0
3645
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

ОБСЕ будет больше заниматься проблемами безопасности, чем гуманитарными

Тэги: Кулаков, обсе, реформа


- В отношении России в ОБСЕ существовали, так сказать, двойные стандарты. Изменилось ли отношение сейчас?

- Именно Россия в начале 90-х годов прошлого века первой из стран Европейского континента столкнулась с терроризмом. В тот период я командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта. Тогда многие в России, а тем более в процветающей Европе, просто не понимали, что радикальный ваххабизм начал формировать на российской земле террористическую армию. Считал и считаю, что в тот период только слабость российской центральной власти позволила главарям бандитов Дудаева безнаказанно убить командира 42-го армейского корпуса генерала Корецкого, вице-премьера правительства РФ Поляничко, которые пытались урегулировать возникающие в Северо-Кавказском регионе первые конфликты. Попробовали бы бандиты так расправиться с высокопоставленными представителями государства в тех же США. Уверен, вся бы мощь национальной гвардии этой страны и даже регулярной армии обрушилась на головы нарушителей закона. У нас же Дудаева только пожурили из столичного далека. Эти безнаказанные преступления позволили осмелеть сепаратистам и откровенным бандитам, устроить в Чечне настоящий геноцид русского населения.

Когда сепаратизм и ваххабизм в России стал открыто расправляться с неугодными в той же Чечне, европейцы нам не поверили, что на Северный Кавказ стекаются бандиты и террористы со всего мира. В благополучной Европе считали, что Россия по-прежнему действует советскими имперскими методами и ведет борьбу с национальными движениями, которые требуют самостоятельности. Нас постоянно укоряли в нарушении прав человека. Но ведь международный терроризм начал борьбу против России в тот период, когда развалился Советский Союз, между независимыми республиками делились силовые структуры, Вооруженные силы. Террористы весьма точно просчитали, что в период слабости центральной власти есть реальная возможность оторвать от России весь Северо-Кавказский регион и создать свое исламское государство. Им почти это удалось в Чечне. Президенту РФ было весьма сложно доказать лидерам ведущих государств мира, какую угрозу представляет для человечества международный терроризм. К сожалению, США это поняли только 11 сентября 2001 года. Такие же удары испытала Испания и другие страны. В результате мнение по отношению к международному терроризму резко поменялось. Заявляю, что уже сейчас нет, как вы сказали, двойных стандартов.

- Какие сейчас у ОБСЕ приоритеты, способна ли эта международная организация консолидировать европейское сообщество в борьбе с терроризмом?

- В настоящее время ОБСЕ объединяет 55 стран мира. Это вторая по численности и возможностям международная организация после ООН. Однако немало лет ее миссии на территории бывшего Советского Союза в Приднестровье, Молдавии, Южной и Северной Осетии, Абхазии, Ингушетии, Чечне больше внимания уделяли, к сожалению, гуманитарным проблемам, тем же правам человека. Например, в 1996 году миссию ОБСЕ в нашей стране возглавлял Тим Гульдеман. Я тогда еще служил в Российской армии и сопровождал эту миссию. Привезли Тима Гульдемана и других в Грозный, чтобы международная миссия реально увидела действия международных бандитов, которые открыто убивали и похищали людей. Только представители ОБСЕ даже работать не стали, а уехали в Ингушетию и быстро улетели из этого опасного региона. Им тогда было невыгодно давать объективные оценки деятельности террористических банд. Бандиты в России их не касались. Только после террористических актов во многих странах мира в ОБСЕ поняли, что острейшую проблему безопасности от террористических угроз надо решать не только в европейском, а во всемирном масштабе. Но это понимание шло слишком медленно, находились международные силы, которые всячески старались снизить актуальность террористических угроз. Поэтому не случайно в прошлом году президент РФ Владимир Путин вместе с другими главами государств СНГ обратились к ОБСЕ и указали, что эта международная организация не решает вопросы безопасности, а уделяет больше внимания гуманитарным проблемам. И это обращение было весьма положительно воспринято. На зимней сессии в Вене в феврале этого года мы уже почувствовали изменившееся настроение участников, стали готовить соответствующие материалы. Уже в апреле на встрече с верховным представителем Европейского союза Хавьером Соланой президент РФ Владимир Путин отметил, что Россия заинтересована в сохранении ОБСЕ, но при этом необходимо пересмотреть ее круг вопросов, чтобы она была более универсальной. Сделать так, чтобы страны - спонсоры ОБСЕ имели больше влияния на ее политику. Не случайно Владимир Путин отметил, что влияние России на ОБСЕ неадекватно нашим членским взносам. Конечно, мы заинтересованы в переориентировании ее деятельности на укрепление безопасности и сотрудничества. Так что в 2005 году в этой организации ожидается реформирование. Уже на летней июльской сессии в Вашингтоне будут прежде всего рассматриваться проблемы безопасности и антитерроризма, а потом лишь вопросы экономики, экологической безопасности и последними - различные гуманитарные проблемы. Я думаю, что на этот раз будут решены острейшие вопросы укрепления международной безопасности и сотрудничества. В противном случае я бы отметил, что ОБСЕ может потерять для нашей страны свою целесообразность. Ведь только совместными усилиями всего мирового сообщества можно победить на нашей планете террористическую заразу. Наглядный пример - совместные действия ряда стран в Афганистане. Там нет российских войск, а действуют армии других государств, прежде всего США. Но Россия помогает международным коалиционным силам данными разведки, контролем границ, экономическими мерами, предоставляет свое воздушное пространство для пролета военной авиации других государств в Афганистан.

