0
1348
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

Янки у берегов Камчатки

Тэги: камчатка, ВМС, США, субмарина


ВМФ России продолжает оставаться в центре внимания военно-морской разведки США. В конце апреля у восточного побережья Камчатки была обнаружена иностранная субмарина, осуществлявшая наблюдение за учениями Тихоокеанского флота (ТОФ). В них принимали участие 15 надводных кораблей и подводных лодок, 10 судов обеспечения, 20 самолетов и вертолетов, более 10 тыс. военнослужащих. Руководил учениями командующий ТОФ адмирал Виктор Федоров. Субмарину классифицировали как многоцелевую атомную подводную лодку ВМС США. После обработки гидроакустической информации будет уточнено, к какому типу она относится - "Лос-Анджелес" или "Сивулф".

В ходе поисковой противолодочной операции были задействованы самолеты Ту-142М, которые способны производить поиск в районах, удаленных от аэродрома базирования до 4200 км. Бортовое оборудование Ту-142М обеспечивает автоматический и полуавтоматический полет, радиогидроакустический и магнитометрический поиск подводных лодок, длительное слежение за ними и их уничтожение. Оно включает системы: радиолокационную, радиогидроакустическую, вычислительную, отображения тактической обстановки, а также авиационный поисковый магнитометр и аппаратуру гидрологической разведки. Самолет оснащен системой дозаправки топливом в полете. Экипаж - 11 человек. Крейсерская скорость полета - 735 км/час. Максимальная взлетная масса - 185 т. Продолжительность полета - около 17 часов.

Средства поражения, размещаемые во внутрифюзеляжных отсеках, позволяют уничтожать субмарины в надводном и подводном положении, движущиеся с максимальной скоростью или малым ходом либо лежащие на грунте. Это авиационные противолодочные ракеты АПР-2, АПР-3, АПР-3М (предназначены для уничтожения субмарин при скорости хода до 40 узлов на глубинах до 800 м), корректируемые авиационные противолодочные бомбы С3В с активной гидроакустической пеленгацией (обеспечивают поражение на глубине до 600 м), авиационные тепловые самонаводящиеся торпеды ТТ-4.

Американскую АПЛ обнаружили при помощи сброшенных с самолетов радиогидроакустических буев. После установления первоначального контакта с субмариной Ту-142М поставили несколько дуговых барьеров из буев, перекрывающих возможные курсы лодки. Общее время слежения за американской АПЛ составило около 6 часов. В боевых условиях этого более чем достаточно для ее гарантированного уничтожения.

По данным "НВО", как такового вытеснения американской подлодки, находившейся на значительном расстоянии от побережья Камчатки, корабли и самолеты ТОФ не осуществляли. Используемые на Ту-142М гидроакустические буи РГБ-36 и РГБ-55А при переходе в активный режим работы тем самым дают экипажу субмарины сигнал о том, что она обнаружена, и следом могут быть сброшены самонаводящиеся торпеды или авиационные противолодочные ракеты. В этом случае следует на максимальной скорости покинуть опасный район. Однако если Ту-142М применяли пассивные буи РГБ-16 и РГБ-26, то американцы могли так и не узнать, что длительное время они находились "под колпаком". В любом случае факт обнаружения американской АПЛ свидетельствует о том, что морская авиация ТОФ сохраняет способность решать поставленные перед ней задачи.

В настоящее время в боевом составе ВМС США состоит 51 многоцелевая АПЛ типа "Лос-Анджелес" и 3 АПЛ типа "Сивулф". Вероятнее всего у побережья Камчатки находилась субмарина класса "Лос-Анджелес", так как "Сивулф" с их усиленным корпусом предназначены в основном для действий в арктических морях против подлодок российского Северного флота.

