- Виталий Федорович, то, что пограничный саммит пройдет в Ашхабаде, - своего рода сенсация. Президент Сапармурат Ниязов, он же Туркменбаши, и сам редко когда к кому ездит в гости, и мало кого принимает у себя во дворце, позиционируя Туркмению как страну неприсоединения и нейтралитета. Почему для "зеленых фуражек" стран СНГ сделано такое исключение?
- Действительно, насколько мне известно, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов планирует принять руководителей двенадцати пограничных ведомств стран Содружества, собирающихся на очередное заседание СКПВ, в своей резиденции в Ашхабаде. Но я бы не стал делать из этого такую уж сенсацию. Во-первых, традиционно главы государств, будь то в Москве, Киеве, Тбилиси, Бишкеке, всегда оказывают такую честь пограничным командующим, доводят до них свое видение пограничных проблем, которые решаются в каждой конкретной стране и на просторах СНГ.
Во-вторых, в Туркмении мы собирались и раньше. На базе Государственной пограничной службы (ГПС) этой страны было проведено три заседания Совета командующих: 8-е в 1994 году, 15-е - в 1995-м и 24-е - в 1997-м. По различным объективным и субъективным причинам, связанным с периодом реформирования ГПС в 2001-2003 годах, туркменские пограничники практически не принимали участия в работе СКПВ. А еще ранее в страну были возвращены и 27 человек, направленных в середине 1990-х годов на учебу в пограничные вузы России.
Но в последние годы, а конкретно с середины 2003 года, Госпогранслужба в Ашхабаде вновь активизировала свое участие в пограничных делах Содружества. Поэтому думаю, что предстоящий пограничный совет в этой республике - логический этап в дальнейшем развитии этого сотрудничества. Особенно хочу подчеркнуть, что туркменская сторона очень тщательно готовит эту встречу, что связано и с давностью предыдущей, и со сменой руководства ГПС республики, и, конечно же, с важностью задач, которые выносятся на повестку дня.
- Уж не этой ли повесткой был подкуплен туркменский президент, что дал разрешение на такую встречу в столице страны?
- Могу предположить, что именно наша повестка дня и вызвала симпатии Туркменбаши. Потому что главный вопрос, который мы будем рассматривать на заседании в Ашхабаде, - это проведение многосторонних и крупномасштабных пограничных операций. Тем более что определенный опыт их проведения мы уже приобрели в прошлом году. Кстати, на страницах вашего еженедельника о них было подробно рассказано (см. # 9. - "НВО").
Одну из новых операций планируется провести на Каспийском море, причем не только при участии морских сил погранведомств четырех прикаспийских государств СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркмения), но и в качестве наблюдателя впервые намереваемся пригласить Иран. Цель - совместная отработка мероприятий по пресечению браконьерской деятельности в охране морских биоресурсов. Ответственным за организацию этой операции определен Казахстан.
Аналогичная операция под руководством Погранслужбы ФСБ России планируется в акватории Азовского моря, в ней примут участие Россия и Украина. (Хотелось бы провести и подобную грузино-российско-украинскую операцию на Черном море, но пока, как говорится, нет желающих взять на себя роль ее "дирижера".) И третья операция - по противодействию проникновению наркотиков из Афганистана с участием среднеазиатских республик и России (разработчик планов - Киргизия).
Здесь же будут отрабатываться и вопросы по противодействию незаконной миграции. "Добро" на проведение всех этих операций дано главами государств, и подготовка к ним уже в самом разгаре.
Да, у Туркмении, как известно, своя политическая ориентация, но очевидно, что решение данных пограничных проблем не зависит от того, каким курсом идет та или иная страна. Эти проблемы беспокоят всех, и есть понимание, что противодействовать нынешним угрозам на границе можно только сообща.
Добавлю еще, что проведению операций способствует то, что под них подведена добротная законодательная база, в рамках СКПВ документы отработаны по всем направлениям деятельности.
- Что еще вы бы расценили как бесспорное достижение Совета командующих?
- Некоторое время назад СКПВ взял на себя ответственность создать единую систему учета граждан, въезжающих на территории стран СНГ. К этому можно относиться по-разному, называть "возвращением к железному занавесу" советских времен, но с точки зрения пограничной безопасности этот "занавес" себя неплохо оправдывал. Было известно, сколько людей въехало, сколько выехало, сколько осталось и почему. Сейчас этого нет. А без этой информации всерьез строить какие-то заслоны той же наркоторговле, незаконной миграции или терроризму весьма проблематично, если не сказать - наивно.
Как таковых открытых границ нет нигде в мире! На контроле учета приехавших-выехавших основана небезызвестная Шенгенская зона в Европе. Очень строго в границах Евросоюза. Я уже не говорю о том, насколько сейчас сложно въехать в США.
