0
900
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.11.2004 00:00:00

"Непотопляемый авианосец" оснащается комплексами ПРО

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - журналист-международник, корреспондент ТАСС в Японии в 1971-1976, 1980-1984 гг.

Тэги: япония, конституция, про, сша, договор


Антивоенная 9-я статья Конституции Японии использовалась руководством страны как предлог, чтобы "не делать того, что оно не хотело бы делать".

С середины 1990-х годов Вашингтон активно проводит в жизнь идею создания совместно со своими союзниками противоракетной обороны на предполагаемых театрах военных действий (ПРО ТВД). Отношение стран Европы к этим планам неоднозначно. Германия и Италия стремятся активно участвовать в предлагаемых программах по развертыванию ПРО ТВД, Франция, мягко говоря, не поддерживает их. В определенной степени возможно подключение к этим программам "фланговых" стран Европейского ТВД - Норвегии и Турции. В конечном счете в Европе у Вашингтона есть возможность договориться если не со всеми, то с частью своих союзников о создании ПРО ТВД. На Дальнем Востоке у США надежный союзник один - Япония, и все будет зависеть от того, сможет ли найти Вашингтон общий язык с Токио по проблеме ПРО ТВД.

9-Я СТАТЬЯ

Вполне понятно, что Вашингтон заинтересован в создании ПРО ТВД на Дальнем Востоке прежде всего для защиты собственной территории. Поэтому позиция руководства Японии на переговорах с Вашингтоном по этой проблеме, ведущихся с середины 1990-х годов, долгое время была выжидательной, скорее даже отрицательной, что Токио объяснял "конституционными запретами", положениями 9-й статьи Конституции страны, провозглашающей "отказ от войны" как "средства разрешения международных споров", для чего "никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны".

За более чем полувековую историю послевоенной Конституции Японии, вступившей в силу 3 мая 1947 года, ее критиковали именно за эту статью и справа и слева, как ущемляющую достоинство страны. Тем не менее все признавали, что положения Конституции обеспечивали динамичное демократическое развитие страны. Поэтому и поправок в нее не вносилось. Правда, все больше вероятность того, что через 2-3 года Конституцию пересмотрят и "пацифистскую статью" отменят, но главной причиной будут не абстрактные амбиции, а то, насколько это будет выгодно и нужно Токио.

9-я статья была и еще остается хорошим козырем Токио против попыток Вашингтона побудить Японию к непосредственному участию в американских военных операциях, а тем более боевых действиях на Дальнем Востоке. С другой стороны, нельзя не согласиться со сделанным в 1999 году в докладе американских японоведов выводом, что 9-я статья использовалась руководством Японии как предлог, чтобы "не делать того, что оно не хотело бы делать", а если возникает сомнение в конституционности каких-то мер, в Токио просто "состряпают новую интерпретацию 9-й статьи". Это проявлялось с первых шагов по созданию сил самообороны. Запрещены "вооруженные силы", создадим "силы самообороны", приводится как пример в докладе.

Сдержанность Токио к созданию ПРО ТВД изменились в 1998 году после испытательного запуска КНДР баллистической ракеты, головная часть которой пролетела над Японией и упала в Тихий океан. Это было расценено как прямая угроза ракетного удара по Японии с Корейского полуострова. По всему видно, что в Токио уже нашли соответствующую интерпретацию 9-й статьи, точнее, забыли о ней и полным ходом начали мероприятия по созданию собственной системы ПРО ТВД и отработке взаимодействия с подобными американскими структурами на Дальнем Востоке. Если в конституционности создания собственной системы ПРО никто не сомневается, то планы развития взаимодействия с американскими подразделениями ПРО вызвали дискуссию в стране.

