0
2955
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

Закрытые городки: между прошлым и будущим

Тэги: соловцов, рвсн, преобразования


- НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, оргштатные мероприятия сегодня проходят во всех видах Вооруженных сил и родах войск. Почему на заседание коллегии Минобороны был вынесен вопрос именно о судьбе военных городков Ракетных войск?

- Актуальность данной проблемы во многом обусловлена тем, что в настоящее время столь полномасштабные мероприятия по реформированию и ликвидации воинских частей в Министерстве обороны РФ проводятся только в РВСН. Сейчас воинские части Ракетных войск дислоцируются в 51 военном городке, где располагается более 16,5 тысячи различных зданий и сооружений и где проживают более 600 тысяч человек - военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала и лиц, утративших связь с армией. Учитывая, что РВСН - сравнительно молодой род войск, который в нынешнем году отметит свою 44-ю годовщину, техническое состояние фондов большинства высвобождаемых военных городков выгодно отличается от качества фондов других городков Министерства обороны.

В 2000-2003 гг. в РВСН проведен целый ряд плановых мероприятий по реформированию и оптимизации войск. За этот период выведены из боевого состава и сокращены ракетные дивизии в Алтайском крае и Читинской области, управление ракетной армии в Чите, фонды которых организованно переданы войскам Сибирского военного округа. В настоящее время ведется работа по передаче фондов расформировываемого Пермского военного института РВСН. В ходе проведенных организационно-штатных мероприятий были отселены 543 семьи военнослужащих из гарнизона Алейск Алтайского края и 183 - из гарнизонов Дровяная и Чита в Забайкалье, что в основном позволило решить проблему создания служебного жилого фонда для прибывающих сюда воинских формирований СибВО. При этом затраты Министерства обороны на отселение семей военнослужащих РВСН составили свыше 900 миллионов рублей.

До 2006 г. и в среднесрочной перспективе до 2010 г. планируется ликвидировать еще несколько ракетных дивизий и две базы хранения. Причем сроки расформирования соединений РВСН определяются сроками эксплуатации ракетного вооружения и готовностью баз ликвидации. В этих военных городках в общей сложности проживают более 45 тысяч человек, о будущем которых необходимо позаботиться уже сегодня. Вместе с тем практика нашей работы показывает, что при нынешнем несовершенстве нормативно-правовой базы и существующих подходах к расформированию ракетных соединений и баз хранения обеспечить создание новых рабочих мест для населения высвобождаемых военных городков, поддержание устойчивого функционирования их жилой и социальной инфраструктуры не представляется возможным. В результате социальные права и интересы проживающих в военных городках людей оказываются нарушенными, что неизбежно приводит к обострению социальной напряженности в этих городках.

По своему статусу городки разделяются на закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), закрытые и открытые военные городки. ЗАТО - это особые военные городки, созданные при воинских формированиях, оснащенных ядерным оружием. Местные администрации, которые финансируются из федерального бюджета, здесь в том числе отвечают за эксплуатацию жилого фонда городков и отселение граждан, потерявших связь с Минобороны России. К сожалению, в свое время в РВСН не всем военным городкам соединений, несущих боевое дежурство, был присвоен статус ЗАТО, а создать новые сейчас уже не представляется возможным. Целевое финансирование ЗАТО из федерального бюджета позволяло эффективно и независимо от бюджетов регионов решать многие проблемы людей, в чьих руках находился ключ от ядерной кнопки. В соответствии с распоряжением правительства, в 2000-2003 гг. на баланс администраций ЗАТО ракетчиками было передано более 1400 зданий и сооружений.

Кроме того, реализация целевых программ развития ЗАТО позволила значительно улучшить техническое состояние переданного администрациям ЗАТО жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, начать строительство новых объектов, повысить благоустройство военных городков.

В настоящее время в Ракетных войсках насчитывается 14 ЗАТО, около 20 закрытых и более 15 открытых военных городков. И одной из проблем, обсуждавшихся на недавнем заседании коллегии МО РФ, является невостребованность большей части высвобождаемых фондов РВСН в интересах оборонного ведомства, хотя военные городки ракетчиков представляют собой хорошую базу для жизнедеятельности воинских частей и могли бы еще послужить на благо Отечества. Более того, вывод частей РВСН из военных городков повлечет за собой упразднение статуса ЗАТО с преобразованием их в обычные муниципальные образования субъектов Федерации. А в условиях отсутствия в них каких-либо предприятий и производств это обернется многократным уменьшением бюджета таких городков, что, в свою очередь, может привести не только к потере имеющихся в них фондов, но и к непредсказуемым социальным последствиям.

- Что в такой ситуации может ожидать население высвобождаемых военных городков?

- Сегодня на первый план выходит проведение организационно-штатных мероприятий на объектах РВСН, дислоцированных на территории ЗАТО. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что для отселения из ЗАТО граждан, утративших связь с армией, действующие нормативно-правовые акты в области программы "Государственные жилищные сертификаты" применить нельзя, поскольку статус ЗАТО в отличие от закрытого военного городка позволяет приватизировать имеющуюся на его территории жилплощадь для постоянного проживания. Иными словами, проживающие на территории ЗАТО граждане, имеющие жилплощадь, соответствующую социальным нормам, считаются обеспеченными жильем, а вопросами их отселения обязана заниматься администрация ЗАТО. Но что такое квартира в городке, расположенном в десятках километрах от областного центра, где после расформирования частей и работу-то найти нереально? В то же время прошлогодняя статистика только по 6 ЗАТО показывает, что из более 3400 подлежащих отселению семей за счет средств, выделенных из федерального бюджета администрациям ЗАТО, было отселено чуть больше 270 семей уволенных в запас военнослужащих. Есть и примеры, когда администрации некоторых ЗАТО вообще не занимаются этой проблемой. Между тем попытки самостоятельного решения населением своих жилищных вопросов могут привести к наводнению бывших военных городков местными криминальными структурами. По нашим расчетам, в случае невозможности обеспечить занятость населения затраты на отселение людей из военных городков более чем в 15 раз могут превысить ежегодные расходы на их содержание.