- Есть ли в самой международной организации понимание назревших реформ?

- Ряд американских, английских, голландских парламентариев и в целом некоторые делегации стран - участниц этой международной организации пытались на зимней сессии возложить на Российскую Федерацию ответственность за переживаемый ОБСЕ бюджетно-финансовый кризис, оставить без изменения сложившуюся и явно невыгодную для России систему выборов генерального секретаря. Однако мы заняли твердую позицию. Это заставило национальные делегации серьезно задуматься над неотложностью реформ.

В настоящее время на государства Евросоюза приходится абсолютное большинство руководящих постов в ОБСЕ. Поэтому, на наш взгляд, было бы оптимально для всех, чтобы важнейший пост генерального секретаря Парламентской ассамблеи ОБСЕ занимал самостоятельный в принятии решений представитель одной из "нейтральных стран". Главным критерием для кандидата на эту важную должность являются политический и управленческий опыт. В июне 2005 года истекают полномочия нынешнего руководителя Кубиша. На этом посту нам бы хотелось видеть кандидата, отвечающего указанным критериям.

- Какие возможны направления деятельности ОБСЕ и других международных структур против терроризма?

- Прежде всего через ООН, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, Организацию Договора по коллективной безопасности и других согласованными действиями вводить экономические санкции против стран, с территории которых действуют террористы, где они отдыхают после своих набегов, лечатся, где покупают вооружение и взрывчатку. Ввести на государственных границах со странами, откуда перебрасываются террористы, строжайший досмотр всего транспорта, населения. Через международные банки окончательно закрыть финансовые потоки всем организациям, которые замечены или подозреваются в содействии террористам. Усилить контроль за оружием и взрывчатыми веществами как в России, так и на границах с государствами, со стороны которых постоянно перевозится контрабанда. Не допускать использование бандитами в своих интересах международной сети интернет, спутниковой связи.

В России провести стопроцентную переаттестацию сотрудников правоохранительных органов для исключения возможности их вербовки террористами. Всемерно способствовать повышению бдительности населения нашей страны. Поощрять граждан за информацию о наркодилерах, террористах, бандитах.

- С Россией понятно, а вот для уничтожения терроризма в мировом масштабе необходимы универсальные международные законы?

- Я бы так не сказал. На сегодняшний день насчитывается около 20 международных конвенций о сотрудничестве в борьбе с различными формами и проявлениями терроризма. В них входят 12 универсальных конвенций по борьбе с незаконными действиями в аэропортах, самолетах гражданской авиации, морских судах, защите дипломатов, маркировке взрывчатых веществ, безопасности нефтяных платформ и другие. Есть конвенции с региональной спецификой, например, Лига Арабских Государств, организация "Исламская конвенция", Организация американских государств. Конечно, можно разработать какую-то вообще универсальную конвенцию. Но думаю, и нынешних по борьбе с террористами вполне достаточно. Надо прежде всего нормы международного права, наказания и санкции ввести во внутренне законодательства государств для того, чтобы они эффективно применялись против преступников.

- А как относятся к проблеме терроризма в других странах СНГ, есть ли России поддержка от ближайших соседей в ОБСЕ или они переложили всю тяжесть этой проблемы на плечи нашего государства?

- Не зря говорится в нашем народе, что не бывает чужого горя. Проблема терроризма касается всех наших соседей. Однако на февральской сессии ОБСЕ в Вене с нашими ближайшими соседями вновь были острые разногласия. Так, члены делегации Грузии в основном поднимали вопросы сворачивания российских военных баз. Более того, грузинская делегация предложила на июльской сессии в Вашингтоне переименовать спецкомитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Абхазии в спецкомитет по Грузии с соответствующим расширением его полномочий, что для России неприемлемо. Консультации с Нино Бурджанадзе ни к чему не привели. Грузинская делегация, к сожалению, так и не снизила враждебный тон по отношению к России. Также недальновидной политики, в том числе и по вопросам борьбы с терроризмом, придерживаются в ПА ОБСЕ некоторые молдавские и украинские парламентарии. Так что не все просто с нашими ближними соседями.

Из досье "НВО"

Владимир Федорович Кулаков родился в 1948 году. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ, Российскую академию государственной службы при президенте РФ. В Вооруженных силах прошел путь от командира взвода до начальника Главного управления воспитательной работы Минобороны России. Командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта, участвовал в миротворческой миссии в Косово. Работал первым заместителем полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике. Член Совета Федерации, академик Академии военных наук, доктор военных наук, генерал-полковник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2804
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3322
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2440
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4321

Другие новости