Одной из опасных тенденций, характеризующих современные вооруженные конфликты, является молодость их участников. Все чаще и во все большем числе конфликтов именно молодые люди, а иногда и просто дети играют активную роль - и как непосредственные комбатанты, и как косвенные участники.
Оценки ООН свидетельствуют, что в настоящее время по крайней мере 300 тыс. мальчиков и девочек в возрасте моложе 18 лет служат в качестве солдат, а также выполняют другие функции, такие как шпионаж, осведомление, посыльная служба, секс-рабство, в более чем 30 конфликтах в мире".
ПОДРОСТОК С АК-47
За последние два десятилетия ХХ века 2 млн. детей погибли в вооруженных конфликтах, в большинстве своем в Африке. Не менее 6 млн. детей оказались ранеными или искалеченными. Более 12 млн. стали сиротами. Многие из детей, погибших в межплеменных войнах и вооруженных конфликтах, были солдатами.
"Солдаты-дети" обычно не менее профессионально подготовлены, чем взрослые комбатанты. Более того, как отмечают американские военные специалисты, молодые люди бывают даже более опасными, так как вся их жизнь прошла в вооруженной борьбе и ничего иного, как воевать, они в своей жизни просто не умеют.
Одной из характерных черт "солдат-детей" является жестокость, в частности, в отношении пленных. Как правило, они никого не берут в плен. В тех редких случаях, когда такое случается, судьба пленных становится еще более страшной: их используют для тренировки молодого пополнения в методах и приемах убийства взрослого человека. Убийство пленных на глазах детей и подростков имеет целью приучить их к крови, к смерти. Из этого устраивается публичное "шоу", призванное привлечь новых добровольцев-детей к службе в составе вооруженных формирований.
Дети вербуются в состав повстанческих и иных ирредентистских формирований не только и не столько потому, что в их рядах не хватает взрослых воинов.
Детей насильно принуждают вступить в ряды повстанцев. Такая ситуация складывалась в 1980-1992 гг. в Сальвадоре и в Афганистане. Тирания страха - вот на чем основывается абсолютное психологическое подавление личности ребенка. Полное послушание взрослому-командиру в этой ситуации вполне типично для поведения детей.
Некоторые дети сами добровольно вступают в ряды повстанцев, так как только это дает им гарантию регулярного получения пищи, одежды и защиты. Особенно это характерно для сирот.
В некоторых странах и регионах мира, таких как Палестина, Босния-Герцеговина, Косово и Северная Ирландия, ненависть к другой нации сопутствует жизни ребенка с самого рождения. В жизни для них нет иного выбора, они вливаются в ряды "борцов" с раннего детства.
Среди "солдат-детей" есть и те, настроения которых выразил бывший юный повстанец: "Я вступил в ряды борцов, потому что я хотел получить власть, потому что первые повстанцы, которые вошли в Сьерра-Леоне, убивали наших братьев, захватывали власть и были плохими".
Дети во многих случаях являются более послушными солдатами. Нередко им даются самые опасные задания. Их посылают совершать самые зверские преступления. Один из бывших "солдат-детей" свидетельствует: "Иногда мы убивали десять, пятнадцать, а то и тридцать человек. А после всего этого мы праздновали, пили ром и курили "травку". Мы могли даже перемазаться все в крови".
В вербовочной работе с подростками и детьми активно применяются некоторые психологические приемы, когда мобилизованные в вооруженные отряды недоросли оказываются как бы в ловушке. Так, например, их обязывают принимать непосредственное участие в рейдах против родных деревень, после чего им объясняют, что теперь уже никогда они не смогут вернуться туда. Детям раздают различные амулеты, которые, по словам авторитетных взрослых командиров, гарантируют их жизнь и защиту от пуль.
По данным всемирной правоохранительной организации "Human Rights Watch", наиболее эффективно система рекрутирования детей работает в Бирме. В ее сетях находится ныне 70 тыс. молодых людей, 10-15% которых - моложе 15 лет. Среди африканских государств, нанимающих в свои армии детей, выделяются Демократическая Республика Конго, Уганда и Руанда.