- Из Таджикистана к концу 2005 года будут выведены российские пограничники. Мировое сообщество уже бьет тревогу, что это самым негативным образом отразится на ситуации с распространением наркотиков афганского происхождения. А какое мнение на этот счет у Совета пограничных командующих?
- Политическая ситуация, связанная с выводом с Пянджа российских пограничников, понятна. Думаю, было бы не совсем корректно, если бы командующие высказывали прогнозы, как будет развиваться ситуация в Таджикистане после этого. Но вопрос распространения наркотиков в этих условиях более чем актуален. Поэтому в Ашхабаде первым на повестке дня будет вопрос "О развитии обстановки и мерах по противодействию современным вызовам и угрозам в пограничном пространстве Центрально-Азиатского региона". Думаю, что это достаточно корректная формулировка. Все командующие готовы выступить в рамках обсуждения данной проблемы.
- "Революция роз" в Грузии, недавняя "оранжевая" на Украине┘ Каким образом это сказывается на развитии пограничного сотрудничества в СНГ?
- Очевидно, что границы нужны той или иной стране вне зависимости от того, какая власть приходит. В политическом же противостоянии пограничники стараются не участвовать. За полтора десятка лет после распада Советского Союза я не припомню, чтобы кого-то из них обвинили в какой-либо политической ангажированности. И, скажем, та же "оранжевая" революция на Украине автоматически не повлекла за собой смены пограничного руководства, глава погранведомства этой страны генерал-полковник Николай Литвин переутвержден в своей должности. Вообще хочу сказать, что после прихода несколько лет назад Литвина Украина стала занимать куда более взвешенную позицию в отношении СКПВ, чем это было раньше. После "революции роз" в Грузии сменился разве что главный пограничник этой страны генерал-лейтенант Валерий Чхеидзе, но он получил другое назначение на не менее ответственную должность.
- Однако после той же "революции роз" Тбилиси уже неоднократно выступал против своего участия в Совете министров обороны стран СНГ, заявляя, что там все все делают так, "как скажет" российский министр обороны Сергей Иванов. Нет ли у грузинской стороны поползновений "приостановить" свое участие и в работе СКПВ?
- Дело в том, что в рамках работы СКПВ мы занимаемся только проблемами внешних границ. В то же время нам понятны те отношения, которые сложились на российско-грузинской границе. Но это - в рамках проблемы двусторонних отношений и вне компетенции Совета командующих, на котором эта проблема ни разу не обсуждалась. На внешних же границах проблем хватает и у Грузии - они, как я уже говорил выше, у всех общие. Поэтому в работе СКПВ грузинская сторона участвует вполне нормально и никаких проблем на этот счет не возникает. Во всяком случае, новый командующий генерал-майор юстиции Бадри Бицадзе выражает надежду на продолжение плодотворного сотрудничества и взаимодействия в области охраны границы.
Тут ведь какая еще польза. Советы проводятся раз в три месяца, и на каждом из них по полдня отводится для проведения двух-, трех- и многосторонних встреч. И не было еще такого, чтобы командующие погранвойсками России и Грузии не встречались в этом узком формате для обсуждения каких-то проблем между пограничниками двух стран. Такие встречи всегда полезны и нередко помогают разрешать накопившиеся проблемы.
- Прошло почти 15 лет после развала СССР. Во время командировок к коллегам-пограничникам стран СНГ вы нередко бываете на границах бывшей великой державы. В каком состоянии вы их находите?
- Вы знаете, я не хотел бы здесь остаться в плену своих старых взглядов к пограничной охране, когда колючая проволока была одним из символов обеспечения пограничной безопасности, мое становление проходило у контрольно-следовой полосы со всеми ее атрибутами времен "железного занавеса". Сейчас, конечно, принципы и подходы во многом совершенно другие. Исходя из этого могу сказать следующее. Информация, которую я имею, и увиденное позволяют сделать вывод, что обстановка на внешних границах Содружества достаточно стабильна. Она не стала хуже, чем была во времена Советского Союза. А в чем-то, может быть, и лучше. Ведь ни у кого не случилось чего-то вроде Даманского или Жаланошколя.
- Даманского не было, но у России и Украины была Тузла, когда чуть не дошло до стрельбы.
- Ну, "до стрельбы" - это сильно сказано. Нашелся же выход┘ Если на границах Содружества и возникают какие-то конфликты, то они упираются не в действия пограничников, а в позиции наших государств, которые еще не определились по той или иной пограничной проблеме.
- А пограничная инфраструктура сохранилась?