ПЛАНЫ ВАШИНГТОНА И ТОКИО

С текущего финансового года в Японии началось финансирование программы развертывания собственной системы ПРО. Предварительно до 2007 года предполагается израсходовать на нее около 100 млрд. иен. По подсчетам, всего за 7-10 лет для создания эффективной системы ПРО потребуется от 800 млрд. до 1 трлн. иен. Система, как предполагается, будет включать в первом эшелоне корабли с командно-управленческим комплексом "Иджис". Они станут важной составной частью системы ПРО Японии, когда эти корабли, как планируется к 2007 году, будут оснащены ракетными комплексами SM-3, что позволит обеспечивать уничтожение в первом эшелоне ПРО приближающихся баллистических ракет на среднем участке их траектории. Во втором эшелоне наземные подразделения ПРО, которые к тому же году планируется оснастить комплексами ПРО РАС-3, должны гарантировать уничтожение головных частей ракет на траектории их снижения. Поскольку развертывание системы ПРО страны правительство Японии планирует завершить в весьма короткие сроки, оно приняло решение закупить все оборудование и ракеты в США.

Последнее весьма устраивает Вашингтон, и не только как коммерческая сделка. Соединенные Штаты в первую очередь стремятся развивать военное сотрудничество с Японией, чтобы использовать преимущества стратегического положения Японского архипелага, который дугой охватывает восточное побережье Азии. Единые образцы техники - весьма важный стимул для развития сотрудничества и в оперативно-тактической сфере. Во многом на развитие такого сотрудничества рассчитано и предложение Вашингтона развернуть свои комплексы РАС-3 в Японии уже в 2005 году, поскольку подобные японские комплексы будут введены в строй только в 2007 году.

Обеспечение защиты собственной территории как главная цель Вашингтона при развертывании инфраструктуры ПРО на Дальнем Востоке просматривается в планах размещения в Японии радиолокационной системы раннего обнаружения межконтинентальных баллистических ракет. По оценке газеты "Асахи", это означает, что "США планируют создать в Японии собственную систему ПРО", а это выходит за рамки японо-американского договора о гарантии безопасности, по которому американские военные подразделения на территории Японии могут размещаться только для "защиты Японии и поддержания мира и стабильности на Дальнем Востоке". Иными словами, по Конституции и положениям японо-американского договора безопасности в случае ракетного удара по США, но если нет угрозы Японии, силы самообороны Японии должны оставаться "сторонними наблюдателями". Так должно быть по нынешней интерпретации документов.

Тем не менее переговоры между Токио и Вашингтоном о размещении американской РЛС в Японии уже идут, и, видимо, согласие Токио будет получено хотя бы потому, что, как утверждает американская сторона, радар будет использоваться не только для обнаружения баллистических ракет противника, но и для наведения противоракет, т.е. для защиты Японии. Следует отметить, что согласование Вашингтоном и Токио своих планов по развертыванию систем ПРО на ТВД с весны 2003 года осуществляется на регулярных консультациях на уровне заместителей министров, ответственных за выработку оборонной политики.

Япония, со своей стороны, намерена укрепить собственную систему радиолокационного наблюдения. Планируется модернизировать шесть наземных радиолокационных систем FPS-3. К 2007 году предполагается передать военно-воздушным силам Японии четыре радиолокационные системы предупреждения и контроля FPS-XX, что позволит в два раза увеличить дистанцию обнаружения ракет.

Здесь взаимодействие и сотрудничество рассматриваются как вполне естественные вне зависимости от того, есть или нет непосредственная угроза Японии. Как пишет газета "Иомиури", между правительствами США и Японии уже достигнуто взаимопонимание о необходимости обмена получаемой от РЛС информации в режиме реального времени. При этом учитывается, что США имеют возможность с использованием космических систем получать информацию о запуске ракет с территории КНДР, но не имеют в этом регионе РЛС, определяющих траекторию их полета.

Строительство в Японии американской радиолокационной станции системы раннего обнаружения межконтинентальных баллистических ракет, как и модернизация японской структуры радиолокационного наблюдения - дело будущего, а информация о запусках ракет в регионе, как считают в Вашингтоне, нужна уже сейчас. Американское командование, чтобы получать ее, с сентября текущего года организовало постоянное патрулирование в Японском море своих кораблей с командно-управленческим комплексом "Иджис", дающим возможность определять траекторию полета баллистических ракет.

