выиграет.

- Но ведь ВПК в обеих странах очень жадные. Как оборонщики России и США - при разных рынках, разных клиентах - могут совмещать свои интересы?

- Видите ли, японские компании не менее жадные, чем российские или американские. Но мы ведь сумели наладить с ними сотрудничество...

- Результаты начинаемых совместных исследований по ПРО будут Соединенными Штатами приобретаться у российской стороны? Или это все постепенно приведет к тому, что Россия как-то сама подключится к созданию ПРО?

- Я думаю, это будет зависеть от того, что же Россия сама хочет. В случае с Японией все ясно: ей требуется противоракетная оборона. Они хотят разместить ПРО у себя. Конечно, это потребует больших денег от Японии. ПРО - это дорогостоящая штука. Так что России придется решать, нужна ли ей такая система, будет ли она покупать те или иные компоненты ПРО. Если Москва скажет, что собирается, как и Япония, разместить у себя эту систему, мы прореагируем на такую просьбу благосклонно.

- И если со стороны Москвы ответ будет утвердительный, появится ли у российских предприятий возможность участвовать в производстве компонентов этой системы?

- Я думаю, да. Вместо того чтобы платить за те или иные компоненты деньгами, Россия могла бы получать их за счет инвестиций в программу ПРО своими технологиями, своим интеллектуальным потенциалом. В таком случае, конечно, потребуется меньше денег.

- В Пекине выражают недовольство в связи с тем, что в случае развертывания противоракетной системы театра военных действий в АТР среди "союзников США", получивших противоракетный "зонтик", окажется Тайвань. Председатель КНР Цзян Цзэминь, как сообщалось, даже предлагал прошлой осенью президенту Бушу в Кроуфорде такую сделку: Китай убирает крылатые ракеты, размещенные в Тайваньском проливе, взамен на обязательство США воздержатся от подобных планов.

- Мобильные ракеты, отведенные в другие районы КНР, могут быть быстро возвращены в Тайваньский пролив в случае возникновения там напряженности. Очевидно, что такой вариант не может считаться приемлемым. Подобное решение выглядело бы настолько же "успокаивающим" для Тайбэя, насколько обязательство с нашей стороны перед Пекином обеспечить Тайвань противоракетной системой морского базирования на условиях понимания, что корабли, оснащенные системами ПРО, будут располагаться вдали от Тайваня. Пекин может закономерно возразить, что эти корабли способны быстро перебазироваться, чтобы взять под защиту Тайвань. Так что мы пока не нашли достаточной общей почвы для бесед на эту тему с Пекином.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1244
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1172
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
778
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
631

Другие новости