- У всех по-разному. Скажем, на казахстанско-китайской границе ситуация не изменилась. Они уменьшили плотность охраны - в этом отпала необходимость, но контроль сохранился в полном объеме благодаря именно той инфраструктуре, которую казахстанские пограничники сохранили и содержат в очень хорошем состоянии. Они плодотворно сотрудничают с китайскими пограничниками, минимум два раз в год проводят совместные осмотры границы и восстанавливают на местности ее прохождение.
То же можно сказать и о киргизских пограничниках. Я бы даже сказал, что погранвойска в Киргизии вообще сейчас набирают обороты, что во многом связано с деятельностью командующего генерала Садиева, который является великолепным военным профессионалом. Кстати говоря, именно он взял на себя инициативу проведения сухопутной пограничной операции в этом году, о чем я говорил выше.
Прежде в этом смысле у нас на юге было очень много проблем. А сейчас пограничники во всех странах СНГ решают эти проблемы на двухсторонней основе: с теми же китайцами, турками, иранцами┘ Все это очень помогает в деле охраны рубежей.
С другой стороны, по ряду угроз есть наши недоработки. За 15 лет не во всех странах поняли, что в границы надо вкладывать деньги - это окупается сторицей. Ибо сколько ни ругай сторожа и собаку, а при разрушенных заборе и воротах им при всем желании не удастся обеспечить надежную охрану объекта. Или эти деньги вкладываются не очень эффективно.
- Можете ли вы сказать, что происходит на туркменско-афганской и узбекско-афганской границах? Время от времени появляются сведения, что эти участки используются как каналы для проникновения афганского героина в другие страны СНГ и в Европу.
- Конечно, эти участки не могут не беспокоить. Но здесь надо говорить вот о чем. Ежемесячно мы в Координационной службе готовим для командующих информационные отчеты по обстановке на внешних границах Содружества, основанные в том числе и на поступивших из погранведомств сведений. Замечу, что эти сведения не являются секретными, мы по секретным источникам не работаем. К сожалению, Туркменистан по известным и понятным нам причинам не участвует в этом информационном обмене. То же касается и Узбекистана. Но не только эти две страны. Выпадает также Азербайджан - мы не знаем, что делается на его внешних границах. Выпадают Молдавия и Украина. Законодательства этих стран не позволяют им делиться с коллегами подобной, как, видимо, там считают, конфиденциальной информацией. Хотя руководителям погранведомств всех этих стран информация, которую мы готовим, отправляется.
- В этом году грядет инициированная Казахстаном так называемая оптимизация ряда структур в рамках военного сотрудничества стран СНГ, возможно, часть из них будет сокращена. Что в этом реформировании грозит Координационной службе СКПВ?
- Вся ситуация с реформированием, не только военной составляющей СНГ или его спецслужб, постоянно вызывает споры и сомнения. Эффективность сотрудничества в рамках СНГ, где на разных уровнях начиная с президентских принимается масса решений, остающихся лишь на бумаге, оставляет желать лучшего. Об этом также говорится на всех уровнях. И чтобы задать новые импульсы Содружеству, его структуры реформировались уже не раз. Все это было бы хорошо, если бы не одно "но". Ни разу никто не ставил вопрос об уточнении целей Содружества и решаемых в нем задач, форм сотрудничества и интеграции. А прошло без малого 15 лет с момента его создания... Все реформирования, к сожалению, сводились и сводятся к механическому сокращению структур.
Наша Координационная служба за 12 лет своей деятельности реформировалась шесть раз, в результате чего ее численность со 120 человек уменьшилась до 47, причем последнее сокращение произведено в сентябре прошлого года. Реализация новых предложений, инициированных Казахстаном 31 января этого года по линии МИДов, состоит в том, чтобы сократить Координационную службу еще не менее чем на 10%. Однако должен сказать, что уже нынешняя ее численность (47 человек) является исключительно предельной, позволяющей наиболее оперативно и качественно решать задачи в рамках СКПВ. Особенно в момент, когда наблюдается активизация нашего сотрудничества, начинают проводиться пограничные операции, имеющие несомненный успех.
Кроме того, нам предстоит решать проблему военно-технического сотрудничества. Мы так и не достигли понимания того, что необходимо стандартизировать основные средства охраны границы, которые в настоящее время создаются и внедряются в каждом государстве. Это прежде всего средства связи и единой системы учета граждан, о которой я говорил выше. Причем эти наши программы должны стыковаться не только внутри СНГ, но и со странами Евросоюза, потому рано или поздно мы обязательно будем вынуждены вливаться в систему контроля над передвижением людей на всем материке.
Замечу еще вот что. Когда военные люди встречаются и обсуждают проблемы, они не стреляют друг в друга. Как только перестают встречаться, начинается стрельба. А проблемы остаются и на той же российско-грузинской границе, и в отношениях Киргизии и Узбекистана. Дружба не дружба, но приятельские и хорошие деловые отношения между командующими всегда удерживали стороны от применения оружия.