0
664
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.07.2004 00:00:00

Законопроект о монетизации льгот нуждается в серьезной доработке

Тэги: дума, оборона, заварзин, льготы, монетизация


- Виктор Михайлович, давайте начнем с волнующего многих вопроса о сокращении отсрочек по призыву в армию.

- С января 2008 года предполагается сократить срок службы в армии с двух лет до одного года. Отсюда - вполне естественно - увеличится призывной контингент. Поэтому предполагается сократить количество отсрочек до 6. Сейчас мы можем призывать лишь около 10% общего количества подлежащих призыву молодых людей, поскольку действуют 24 отсрочки для различных категорий.

Я считаю неправильным отрывать студента от учебы для службы в армии, потому что мы в таком случае получим неподготовленного из-за перерыва в учебе специалиста. Но пока этот вопрос не стоит у нас на повестке дня.

- Да, но давайте посчитаем: сейчас призывной контингент составляет 600 тысяч юношей на два года. Призыв два раза за год примерно по 160 тысяч человек. К 2008 году за счет контрактников призыв сократится на 50%, то есть составит 300 тысяч человек всего. Призыв, следовательно, остается прежним - 160 тысяч человек два раза в год. Так почему же необходимо увеличение призывного контингента? Нет уверенности, что будет набрано составляющее количество контрактников?

- Чувствуется, что с математикой у вас все в порядке. Но не забывайте, из той цифры призывного контингента, что вы привели, реально призывается 10%.

- Среди ветеранов законопроект о монетизации льгот оказался весьма непопулярным. Какова ваша позиция?

- Разработка и внесение этого законопроекта объективны. Он направлен на то, чтобы государство перешло от популизма к выполнению своих обязательств. Предложенный механизм модернизации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан направлен на защиту прав и законных интересов тех людей, которые не имеют возможности в полном объеме пользоваться льготами. Комитет по обороне в целом согласился с концепцией законопроекта. Однако, рекомендовав принять законопроект в первом чтении, мы отметили, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Надо добавить, что ответственность несет комитет по бюджету, а 12 комитетов, в том числе и наш, являются соисполнителями. Говорить о том, что отменят льготы и ничего взамен не дадут - некорректно.

- Недавно Госдума приняла поправки к Закону "Об обороне", которые существенно меняют статус ГШ ВС РФ. Как, на ваш взгляд, это скажется на повышении эффективности управления войсками и военным строительством в целом?

- Сама жизнь, повседневная военная деятельность подвели нас к принятию такого решения. И суть их заключается не в ограничении власти начальника Генштаба, как это трактуют некоторые СМИ. Основная цель - создать эффективную систему управления войсками. При этом Генштаб не будет "разбрасываться по мелочам". Он останется "мозгом" Вооруженных сил и будет заниматься своими непосредственными функциями: стратегическим планированием и управлением, оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. В армии всегда существовал принцип единоначалия. Этим она и сильна. Если глава государства утвердит выработанное законодателями решение, то управление Вооруженными силами станет исключительной прерогативой Министра обороны.

При этом я твердо убежден в том, что институт гражданского министра обороны должен развиваться. Более того. Именно министр теперь будет отвечать за взаимодействие всех силовых структур по организации обороны страны.

- Сообщалось, что комитет по обороне выступил с инициативой по ужесточению ответственности российских военных служащих на поле боя.

- Я хочу обратить ваше внимание на то, что ничего нового и сверхъестественного в этом нет. Этот вопрос обсуждался еще в 2001 году, тогда не было достаточно сил и времени для рассмотрения данной проблемы. Поясняю. В комитете только идет работа над поправками к действующему законодательству. С тем, чтобы ликвидировать существующие правовые пробелы. Поправки, в частности, предусматривают повышение ответственности военнослужащих за совершение противоправных действий, я подчеркиваю, в военное время.

- Ведется ли разработка законодательных инициатив по учреждению гражданского контроля над силовыми структурами?

- Гражданский контроль уже существует. Прежде всего сформированы правовая база развития Вооруженных сил и основы системы политического и общественного контроля их деятельности. Создана система взаимодействия армии и флота с другими силовыми структурами. Вооруженные силы перешли на новую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям. В основном завершилось и сокращение их численности. И, естественно, налажен гражданский контроль над деятельностью Вооруженных сил, как и во всяком демократическом обществе.

