В ПЕРВОМ квартале 2004 г. в Вооруженных силах России будет утвержден новый Боевой устав (БУ) Сухопутных войск. Основное отличие его от аналогичного документа, разработанного еще во времена существования ВС СССР, в том, что он "сосредоточен на уточнении практических вопросов подготовки и ведения боя с учетом опыта действия и выполнения боевых задач соединениями, частями и подразделениями в Афганистане, а также первой и второй чеченских кампаниях". Об этом заявил на днях главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Кормильцев. Хотя представители ГК СВ уже сейчас не скрывают того факта, что все учебно-боевые задачи на полигонах, а также боевые задачи в Чечне отрабатываются так, как изложены в требованиях проекта нового БУ, то есть подразделения учатся действовать "двойками" и "тройками", осваивают тактику действия "перекатами", когда находящиеся в поиске или атаке подразделения при поэтапном продвижении вперед прикрывают друг друга, обеспечивая таким образом взаимную безопасность.
Другое "чеченское" новшество, которое также вводится в новом году в боевую учебу войск, связано с тем, что независимо от места расположения военных округов и флотов все общевойсковые части и подразделения, а также морская пехота, ВДВ, отрабатывают тактику боевых действий применительно к горной и горно-лесистой местности, малонаселенным аулам и т.п. При этом солдаты учатся воевать в этих условиях как днем, так и ночью. Раньше такого не было и, как правило, войска осваивали способы действий, присущие ТВД, на той местности, где они дислоцированы. Изменения в программах боевой подготовки войск, во-первых, связаны с тем, что главные силы чеченских боевиков находятся в горах, а значит, основная тяжесть борьбы армейских подразделений с ними сейчас перенесена на юг республики. Во-вторых, расширение спектра учебных задач для всех военных округов и флотов говорит о том, что в будущем, возможно, войска из их состава будут отправлены на ротацию в Чечню. И здесь, по мнению руководства Сухопутных войск, очень важно, чтобы они были сразу же адаптированы к возможным боевым операциям.
Как известно, сейчас интенсивность боевых действий в Чечне перенесена на равнинную часть. А армейские подразделения, отвечающие за горную Чечню, в основном осуществляют разведывательно-поисковые мероприятия силами спецназа - ликвидируют схроны с оружием, делают засады, проверяют паспортный режим и т.п. В том, что они это осуществляют успешно, говорят, к примеру, итоговые сводки действий подразделений ВС РФ на территории ЧР за последнюю неделю: армейские подразделения потерь не понесли, ими обнаружены несколько крупных складов с оружием, пойманы и обезврежены боевики, которые готовили ряд диверсий против федеральных сил.
"Заявление Масхадова о том, что его боевики создают на юге Чечни так называемую "Независимую горную Ичкерию", не больше чем фикция. Тем более сейчас, осенью, когда упала листва и выпал снег, вся основная масса бандитов уже давно или спустилась с гор, или спряталась в населенных пунктах, или ушла в приграничные с Чечней регионы для отсидки", - так заявил "НВО" начальник пресс-службы Сухопутных войск ВС РФ полковник Яков Фирсов. При этом он акцентировал внимание на том, что армейцы контролируют практически всю обстановку в горах.
И это, видимо, действительно так. В горах наблюдается явный перевес военных. Во всех крупных населенных пунктах (Ведено, Шатое, Итум-Кале, Борзое, Сержень-Юрте и т.п.) расположены военные комендатуры, укомплектованные военнослужащими Минобороны РФ, проходящими службу по контракту. Численность комендантских стрелковых рот - около 100 военнослужащих каждая. Кроме этого, горные армейские комендатуры взаимодействуют с регулярными подразделениями 42-й мотострелковой дивизии Минобороны РФ, расположенными в республике на постоянной основе (в горах и предгорьях - это в Шали, Итум-Кале, Борзое и т.д.), а также с подразделениями и мотоманевренными группами двух погранотрядов Погранвойск ФСБ РФ (штабы отрядов ПВ дислоцированы в Итум-Кале и Борзое). Также армии помогает местная милиция. Это не менее 5 тыс. человек. Всего из более чем 75-тысячной группировки войск в ЧР в горной местности сосредоточено не менее 20 тыс. военнослужащих. По данным командующего Северо-Кавказским военным округом генерал-полковника Владимира Болдырева, общая численность военнослужащих Минобороны в Чечне - 33 тыс. Из них 27 тыс. - это представители СКВО. По последним сводкам Регионального оперативного штаба, активных боевиков в Чечне осталось не более 900 человек. Между тем, как считает экс-командующий СКВО генерал-полковник Геннадий Трошев, боевиков в ЧР и того меньше. По его словам, там осталось три одиозных личности - Масхадов, Басаев и Гелаев. Каждого охраняют от 50 до 100 боевиков.