0
791
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

18.02.2005 00:00:00

Шрёдер предложил в Мюнхене реформу НАТО

Тэги: Мюнхен, конференция, нато, шредер


Традиционная международная Конференция по безопасности, проходившая в Мюнхене 12-13 февраля, стала в этом году уже 41-й по счету. Как всегда, этот "военно-политический Давос" собрал в баварской столице около 250 участников из 40 стран, среди которых - министры обороны, иностранных дел, сенаторы и парламентарии, виднейшие теоретики и эксперты в области международной безопасности. Впервые в конференции принял участие генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

Не в первый раз в Мюнхен прибыл российский министр обороны Сергей Иванов. Однако российские взгляды и оценки не были стержнем дискуссий ни в зале, ни в кулуарах фешенебельного отеля "Байришер хоф".

Девизом конференции ее организаторы избрали "Мир путем диалога". Тем самым предполагалось дать толчок обсуждению проблем глобальной безопасности. Причем не только в их военно-политическом, но и социальном, гуманитарном аспектах, на которые пытался настроить участников в своей приветственной речи президент ФРГ Хорст Келер.

Понятно, что накануне визита президента США Джорджа Буша в Европу и предстоящего 22 февраля с его участием саммита НАТО, а затем и встречи с руководством Евросоюза в Брюсселе, конференция не должна была превратиться в место трансатлантической конфронтации, как это было еще год назад из-за Ирака. Но объявленное всеми сторонами желание "забыть прошлое", "смотреть вперед", "открыть новую главу трансатлантических отношений", подчеркиваемая теперь уже и "новым Рамсфелдом" готовность Вашингтона прислушиваться к мнению союзников, - все это невольно побудило участников дискуссии углубиться как раз в вытекающие из этого проблемы фундаментального порядка.

Неожиданный импульс этому дало упомянутое выступление канцлера Шредера. Оно стало главной сенсацией конференции. Подчеркнув необходимость решительной борьбы с терроризмом и другими вызовами ХХI века, канцлер отметил, что при сохранении принципа трансатлантических связей в практической политике прошлое уже не может быть исходной точкой, как это часто случается в трансатлантических клятвах верности. Необходимо приспособиться к новым обстоятельствам. Ни Соединенным Штатам, ни Европе сегодня не приходится опасаться военного нападения на свои границы.

По убеждению Шредера, "трансатлантическое партнерство должно учесть эти изменения, но если честно, то до сих пор это делается не до конца". НАТО, критически подчеркнул канцлер, "больше не является главным местом, где трансатлантические партнеры обсуждают и координируют свои стратегические представления. То же самое относится к диалогу между Европейским союзом и Соединенными Штатами, который в своем сегодняшнем виде не соответствует ни растущему весу ЕС, ни новым потребностям трансатлантического сотрудничества".

Канцлер призвал целеустремленно взяться за приспособление структур сотрудничества к новым условиям. С этой целью он внес предложение правительствам Евросоюза и США назначить по аналогии с "советом мудрецов", занимавшейся реформой ООН, группу независимых высокорангированных личностей, которая затем должна представить до начала 2006 года свои предложения правительствам стран НАТО и ЕС.

Рамсфелд в Мюнхене уклонился от комментариев, сказав, что предложения Шредера подробно еще не обдумывал. Но другие его высказывания, подчеркивавшие полную дееспособность союза, не оставляли сомнения в неприемлемости мысли о решительной трансформации НАТО. А о военных функциях ЕС тоже. Еще более откровенно выступил "контра-Шредер" в Мюнхене генсек НАТО Яаап де Хооп Сцеффер. Он заявил, что союз полностью отвечает современным вызовам как в военной, так и политической сфере и по-прежнему остается "главным местом взаимных союзнических консультаций".

Поднятые канцлером в Мюнхене проблемы несколько затмили другие актуальные вопросы, но они все же присутствовали. Первый из актуальных - Ирак. Все согласны оказать поддержку восстановлению и стабилизации этой страны, в том числе и с использованием НАТО. Но вопреки желанию США только не в самом Ираке, а на его периферии или в самих странах блока. По этому вопросу с чем в Мюнхен приехали, с тем и уехали.

Второй - Афганистан. США, чей экспедиционный корпус постоянно вынужден проводить операции против талибов в приграничных с Пакистаном провинциях и нести потери, хотели бы облегчит свою участь и переложить часть ее на европейские плечи - путем объединения двух командований-ИСАФ и американского. Европейцы увертываются, соглашаясь только на некоторое расширение участия в командах реконструкции с обеспечением их безопасности. Мюнхен и тут не внес корректив в известные позиции.

Третья проблема среди актуальных, но, несомненно, наиболее щепетильная для текущих отношений Европа-США - это Иран. Вокруг него в Мюнхене отчетливо слышался "звон мечей", хотя и приглушенный общей атмосферой трансатлантической благожелательности. Суть проблемы ясна: европейцы в лице тройки - Великобритания, Франция и Германия, - ведущие, в том числе от имени ЕС, переговоры с Тегераном относительно гарантированного исключения из его программы атомной энергетики любых компонентов, делают упор на успех дипломатии. США, объявившие Иран одним из главных спонсоров терроризма, вроде бы соглашаются с усилиями европейцев. Как заявил Рамсфелд в Мюнхене, "в настоящий момент" стратегия Вашингтона в иранской политике "не очень отличается от европейской". Но активно присоединиться к ней США не хотят. Более того, они не облегчают ее ни своими действиями вроде засылки в Иран командос или беспилотных разведчиков, ни нескрываемым наличием "запасного" военного варианта. Последнее чрезвычайно беспокоит европейцев, не желающих вновь столкнуться с односторонними действиями США через голову союзников.

Между тем значительно более интересными для нашего министра должны были бы стать выраженные Шредером в Мюнхене взгляды о России как о непременном компоненте безопасности, которую "нельзя обеспечить ни без, ни тем более против России".

В последние годы, подчеркнул канцлер, "Россия добилась большого прогресса, несмотря на чрезвычайные трудности и проблемы, неизбежные при такой беспримерной исторической трансформации. Поэтому в согласии с Польшей мы выступаем за настоящее стратегическое партнерство с Россией. За партнерство, которое носит долгосрочный характер, охватывает все важнейшие области и приносит пользу обеим сторонам.

Совет Россия-НАТО показывает, какие шансы лежат в сотрудничестве по линии безопасности. Если Европейский союз и Россия договорятся на саммите РФ-ЕС 10 мая - днем позже после торжеств по случаю 60-летия окончания Второй мировой войны - о содержании стратегического партнерства во всех важных областях, это будет сигнал мирового значения. И мы будем, - говорится в речи Шредера на конференции в Мюнхене, - настойчиво выступать за это".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вышла аудиокнига по роману «Каффа»

0
1490
Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
8214
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
4527
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
5496

Другие новости