ВМФ России продолжает оставаться в центре внимания военно-морской разведки США. В конце апреля у восточного побережья Камчатки была обнаружена иностранная субмарина, осуществлявшая наблюдение за учениями Тихоокеанского флота (ТОФ). В них принимали участие 15 надводных кораблей и подводных лодок, 10 судов обеспечения, 20 самолетов и вертолетов, более 10 тыс. военнослужащих. Руководил учениями командующий ТОФ адмирал Виктор Федоров. Субмарину классифицировали как многоцелевую атомную подводную лодку ВМС США. После обработки гидроакустической информации будет уточнено, к какому типу она относится - "Лос-Анджелес" или "Сивулф".
В ходе поисковой противолодочной операции были задействованы самолеты Ту-142М, которые способны производить поиск в районах, удаленных от аэродрома базирования до 4200 км. Бортовое оборудование Ту-142М обеспечивает автоматический и полуавтоматический полет, радиогидроакустический и магнитометрический поиск подводных лодок, длительное слежение за ними и их уничтожение. Оно включает системы: радиолокационную, радиогидроакустическую, вычислительную, отображения тактической обстановки, а также авиационный поисковый магнитометр и аппаратуру гидрологической разведки. Самолет оснащен системой дозаправки топливом в полете. Экипаж - 11 человек. Крейсерская скорость полета - 735 км/час. Максимальная взлетная масса - 185 т. Продолжительность полета - около 17 часов.
Средства поражения, размещаемые во внутрифюзеляжных отсеках, позволяют уничтожать субмарины в надводном и подводном положении, движущиеся с максимальной скоростью или малым ходом либо лежащие на грунте. Это авиационные противолодочные ракеты АПР-2, АПР-3, АПР-3М (предназначены для уничтожения субмарин при скорости хода до 40 узлов на глубинах до 800 м), корректируемые авиационные противолодочные бомбы С3В с активной гидроакустической пеленгацией (обеспечивают поражение на глубине до 600 м), авиационные тепловые самонаводящиеся торпеды ТТ-4.
Американскую АПЛ обнаружили при помощи сброшенных с самолетов радиогидроакустических буев. После установления первоначального контакта с субмариной Ту-142М поставили несколько дуговых барьеров из буев, перекрывающих возможные курсы лодки. Общее время слежения за американской АПЛ составило около 6 часов. В боевых условиях этого более чем достаточно для ее гарантированного уничтожения.
По данным "НВО", как такового вытеснения американской подлодки, находившейся на значительном расстоянии от побережья Камчатки, корабли и самолеты ТОФ не осуществляли. Используемые на Ту-142М гидроакустические буи РГБ-36 и РГБ-55А при переходе в активный режим работы тем самым дают экипажу субмарины сигнал о том, что она обнаружена, и следом могут быть сброшены самонаводящиеся торпеды или авиационные противолодочные ракеты. В этом случае следует на максимальной скорости покинуть опасный район. Однако если Ту-142М применяли пассивные буи РГБ-16 и РГБ-26, то американцы могли так и не узнать, что длительное время они находились "под колпаком". В любом случае факт обнаружения американской АПЛ свидетельствует о том, что морская авиация ТОФ сохраняет способность решать поставленные перед ней задачи.
В настоящее время в боевом составе ВМС США состоит 51 многоцелевая АПЛ типа "Лос-Анджелес" и 3 АПЛ типа "Сивулф". Вероятнее всего у побережья Камчатки находилась субмарина класса "Лос-Анджелес", так как "Сивулф" с их усиленным корпусом предназначены в основном для действий в арктических морях против подлодок российского Северного флота.
