0
3380
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

25.03.2005 00:00:00

Геоинформационные ресурсы для контртеррористической войны

Валерий Елюшкин

Об авторе: Валерий Георгиевич Елюшкин - доктор технических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, генерал-майор.

Тэги: армия, терроризм, закон, прогноз


Принятые Государственной Думой поправки в Закон "Об обороне", предусматривающие применение Вооруженных сил внутри государства, по существу означают признание существования террористических войн в спектре военных угроз России.

К настоящему времени природа и характер этих войн определены. Террористическая война организуется сетевыми децентрализованными структурами с привлечением сил небольших по количеству боевых отрядов, для управления которыми используются информационно-коммуникационные технологии. Военные действия представляют собой множество пространственно-распределенных операций, различающихся как по содержанию, так и по составу участников. Одной из особенностей является отсутствие географически конкретного и достаточно постоянного театра военных действий. При этом успех военных операций зависит от исхода сражений не на широких просторах, а в мегаполисах и городах.

В таких условиях применение армии требует применения новых подходов - не только к способам ведения боевых действий, но и к обеспечению силовых ведомств. Иначе дело сведется к перекладыванию на плечи военных ответственности за неизбежные собственные потери и прочие "неприятные" издержки: жертвы среди мирного населения и разрушение инфраструктуры жизнеобеспечения.

Ведение контртеррористической войны - принципиально новый вид боевого искусства. Вместо рубежей и районов обороны появляются объекты террористического нападения: города, объекты инфраструктуры, источники техногенных и природных катастроф и т.п. Вместо массированного применения крупных войсковых группировок действуют отдельные подразделения, применяющие специальную тактику, в которой успех определяется преимущественно возможностями каждого отдельного бойца. Таким образом, необходима принципиально новая система управления, позволяющая иметь организационное превосходство над противником. Система, обеспечивающая не только эффективную организацию специальных операций, но и возможности прогнозирования террористических нападений и их упреждение.

НОВАЯ СИСТЕМА

Создание такой системы, основой которой является применение информационных технологий, невозможно без организации соответствующего информационного, в том числе и геоинформационного, обеспечения силовых ведомств. Главные его цели заключаются не только в получении данных о местности в виде электронных карт. Это задача существующей системы топогеодезического обеспечения войск. Особенности контртеррористической войны требуют привлечения дополнительной информации об объектах инфраструктуры городов и населенных пунктов, наличии опасных техногенных и природных процессов, физико-географических свойствах территорий и т.п., необходимой для всестороннего анализа обстановки и возможных вариантов проведения операции. Причем не только в пространстве театра военных действий или территории, но и в пространстве объекта, на котором может проводиться операция. И эти данные существуют, но находятся они в разных ведомствах и структурах.

Однако их создание осуществляется без необходимой координации, сведения об их составе, содержании и местоположении для других ведомств малодоступны, степень готовности данных для использования в информационных технологиях управления - низкая. Причина - отсутствие геоинформационного обеспечения силовых ведомств в виде целостной системы управления формированием и использованием геоинформационных ресурсов на федеральном уровне, установленной как нормативно-правовыми актами, так организационными мероприятиями. Неоднократные же попытки создать аналогичную систему оказались безуспешными по ряду оснований.

Главная причина - "ведомственный суверенитет". Кроме того, влияние оказывает также и нежелание брать на себя ответственность за качество функционирования системы в целом. Тем более что такие возможности представляются существующим до настоящего времени распределением полномочий между ведомствами, когда ими решаются отдельные задачи, не увязанные с конечным результатом. Так, например, Минобороны, отвечая за формирование картографических ресурсов на зарубежных территориях, несет ответственность и за обеспечение войск, планируемых для применения в том числе на своей территории. Другие ведомства, формируя в процессе своей деятельности аналогичные информационные ресурсы на территории России, за обеспечение войск, как правило, не отвечают. В результате войска получают не то, что надо, а то, что есть.

Другой причиной отсутствия целостной системы геоинформационного обеспечения федерального уровня является приверженность стереотипам, сохранившимся еще с прошлого века, обеспечения систем управления различного назначения информацией о местности, когда основным источником такой информации являлись топографические карты. В результате возможности, представляемые современной геоинформатикой для эффективного управления, в полном объеме не используются. В лучшем случае оказывается задействованной ее терминология. Например, карты, в том числе и электронные, называют "геоинформационными данными", а имеющиеся системы обеспечения этими картами органов управления различного назначения - "геоинформационными".

Но не принимается во внимание то, что геоинформатика, в том числе и военная, - это получение и использование в системах управления различного назначения данных о пространственно-распределенных процессах в географической, природной, социально-экономической и других средах. А это уже не только карты. Как следствие такого подхода к геоинформационному обеспечению систем управления различного назначения остаются неизученными его закономерности и характер. Не определены задачи этого вида обеспечения, а также стратегия их реализации в условиях ограниченных ресурсных возможностей государства.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Ограниченность подходов к использованию возможностей геоинформатики в системах управления в условиях "ведомственного суверенитета" сопровождается существенным отставанием в области разработок отечественных информационных технологий, применяемых в геоинформационных системах (ГИС). Имеющийся в России интеллектуальный потенциал для решения приоритетных задач, в том числе обеспечения информационной безопасности государства, распыляется.