Командование РВСН в складывающейся ситуации постоянно задействует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и возможности, ищет нестандартные подходы к решению социальных проблем людей, проживающих в высвобождаемых военных городках. Например, по нашему ходатайству в 2002 году был положительно решен вопрос о выделении в порядке исключения 266 ГЖС для отселения жителей ЗАТО Кедровый Красноярского края. За последние три года у нас было проведено несколько заседаний Военного совета РВСН и совещаний с участием представителей федеральных органов исполнительной и законодательной властей, глав администраций ЗАТО. Эти и другие мероприятия позволили сформировать скоординированные подходы к решению возникающих в ходе реформирования войск многочисленных социально-бытовых проблем. Но только своими силами эти вопросы нам не разрешить. Самое же печальное, что в качестве разменной монеты в ходе всей этой бюрократической волокиты выступают люди.

- Николай Евгеньевич, что, по вашему мнению, необходимо сделать для цивилизованного решения этих проблем?

- На наш взгляд, необходимо еще раз вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности использования высвобождаемого ракетчиками фонда в интересах оборонного ведомства. Нашим городкам уже удавалось вернуть жизнь после передачи их другим воинским частям МО РФ, и этот опыт заслуживает дальнейшего распространения. Необходимо, наконец, разработать и принять на правительственном уровне программу создания наукоемких промышленных производств на базе высвобождаемых военных городков с обязательным инвестированием этих проектов и учетом региональных особенностей. Соответственно для проведения "конверсии" военных городков было бы логично сохранить их статус ЗАТО с целевым финансированием из федерального бюджета на переходный период от 3 до 5 лет. Мы считаем необходимым расширить перечень фонда, подлежащего безвозмездной передаче администрациям ЗАТО, включая не входящие пока в него здания специального и казарменно-штабного фонда, объекты социально-культурного назначения. Если мы своевременно не передадим местным органам власти те из высвободившихся объектов, которые не находят своего дальнейшего применения и не могут быть реализованы, то их судьба окажется аналогичной судьбе многих других военных городков, на месте которых теперь одни руины.

Иное решение возможно для крупных населенных пунктов. В адрес администрации президента РФ и правительства РФ неоднократно поступали обращения от различных структур о безвозмездной передаче им фондов Пермского ВИ. При поддержке же руководства МО РФ нами подготовлен проект инвестиционного контракта, предусматривающий равноценный обмен фондов военного института на жилье для военнослужащих. Это единственно правильный путь, который позволит соблюсти интересы МО по обеспечению жильем бесквартирных военнослужащих РВСН. Ведь на сегодняшний день более 190 не имеющих жилья военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава Пермского ВИ, увольняемых по организационно-штатным мероприятиям, должны быть обеспечены постоянным жильем до увольнения из армии. Всего же по Ракетным войскам более 13,5 тысячи военнослужащих и гражданского персонала РВСН нуждаются в получении жилья и улучшении жилищных условий. Причем эта цифра сопоставима с количеством бывших военнослужащих, ожидающих своего отселения из военных городков. А исходя из объемов получаемого жилья, до конца текущего года в РВСН планируется ввести в строй только 1826 квартир, в том числе 1723 за счет бюджетных ассигнований.

В рамках поднятой проблемы стоит отметить, что нуждается в корректировке и перечень лиц, которые могут стать участниками программы "Государственные жилищные сертификаты": к ним необходимо отнести и граждан, проживающих на территориях ЗАТО. Несмотря на то что процент реализации ГЖС в РВСН является самым высоким в Министерстве обороны (более 92%), нынешние масштабы реформирования Ракетных войск заставляют ставить вопрос об увеличении лимита государственных жилищных сертификатов, выделяемых РВСН.

- Многие из затронутых в нашей беседе вопросов находятся за рамками компетенции руководства Минобороны России. Появились ли у ракетчиков надежды на преломление складывающейся ситуации после состоявшегося заседания коллегии МО РФ?

- В принятом постановлении намечен ряд конкретных мер по рациональному использованию инфраструктуры высвобождаемых городков и обеспечению социальных прав проживающих в них. Принято решение о разработке и направлении в правительство РФ целого блока предложений. И, кроме того, в ближайшее время предполагается направить президенту России обращение министра обороны РФ о вопросах социальной защищенности семей военнослужащих, проживающих в ЗАТО, где соединения РВСН подлежат ликвидации. Это важно для будущего Вооруженных сил, для тех более чем полутора тысяч лейтенантов, которые в нынешнем году пополнили строй ракетчиков. Ведь им тоже необходима уверенность в своем завтрашнем дне, в том, что они и их семьи впоследствии не окажутся в "забытом полку".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
288
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1306
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1909
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1332

Другие новости