В 1986 г., когда Национальная армия сопротивления Уганды вошла в Кампалу, наблюдатели ООН были шокированы, увидев в рядах повстанцев 4-5-летних детей. Повстанческая армия Уганды насчитывала 3 тыс. "солдат-детей" в возрасте до 16 лет, из которых 500 были девочками.
КАК ВОЕВАТЬ С "СОЛДАТАМИ-ДЕТЬМИ"
В противодействии "солдатам-детям" серьезная моральная ответственность лежит на плечах командиров и начальников. Американское военное командование обращает особое внимание на подготовку офицерского состава к "нетрадиционным" боевым действиям против "солдат-детей".
В Общевойсковой штабной школе сухопутных войск США, где готовятся американские офицеры руководящего звена, со слушателями регулярно проводится специальный семинар.
Прежде всего необходимо иметь полную и достоверную информацию о "солдатах-детях", то есть знать, как они попали в ряды противника, представлять уровень их подготовки, специфику организации, боевой опыт, а также знать их лидеров и места дислокации.
При угрозе возможных акций со стороны "солдат-детей" необходимо принять меры по воспрещению их нахождения вблизи караулов или блокпостов. Солдатам следует воздержаться от контактов с детьми, от угощений их конфетами.
Следует понимать, что в будущем американские вооруженные силы неизбежно окажутся в ситуациях, когда будут вынуждены применять оружие против "солдат-детей" для самозащиты. Именно поэтому командиры уже в мирное время должны быть готовы четко и доходчиво объяснить своим подчиненным необходимость такого шага. Международное право разрешает применять необходимую силу в целях защиты от обоснованных угроз, включая детей.
Главные усилия военного командования в борьбе против угрозы военных акций со стороны "солдат-детей" должны быть нацелены на их руководителей-взрослых. Именно приказы лидера, держащего в страхе детей и подростков, заставляют последних совершать самые жестокие преступления. Лишившись руководящего центра в лице лидера, дети и подростки при малейшей возможности дезертируют.
В противодействии "солдатам-детям", как показал опыт действий американских войск в разных регионах мира, необходимо делать акцент не на поражении противника, а на его запугивании. В этих целях войскам рекомендуется применять системы так называемого несмертельного вооружения. Потенциальных малолетних противников можно также испугать звуками выстрелов и взрывов, грохотом пролетающих над их головами вертолетов и самолетов.
Важнейшей превентивной мерой борьбы с угрозами со стороны "солдат-детей" считается взятие под контроль мест потенциального рекрутирования детей в вооруженные формирования - школы, лагеря беженцев, церкви, другие общественные здания и учреждения.
"Солдаты-дети" должны стать объектами воздействия подразделений психологических операций, которые своими аргументами и методами должны склонить детей и подростков прекратить военные действия, бежать из своих вооруженных формирований, а также помочь им "вернуться" в нормальное состояние. Возвращение бывших "солдат-детей" в мирное состояние является очень сложным психологическим процессом. Дети, привыкшие к убийству и смерти, не умеющие ничего в этой жизни, кроме убийства, с трудом поддаются "перевоспитанию". Для их реинтеграции в общество необходимо время (не менее полугода) и целый комплекс социальных и образовательных мероприятий.
Столкновения с "солдатами-детьми", как указывают американские источники, могут привести к моральным и психологическим эксцессам, критическим публикациям в средствах массовой информации, обвинениям в жестокости и т.д. Органы, ответственные за связи с общественностью, должны отслеживать выступления и давать на них своевременный и должный ответ.
В целом, как считают американские военные специалисты при изучении феномена "солдат-детей", эта проблема уже сейчас достаточно актуальна. В обозримом будущем она неизбежно встанет перед вооруженными силами при выполнении ими различных функций в любом регионе мира. Уже сейчас войска должны быть готовы к такому вызову.