Отметим, что подводный шпионаж в непосредственной близости от российского побережья способен привести к крайне тяжелым последствиям. В общей сложности зафиксировано свыше 20 столкновений наших подлодок с иностранными субмаринами, находившимися в подводном положении. Что касается Тихоокеанского флота, то в июне 1970 г. в полигоне боевой подготовки ТОФ у берегов Камчатки столкнулись наша АПЛ К-108 и американская АПЛ "Тотог", в 1974 г. в том же районе столкнулись К-408 и американская "Пинтадо", в 1981 г. на подходе к Владивостоку АПЛ К-324 столкнулась с неустановленной субмариной типа "Лос-Анджелес". Эти случаи обошлись без жертв. А вот столкновение К-129 в 1968 г. с американской АПЛ "Суордфиш" привело к гибели нашей подлодки и 98 членов экипажа. Причем факт столкновений ВМС США никогда не подтверждали.

Роль Тихоокеанского флота, несмотря на сокращение количества боевых кораблей, по-прежнему трудно переоценить. И прежде всего благодаря наличию в его составе атомных подводных ракетоносцев, главной целью которых являются объекты на территории США. О значении, которое придает флоту военно-политическое руководство России, свидетельствует и тот факт, что за последнее время ТОФ посетил президент Владимир Путин и дважды - министр обороны Сергей Иванов.

Летом 2003 г. на Тихоокеанском флоте пройдут широкомасштабные учения. В них примут участие корабли и подразделения ТОФ, части Дальневосточного военного округа, авиация, подразделения МЧС, МВД, ФСБ, а также организации Министерства транспорта, Министерства связи и Госкомрыболовства. Как заявил Сергей Иванов, в ходе данных учений будут отрабатываться три основные задачи: организация взаимодействия всех силовых структур региона, усиление борьбы с терроризмом, охрана и оборона нефтегазовых объектов.

Ситуацию, связанную с появлением у побережья Камчатки атомной субмарины ВМС США, прокомментировал в интервью "НВО" советник главнокомандующего ВМФ России по авиации генерал-полковник Владимир Дейнека.

- Владимир Григорьевич, как можно оценить факт обнаружения иностранной АПЛ?

- Безусловно, это успех. Потому что поиск и слежение за подводной лодкой - весьма сложный процесс. Используя комплекс технических средств, экипаж противолодочного самолета в состоянии обнаружить в зоне поиска маневрирующую АПЛ.

- Как определяется зона поиска?

- Допустим, следует ордер наших кораблей, при этом ведется его нормальное противолодочное охранение. Опасные направления определяют, отталкиваясь от вероятного противника. Откуда он может действовать - на этом направлении и концентрируют необходимые силы и средства. Это могут быть противолодочные вертолеты и самолеты, подводные лодки и надводные корабли. То есть проводятся комплексные мероприятия. Авиационные средства поиска могут использовать радиогидроакустические буи, магнитометры, опускаемые гидроакустические станции, визуальное наблюдение, РЛС.

Сейчас созданы новые, нетрадиционные средства поиска, экспериментальные и серийные. Например, для обнаружения атомной подводной лодки по радиоактивному следу.

- Как вы полагаете, почему проводимые Тихоокеанским флотом нынешние учения вызвали интерес у ВМС США?

- Любое учение - это отработка новых способов боевых действий, тактических приемов, средств поиска и поражения, форм взаимодействия. Все это очень интересует вероятного противника, он стремится быть рядом.

- Видимо, американцы следят и за российскими стратегическими подводными ракетоносцами?

- Конечно. Их интересуют маршруты РПКСН, время выхода из баз, районы боевого патрулирования, на каких глубинах, скоростях и курсах оно осуществляется.

- Факт обнаружения субмарины противника - это гарантия ее последующего уничтожения?

- В боевых условиях - да. На всех наших противолодочных летательных аппаратах задача уничтожения решается автоматически, то есть данные после обнаружения вводятся в бортовую ЭВМ, которая затем выполняет алгоритм поражения цели в кратчайшее время.

- Возможна ли точная классификация подводного объекта?

- Конечно. По гидроакустическим данным: шумам винтов и другим элементам. Проводится анализ записей шумов, который дает объективную картину того, что именно было обнаружено. Возможно не только определение класса субмарины, но даже ее национальной принадлежности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
660
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1345
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1179
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2241

Другие новости