Отметим, что подводный шпионаж в непосредственной близости от российского побережья способен привести к крайне тяжелым последствиям. В общей сложности зафиксировано свыше 20 столкновений наших подлодок с иностранными субмаринами, находившимися в подводном положении. Что касается Тихоокеанского флота, то в июне 1970 г. в полигоне боевой подготовки ТОФ у берегов Камчатки столкнулись наша АПЛ К-108 и американская АПЛ "Тотог", в 1974 г. в том же районе столкнулись К-408 и американская "Пинтадо", в 1981 г. на подходе к Владивостоку АПЛ К-324 столкнулась с неустановленной субмариной типа "Лос-Анджелес". Эти случаи обошлись без жертв. А вот столкновение К-129 в 1968 г. с американской АПЛ "Суордфиш" привело к гибели нашей подлодки и 98 членов экипажа. Причем факт столкновений ВМС США никогда не подтверждали.
Роль Тихоокеанского флота, несмотря на сокращение количества боевых кораблей, по-прежнему трудно переоценить. И прежде всего благодаря наличию в его составе атомных подводных ракетоносцев, главной целью которых являются объекты на территории США. О значении, которое придает флоту военно-политическое руководство России, свидетельствует и тот факт, что за последнее время ТОФ посетил президент Владимир Путин и дважды - министр обороны Сергей Иванов.
Летом 2003 г. на Тихоокеанском флоте пройдут широкомасштабные учения. В них примут участие корабли и подразделения ТОФ, части Дальневосточного военного округа, авиация, подразделения МЧС, МВД, ФСБ, а также организации Министерства транспорта, Министерства связи и Госкомрыболовства. Как заявил Сергей Иванов, в ходе данных учений будут отрабатываться три основные задачи: организация взаимодействия всех силовых структур региона, усиление борьбы с терроризмом, охрана и оборона нефтегазовых объектов.
Ситуацию, связанную с появлением у побережья Камчатки атомной субмарины ВМС США, прокомментировал в интервью "НВО" советник главнокомандующего ВМФ России по авиации генерал-полковник Владимир Дейнека.
- Владимир Григорьевич, как можно оценить факт обнаружения иностранной АПЛ?
- Безусловно, это успех. Потому что поиск и слежение за подводной лодкой - весьма сложный процесс. Используя комплекс технических средств, экипаж противолодочного самолета в состоянии обнаружить в зоне поиска маневрирующую АПЛ.
- Как определяется зона поиска?
- Допустим, следует ордер наших кораблей, при этом ведется его нормальное противолодочное охранение. Опасные направления определяют, отталкиваясь от вероятного противника. Откуда он может действовать - на этом направлении и концентрируют необходимые силы и средства. Это могут быть противолодочные вертолеты и самолеты, подводные лодки и надводные корабли. То есть проводятся комплексные мероприятия. Авиационные средства поиска могут использовать радиогидроакустические буи, магнитометры, опускаемые гидроакустические станции, визуальное наблюдение, РЛС.
Сейчас созданы новые, нетрадиционные средства поиска, экспериментальные и серийные. Например, для обнаружения атомной подводной лодки по радиоактивному следу.
- Как вы полагаете, почему проводимые Тихоокеанским флотом нынешние учения вызвали интерес у ВМС США?
- Любое учение - это отработка новых способов боевых действий, тактических приемов, средств поиска и поражения, форм взаимодействия. Все это очень интересует вероятного противника, он стремится быть рядом.
- Видимо, американцы следят и за российскими стратегическими подводными ракетоносцами?
- Конечно. Их интересуют маршруты РПКСН, время выхода из баз, районы боевого патрулирования, на каких глубинах, скоростях и курсах оно осуществляется.
- Факт обнаружения субмарины противника - это гарантия ее последующего уничтожения?
- В боевых условиях - да. На всех наших противолодочных летательных аппаратах задача уничтожения решается автоматически, то есть данные после обнаружения вводятся в бортовую ЭВМ, которая затем выполняет алгоритм поражения цели в кратчайшее время.
- Возможна ли точная классификация подводного объекта?
- Конечно. По гидроакустическим данным: шумам винтов и другим элементам. Проводится анализ записей шумов, который дает объективную картину того, что именно было обнаружено. Возможно не только определение класса субмарины, но даже ее национальной принадлежности.