В недрах Министерства обороны вот-вот разразится очередной крупный кадровый скандал. Выплеснувшись вне, он может превзойти эпопею, связанную с недавней отставкой начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина.
Как сообщил "НВО" высокопоставленный источник в структурах Минобороны, в связи с проводимой в военном ведомстве административной реформой практически хлопнул дверью главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Николай Кормильцев. По сведениям источника, дело не столько в том, что в ходе развернувшейся административной реформы генерал лишается ранга заместителя министра обороны, а в том, что считает для себя едва ли не позором при новом "штатном раскладе" заниматься вещами, в наименьшей степени связанными с укреплением обороноспособности страны.
Руководитель пресс-службы Сухопутных войск полковник Яков Фирсов подтвердил "НВО" эту информацию, сказав, что рапорт генерала армии еще находится на рассмотрении у президента страны, а сам Кормильцев каждый день приезжает на службу, исполняет свои обязанности и ждет решения своего вопроса.
Только в минувшем месяце подали рапорта об уходе из армии начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-полковник Иван Чиж, а также заместитель главкома ВВС генерал-лейтенант Дмитрий Морозов. По сведениям источников "НВО", в одном шаге от отставке стояли и начальник Главного разведывательного управления генерал армии Валентин Корабельников, и главнокомандующий Военно-воздушными силами страны генерал армии Владимир Михайлов. Что касается последнего, то, по сведениям источников, он также готов был хлопнуть дверью, но его "убедили" не делать этого и, по личному ходатайству министра обороны Сергея Иванова, срок службы 61-летнему главкому ВВС был продлен сразу на три года.
Все эти факты в Минобороны стараются не афишировать и не комментировать. Дело в том, что, как сообщил в 2 ноября начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр Скородумов, с 17 по 19 ноября в Москве пройдет оперативный сбор высшего руководящего состава Вооруженных сил. По опыту прошлых лет подобные мероприятия не проходят без участия президента - Верховного главнокомандующего. Поэтому допустить, чтобы накануне такого события все увидели, что в результате проводимой в Вооруженных силах административной реформы из них бегут генералы, находящиеся на ключевых должностях, в Министерстве обороны не могут. Тем более что военное ведомство уже трясут скандалы, связанные с реформированием миноборонческих структур. Среди офицеров, которых в спешном порядке "переназначают" и переаттестовывают, царит нервозная обстановка.
Например, в состав Министерства обороны вливаются Железнодорожные войска (ЖДВ). Временно исполняющий обязанности начальника штаба ЖДВ генерал-лейтенант Евгений Калинкин сообщил, что "численность Железнодорожных войск остается без изменений и составляет сейчас 54 тыс. человек". Это его "сейчас" - не случайная оговорка. Генерал не знает, как "примут" в Минобороны центральный аппарат ЖДВ. Ему известно лишь, что штаб войск будет сокращен приблизительно на 10%. При этом Калинкин откровенно прогнозирует добровольный отток офицерских кадров в рамках начавшихся организационно-штатных изменений: "Фактически сейчас у нас только один человек назначен на должность в соответствии с новой структурой - это командующий войсками генерал-полковник Григорий Когатько". Иными словами, многие из выведенных ныне за штат офицеров-железнодорожников не ожидают от Минобороны особого "гостеприимства".
Спешно производятся ключевые аппаратные переназначения. Так, генерал армии Николай Панков стал начальником службы кадровой и воспитательной работы, генерал-полковник Анатолий Гребенюк - начальником службы расквартирования и обустройства войск, Любовь Куделина - начальником службы экономики и финансов. И это при том, что еще не утверждены положения об этих службах. Одновременно генерал-лейтенант Андрей Чоботов, который ранее занимал скромную должность помощника главы военного ведомства, возглавил аппарат министра обороны России (который также пока не создан). Источники "НВО" в военном ведомстве сообщают, что Чоботов тем самым весьма усилил свои позиции в министерстве, стал своеобразным "главой администрации" Сергея Иванова.
Одновременно происходит кадровая чистка: одним предлагают "добровольно" написать соответствующие рапорта, других просто ставят перед фактом. Характерный пример - признание 28 октября аттестационной комиссией Главного управления воспитательной работы ВС не соответствующим занимаемой должности начальника Центральной телевизионной и радиовещательной студии (ЦТРС) Минобороны полковника Юрия Белова. И это при том, что к нему за время его руководства студией никаких претензий не было, напротив - одни поощрения. Кстати, последнее из них, буквально в октябре, было объявлено самим министром обороны.
По сведениям источников "НВО", вновь созданным аппаратом министра обороны преследуются офицеры и генералы, выступающие в "неугодных" военному ведомству СМИ. Руководителям же различного ранга под страхом репрессий и происходящей реорганизации ("смотри, а то не переаттестуем") "не рекомендуется" давать интервью изданиям, которые не любит Сергей Иванов. Старшим офицерам все это напоминает худшие формы и методы давления на инакомыслящих, к которым в советские времена прибегало Главное политуправление армии и флота.
По мнению директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, "келейность продолжает оставаться принципом, которым руководствуется военная элита страны в процессе преобразования Вооруженных сил. Реальное положение дел в армии лакируется. Гражданское общество, эксперты "внутрь" происходящего под различными предлогами не допускаются. Из СМИ Минобороны сотрудничает лишь с двумя-тремя изданиями, в которых уверено, что они не напишут ничего плохого. Сам гражданский министр обороны, который должен являться главным проводником гражданского контроля в Вооруженных силах, по сути действует по правилам, навязанным ему его же военным аппаратом: принимает парады, командует подразделениями во время учений, осуществляет неожиданные проверки войск и т.д. Таким образом, игнорируется прямое указание президента Путина об обязательности гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований, сделанное им в президентском послании 26 мая этого года".
До августа, пока не сняли с должности начгенштаба Анатолия Квашнина, многие считали, что именно он, генерал, тормозит военную реформу. Но теперь видно, что ряд высокопоставленных генералов сами не хотят таких реформ.