На днях в Москве побывал постоянный представитель США в Североатлантическом альянсе в ранге посла Николас Бернс. Состоялись беседы в МИДе, Минобороны и администрации президента по вопросам перспективных направлений совместной деятельности.
По итогам переговоров, встречаясь с журналистами, Бернс сообщил, что интересы НАТО и России в Средней Азии и на Кавказе полностью совпадают. Несмотря на то что деятельность НАТО по кавказско-азиатскому направлению и вызывает некоторую обеспокоенность определенных политических кругов в Москве, Бернс заявил - активность Альянса в этом регионе является естественным развитием событий, поскольку все, что там делается, направлено на обеспечение решения задач блока в Афганистане.
Он подчеркнул, что НАТО хотелось бы создать действенный механизм партнерства с кавказскими государствами. Процессы развития отношений со странами данного региона происходят исключительно в рамках партнерских отношений с Россией. Москва принимает самое активное участие в обсуждении проблем формирования системы отношений НАТО с такими странами, как Азербайджан и Таджикистан. Воинские контингенты Российской армии привлекаются ко всем учениям, проводимым в этих странах. В этом Бернс не видит "никакой угрозы для России", которая рассматривается как партнер НАТО в этих регионах.
Относительно предварительных консультаций с Россией по проблемам расширения блока НАТО посол заявил, что на этот вопрос можно ответить "и да и нет". Представители России уже обсуждали в НАТО отношения с Грузией и некоторые "замороженные конфликты". Подобные встречи Бернс охарактеризовал как действенную форму политических консультаций. Однако отрицательный ответ на данный вопрос заключается в том, что члены блока в рамках Совета Россия-НАТО не хотят принимать какие-либо решения, касающиеся других стран. Совет не может рассматриваться как "форма некоего кондоминиума для решения вопросов" по Абхазии и Южной Осетии. Эти вопросы можно только обсуждать, чтобы "не было недоумений и сюрпризов".
На вопрос о перспективах создания совместно с Россией интегрированных антитеррористических сил быстрого реагирования и создании системы ПРО на европейском ТВД эмиссар Альянса ответил, что эти проблемы еще требуют своего разрешения. У НАТО, США и России есть много общих целей по совместному предотвращению террористических актов. Однако, по мнению Бернса, сегодня еще нет совместных наработок и потенциала для решения этой проблемы. Основной трудностью на пути формирования подразделений антитеррористических сил является оперативная несовместимость воинских контингентов России и НАТО. Поэтому необходимо создание "российской миротворческой бригады", которая могла бы эффективно взаимодействовать с подразделениями блока, т.е. была бы "оперативно совместима для работы с силами НАТО". Однако лингвистические и технические ограничения, как считает Бернс, включая структурные особенности российских ВС и их техническую оснащенность, относят решение данной проблемы в будущее.
По поводу создания системы противоракетной обороны посол разъяснил, что еще не принято окончательного решения. В настоящее время проводятся технико-экономические исследования по данному вопросу. НАТО очень серьезно относится к этой проблеме. Создание совместной системы ПРО на ТВД является, как заявил Бернс, важнейшим шагом от атмосферы холодной войны к органичному сотрудничеству. В НАТО считают, что от этого зависит будущее сотрудничества с Россией. Если такая система будет создана, то это будет означать, что в истории холодной войны поставлена окончательная точка и о возвращении к конфронтации не может быть и речи.