Гражданский контроль над военной организацией основывается на трех составляющих, во-первых, это контроль законодательной власти над исполнительной, включая ее силовые ведомства, а также участие законодателей в военной политике и военном строительстве. Во-вторых, основой гражданского контроля является институт гражданского министра обороны.

И немаловажная составляющая - открытость информации, допуск научных центров, прессы и общественных организаций к информации о Вооруженных силах, "подпитка" законодательной и исполнительной власти со стороны гражданского общества.

Для России укрепление целостной системы такого контроля свидетельствует о продвижении страны по демократическому пути. Гражданский контроль над Вооруженными силами включает в себя политический контроль, но не сводится к нему. В широком смысле речь идет о превращении Вооруженных сил в органический элемент демократической системы. В этом контексте гражданский контроль представляет собой такую систему военно-гражданских отношений, которая исключает возможность доминирования военной машины над обществом.

Политический контроль над Вооруженными силами и другими силовыми структурами означает обеспечение их лояльности существующему режиму, подчинение высшему государственному руководству и недопущение попыток играть самостоятельную роль в обществе в целом и в политической жизни в частности. Он сводится к созданию эффективных административных и иных инструментов, позволяющих гарантировать такую лояльность, разрабатывать и проводить в жизнь решения, касающиеся Вооруженных сил, прежде всего в области кадровой политики, определять основные направления военного строительства и принципиальные установки военной доктрины, уровень и характер финансирования.

- Планируется ли создание института представителей Госдумы в войсках, как это практикуется в зарубежных странах, например в бундесвере?

- Насколько мне известно, при комитете по обороне бундестага существуют представители, которые занимаются разбором жалоб военнослужащих. У нас же такими проблемами занимается военная прокуратура, уполномоченный по правам человека и де-факто - наш комитет, к которому обращаются все, кто когда-либо имел или имеет отношение к военной службе.

- Каких результатов добился комитет за прошедшие семь месяцев?

- Работа комитета Государственной Думы по обороне в весенней сессии 2004 года была направлена на решение следующих основных задач: формирование комитета Государственной Думы по обороне четвертого созыва и организация его работы, работа над проектами федеральных законов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, относящихся к законодательству об обороне, работа по совершенствованию существующего законодательства об обороне путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, продолжение работы над законопроектами, не рассмотренными в период работы Государственной Думы третьего созыва. Анализ существующей законодательной базы в области обороны страны и определение направлений совершенствования и развития законодательства об обороне, изучение зарубежного опыта законопроектной работы, судебной и правоприменительной практики в области военного законодательства.

Было подготовлено и проведено шесть выездных заседаний комитета. В Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения - по актуальным проблемам и перспективам развития РВСН; в Главный военный клинический госпиталь имени Николая Ниловича Бурденко - по проблемам законодательного обеспечения военной медицины; в город Рязань - по проблемам законодательного обеспечения реформы военного образования и проблемам военной науки; в Космические войска - по проблемам и перспективам развития Космических войск; в Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации - по проблемам законодательного обеспечения военной реформы; в Штаб тыла Вооруженных сил Российской Федерации - по проблемам тылового обеспечения армии и флота.

- Будете ли вы рассматривать законопроекты, над которыми работа комитета по обороне третьего созыва Государственной Думы не была завершена.

- Комитет продолжил работу над 31 законопроектом, которые не были решены старой Думой. Сейчас на рассмотрении находится 53 законопроекта, из них 8 альтернативных. Они касаются практически всех вопросов обороны и прежде всего правового статуса Вооруженных сил в целом, участников вооруженных конфликтов и боевых действий, инвалидов военной службы, военно-технического сотрудничества, прохождения военной службы и исполнения воинской обязанности, социальной защиты военнослужащих, их страхования, пенсионного обеспечения, профессиональных союзов, патриотического воспитания, государственного оборонного заказа и прочее.

Президентом подписано 6 законов, сопровождавшихся комитетом по обороне, из них 4 закона разработаны непосредственно в комитете. Эти законы установили проведение призыва на военную службу граждан, проживающих в местностях, приравненных к Крайнему Северу, один раз в год (в зависимости от условий - весной или осенью); а также особенности приема на военную службу по контракту и испытания при приеме, в том числе иностранных граждан; отсрочку от призыва на военную службу лицам, имеющим жену на 26-й и более неделе беременности; внеконкурсное поступление в учебные заведения среднего и высшего образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; расширен круг лиц, имеющих право на страховые выплаты при наступлении страхового случая (военнослужащие, признанные в установленном порядке негодными к военной случае); предоставлены отсрочки от призыва на военную службу гражданам, избранным в законодательные (представительные) органы государственной власти всех уровней; ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении ВВС РФ, Войск ПВО и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан.