Попытки отдельных ведомств решить задачи своими силами или с использованием зарубежных разработок, только увеличивают существующий разрыв в отставании. Это относится и к ГИС военного назначения. В настоящее время они имеют слабые возможности, в основном ориентированы на отображение информации и решение ряда картометрических задач. Используемая в ГИС структура организации и использования данных морально устарела, что существенно ограничивает потенциал их развития. По оценкам специалистов, их уровень соответствует зарубежным ГИС, применяемым для решения аналогичных задач в начале 90-х годов прошлого века. Вместе с тем при наличии организованного геоинформационного обеспечения такого отставания можно было избежать.

Существует закономерность - состав и уровень задач, решаемых ГИС, определяют объемы геоинформационного обеспечения. В свою очередь, возможности геоинформационного обеспечения формируют требования к составу и уровню задач, которые должны быть реализованы в разрабатываемых ГИС. Иными словами, чем более развиты ГИС, тем более высокие требования предъявляются к составу и качеству их геоинформационного обеспечения. И наоборот. Чем слабее геоинформационное обеспечение, тем ниже могут быть требования к уровню разрабатываемых ГИС. Так, при обеспечении системы только электронными картами, в полном объеме решаются демонстрационные и отдельные картометрические задачи.

Последующее дополнение картографической информации, например, навигационной, географической, гидрометеорологической и другой информацией, создает условия для расширения перечня решаемых в ГИС задач - от отображения динамики изменения боевых порядков до оценки воздействия природных и техногенных свойств местности на боевые действия и т.п. Требуемым же уровнем развития системы военного назначения должна являться их способность предоставить командиру любого уровня, вплоть до тактического, возможность контролировать боевое пространство и принимать правильное решение в сложной динамической обстановке, упреждая намерения противника.

КОМПЛЕКС МЕР

Сегодня "ведомственный суверенитет" приводит к тому, что сложившаяся система геоинформационного обеспечения не способна к самоорганизации и саморегулированию. Несмотря на усилия, предпринятые на протяжении многих лет, до настоящего времени так и не решена задача создания единого геоинформационного пространства ни силовых ведомств, ни государства в целом. За проблему формирования единого геоинформационного пространства уже взялись общественные организации. Ими разработана и предлагается правительству модель организации геоинформационных ресурсов, аналогичная применяемой в США для беспрепятственного доступа к таким ресурсам любым пользователем. Объясняется это потенциальной рыночной стоимостью оптимально организованных и доступных геоинформационных ресурсов, что, безусловно, должно быть использовано для развития экономики.

Однако реализация этих предложений, направленных на потребности рынка, несмотря на заявленные цели, приведет к дезинтеграции геоинформационных ресурсов государства, а интересы обеспечения силовых ведомств, участвующих в контртеррористических операциях, в лучшем случае будут учитываться в последнюю очередь. Поэтому сегодня представляется необходимым принять следующий комплекс мер, исключающих или уменьшающих влияние "ведомственного суверенитета" на геоинформационное обеспечение систем управления в государстве.

Во-первых, для межведомственной координации процесса формирования геоинформационных ресурсов, организации обеспечения ими не только силовых ведомств, но и органов управления государства должна быть создана специальная структура, имеющая статус федеральной службы. Учитывая приоритеты обороны и безопасности государства и необходимость эффективной координации усилий ведомств, производящих геоинформационные ресурсы, эта структура должна подчиняться напрямую председателю правительства либо министру обороны.

Во-вторых, вместо государственного заказа на выполнение геодезических и картографических работ раздельно - в интересах социально-экономического развития государства и в интересах национальной обороны и безопасности государства - ввести государственный заказ на единое геоинформационное обеспечение органов управления государства, в том числе силовых ведомств. Это позволит не только сконцентрировать ресурсы, но обеспечить адресную ответственность за достижения конечной цели.

В-третьих, разработать необходимую нормативно-правовую основу функционирования системы геоинформационного обеспечения органов управления государства с приоритетом интересов его обороны и безопасности.

И последнее. Сегодня, когда система управления государством прошла очередной этап реформирования и с трудом возвращается к сбалансированной работе своих структур, с сожалением можно отметить, что "ведомственный суверенитет" победил. Но "победа" эта не позволила использовать предоставленную возможность создать современную систему геоинформационного обеспечения силовых ведомств и органов управления государства, против которого может быть развернута террористическая война. Поэтому сегодня мы стоим перед трудным выбором. Либо решиться и расчистить путь для создания нового, существенно расширяющего боевые возможности войск в контртеррористической войне вида обеспечения, либо готовиться к дополнительным потерям, которые отныне станут неизбежными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1262
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
798
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1530
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1479

Другие новости