Как заявил в одном из своих выступлений министр военно-морского флота США Гордон Ингланд, это будет первая фаза ответа на угрозы северокорейского ракетного удара. Второй фазой будет размещение в 2005 году в Японском море крейсера ВМС США с комплексом "Иджис" и системой ПРО SM-3, которая рассчитана на перехват баллистических ракет не только малой, но и средней дальности действия. По словам Ингланда, ВМС США планируют завершить третью фазу программы к весне 2006 года, оснастив комплексом "Иджис" и системами ПРО SM-3 десять эскадренных миноносцев, предназначенных проводить операции "против широкого спектра угроз ракетных ударов фактически в любой точке мира".

В нынешней обстановке наиболее вероятной такой "точкой мира", как видно из высказываний Ингланда, рассматривается Дальний Восток. Можно напомнить, что системами "Иджис" в настоящее время оснащены 4 эскадренных миноносца ВМС Японии. И вполне естественно, что на японо-американских встречах по проблемам безопасности уже обсуждается возможность взаимодействия кораблей двух стран, выполняющих общую задачу в Японском море.

Можно полагать, что в перспективе будет расширяться и японо-американское сотрудничество в области совместных разработок новейших комплексов ПРО. Сейчас они в отличие от 1990-х годов, судя по публикациям в газетах, значительно активизировались. Япония и США, сообщает газета "Дейли Иомиури", в 2005 финансовом году планируют провести первые испытания совместно разрабатываемой ракеты для системы ПРО морского базирования. Управлению национальной обороны Японии уже дано указание предусмотреть расходы на их проведение в своих бюджетных запросах на 2005 финансовый год.

Предполагается два испытательных запуска с эскадренного миноносца ВМС США, оснащенного командно-управленческим комплексом "Иджис". В ходе первого испытания планируется проверить летные характеристики противоракеты. Второе испытание предусматривает перехват на морском полигоне в районе Гавайских островов ракеты-цели, запущенной с Маршалловых островов. Но на завершение разработок потребуется еще несколько лет. Пока же намечается в полной мере использовать имеющиеся средства ПРО.

ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР

Вот уже более полувека в Японии действует послевоенная Конституция, провозглашающая, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Но провозглашение отказа от права на войну требовало гарантий безопасности страны. Их большинство в японском руководстве видело в японо-американском договоре о гарантии безопасности, который был подписан одновременно с подписанием Сан-Францисского мирного договора с Японией.

Это большинство не было абсолютным даже в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) как при подготовке первоначального договора в 1951 году, так и в ходе переговоров с Вашингтоном о пересмотре договора, которые официально начались в октябре 1958 года и были завершены в 1960 году. Затягивались переговоры во многом из-за разногласий между лидерами фракций в ЛДП по ряду его статей. Решение для руководства страны было весьма ответственным и трудным.

Достаточно сказать, что в 1951 году при голосовании в парламенте по ратификации договора безопасности выдающийся политический деятель Японии Ясухиро Накасонэ, который всегда характеризовался как сторонник националистических взглядов, воздержался, считая, что договор ущемляет суверенитет Японии. Накасонэ позднее неоднократно входил в состав кабинета министров. С 1982 по 1987 год, сравнительно долго по японским понятиям, был премьер-министром страны.

Все эти годы Накасонэ не изменял свои взгляды, но тем не менее в годы холодной войны в одном из выступлений в ходе визита в США, подчеркивая значение для своей страны японо-американского военного союза, назвал Японию "непотопляемым авианосцем". В Советском Союзе это заявление вызвало волну критических комментариев, но с точки зрения японских оценок "противников и союзников" в годы холодной войны это была вполне естественная оценка.

Тогда характеристика Японии как "непотопляемого авианосца" весьма точно отражала обстановку. Все послевоенные годы Токио следовал в кильваторе Вашингтона в этом качестве. В годы холодной войны это был прагматический выбор, во многом обеспечивший, как признают политологи и экономисты-международники, послевоенные успехи Японии. Большой войны не было, а благодаря мирным статьям Конституции японцы смогли избежать втягивания своей страны в военные конфликты и войны на Дальнем Востоке и в Азии, в которых участвовали США.

Холодная война ушла в прошлое, а японо-американский союз продолжает действовать, его участники готовятся противостоять новым угрозам. Правильно ли оценены эти угрозы и в каком качестве в этом союзе будет выступать Япония - покажет время. Пока же "непотопляемый авианосец" начал вооружаться комплексами противоракетной обороны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
786
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1034
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
835
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
680

Другие новости