Три законопроекта находятся в стадии подготовки ко второму чтению. В стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении находится 30 законопроектов. Один закон принят в трех чтениях и направлен в Совет Федерации. Комитетом подготовлено 11 заключений по законопроектам по которым он является соисполнителем.

- Какое мнение комитета о расширении НАТО.

- По этой проблеме сегодня существует в российском обществе большой разброс мнений. Одни говорят о том, что расширение НАТО на восток не представляет какой-либо угрозы для России и даже способствует повышению ее безопасности за счет проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом. Другие, акцентируя внимание на военно-политических и военно-технических аспектах расширения альянса, говорят о том, что данный процесс представляет для нас чрезвычайную угрозу и надо искать адекватные ответы для ее парирования.

Наверное, и первую и вторую позицию следует признать однобокими. Проблему расширения НАТО на восток следует рассматривать, на мой взгляд, комплексно с учетом не только чисто военно-политических или военно-технических аспектов, но также геополитических и экономических реалий и, что немаловажно, собственно процессов развития самого блока. Помимо указанных исходных посылок нельзя забывать и тот факт, что расширение НАТО уже состоялось, сожалеть о том, что произошло, бессмысленно. Надо не искать виновных в происшедшем. Следует подумать о том, как этот объективный процесс можно повернуть в благоприятное для России направление или затормозить его развитие.

Прежде всего необходимо комплексно оценить отрицательные и положительные аспекты состоявшегося расширения НАТО на восток. Отрицательные аспекты очевидны и лежат преимущественно в духовной, политической, и военно-технической сферах. Однако есть определенное количество значимых факторов, которые позволяют оценивать расширение НАТО не столь драматично и даже увидеть в этом процессе определенные позитивные моменты. Прежде всего следует отметить, что с включением такого количества новых стран в НАТО существенно снижается внутренняя устойчивость и дееспособность альянса в целом. Общеизвестно, что чем больше элементов в системе, тем сложнее согласовать их действия, сформировать общие интересы и цели деятельности, снять противоречия между ними.

Основополагающими документами НАТО предусмотрено, что для применения коалиционных войск необходимо согласие всех без исключения участников этого союза. Увеличение почти на 30% числа членов блока, причем странами с неустоявшейся политической системой, безусловно, существенно затруднит процесс принятия решения на применение объединенных вооруженных сил и вынудит отдельные страны НАТО действовать самостоятельно, вопреки мнению большинства, что станет одной из причин возникновения дополнительных противоречий в этом блоке. В качестве примера может служить ситуация в альянсе по отношению к войне в Ираке, а также трудный процесс принятия решения о начале патрулирования авиацией НАТО воздушного пространства Прибалтийских стран.

Фактором, снижающим устойчивость НАТО, является усилившийся дисбаланс экономического и общественно-политического развития входящих в этот блок стран. Возрастет экономическая зависимость альянса от России, поскольку вновь принятые страны существенно отличаются по уровню своего экономического и общественно-политического развития от "старых" членов НАТО, а также энергетически и экономически привязаны к России. Разрыв между политической ориентацией "новобранцев" и экономическими реалиями неизбежно приведет к нарастанию противоречий интересов внутри блока и как следствие - к снижению его устойчивости в целом. А упомянутая экономическая зависимость от России, нестабильность политической системы этих стран и социальные противоречия в них, традиционная ориентация значительной части населения на Россию как защитницу их интересов (русская диаспора составляет в Прибалтийских республиках до 40% населения), создают новые возможности для воздействия на направленность деятельности блока и его стабильность.

Нельзя не упомянуть как положительный фактор нарастание военно-технической зависимости НАТО от России. Уже первый этап расширения породил проблемы модернизации советского вооружения, находящегося на оснащении ВС "новобранцев". С учетом того что эту технику предполагается оставить на вооружении на ближайшие два десятилетия, то помимо приведения этих систем оружия к натовским стандартам существует проблема ремонта и материально-технического обеспечения. Трудно представить, как это можно осуществить без России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
686
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
390
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2512
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1969

Другие новости