0
1399
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

13.02.2004 00:00:00

Туманные перспективы сотрудничества

Тэги: рамос, про, сша, сотрудничество


Проект, все эти годы покрытый завесой секретности, был начат в 1992 г. в рамках инициатив бывших президентов Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Предусматривалась совместная разработка, запуск и эксплуатация на орбите в течение двух лет российского (ROS – Russian Observation Satellite) и американского (AOS – American Observation Satellite) экспериментальных спутников дистанционного зондирования Земли.

В основу проекта «Рамос» был положен принцип стереоскопической съемки спутниковой парой AOS-ROS одного и того же объекта на поверхности Земли или в атмосфере с помощью многоспектральной оптико-электронной аппаратуры наблюдения, работающей в видимой, средней и дальней инфракрасных областях электромагнитного спектра. Предполагалось вести наблюдение за фоноцелевой обстановкой, обнаруживать и сопровождать запущенные баллистические ракеты. Главной целью было формирование уникального банка данных, который обе страны могли бы в дальнейшем использовать для своевременного обнаружения любой запущенной баллистической ракеты по ее демаскирующим признакам. По сути, речь шла о создании эффективной спутниковой системы наблюдения повышенной информативности. Не исключалась возможность использования системы для мониторинга земной поверхности и решения экологических задач.

Запуск первого спутника планировался на конец 2007 ф.г., а второго – в 2008 ф.г. США должны были нести основную часть финансовых расходов по проекту – более 300 млн. долл. в течение всего периода реализации. Однако в дальнейшем сумма возросла до 500 млн. долл.

Российская сторона должна была построить спутники, включая датчики для ультрафиолетовой области спектра и матричные камеры, работающие в видимой его части, а также обеспечить запуски. Управление орбитальной группировкой AOS-ROS и обработку данных должен был осуществлять объединенный оперативный центр в Москве. Обе стороны должны были иметь паритетный доступ к полученной информации. В то же время американской стороной не предусматривалось включение спутников «Рамос» в состав создаваемой инфраструктуры системы НПРО.

На начальном этапе реализации программы в 1995–1999 гг. обе страны достигли определенного научно-технического прогресса. Были даже проведены некоторые эксперименты в приземной атмосфере и космосе с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава орбитальных группировок России и США. Однако затем программа стала заложницей той международной политической ситуации, которая сложилась после решения США выйти из Договора по ПРО и создать национальную систему противоракетной обороны. Высшее политическое руководство России выступило против этого решения, в связи с чем Пентагон через некоторое время стал проявлять беспокойство за безопасность накопленной по программе информации и возможность утечки применяемых в «Рамосе» американских космических технологий. Эти опасения начали влиять на финансирование проекта. В 2003 ф.г. бюджет «Рамоса» был сокращен и вместо запрашиваемых 69 млн. долл. Конгресс США выделил только 50,1 млн. долл.

Первый заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Александр Денисов так охарактеризовал ситуацию: «Раньше да и сейчас наши американские партнеры пытались заполучить единичные образцы нашей техники. Понятно, что в первую очередь этот интерес связан с тем, чтобы найти эффективное противодействие нашим образцам военной техники. При этом, когда мы предлагали сотрудничать на более выгодной взаимной основе, мы получали "мягкий" отказ».

Выйдя из проекта «Рамос», США продолжат путь к практическому осуществлению своего плана создания системы НПРО. В частности, в рамках военного бюджета США на 2005 ф.г. Пентагон запрашивает на эту программу 10,3 млрд. долл., в том числе около 900 млн. долл. на финансирование разрабатываемых противоракет и космических датчиков, которые войдут в первоначальный состав системы ПРО. А в России, по всей видимости, получат дополнительный импульс всевозможные проекты «асимметричных ответов» американской стороне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
513
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
325
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2264
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1767

Другие новости