0
3767
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

ОБСЕ будет больше заниматься проблемами безопасности, чем гуманитарными

Тэги: Кулаков, обсе, реформа


- В отношении России в ОБСЕ существовали, так сказать, двойные стандарты. Изменилось ли отношение сейчас?

- Именно Россия в начале 90-х годов прошлого века первой из стран Европейского континента столкнулась с терроризмом. В тот период я командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта. Тогда многие в России, а тем более в процветающей Европе, просто не понимали, что радикальный ваххабизм начал формировать на российской земле террористическую армию. Считал и считаю, что в тот период только слабость российской центральной власти позволила главарям бандитов Дудаева безнаказанно убить командира 42-го армейского корпуса генерала Корецкого, вице-премьера правительства РФ Поляничко, которые пытались урегулировать возникающие в Северо-Кавказском регионе первые конфликты. Попробовали бы бандиты так расправиться с высокопоставленными представителями государства в тех же США. Уверен, вся бы мощь национальной гвардии этой страны и даже регулярной армии обрушилась на головы нарушителей закона. У нас же Дудаева только пожурили из столичного далека. Эти безнаказанные преступления позволили осмелеть сепаратистам и откровенным бандитам, устроить в Чечне настоящий геноцид русского населения.

Когда сепаратизм и ваххабизм в России стал открыто расправляться с неугодными в той же Чечне, европейцы нам не поверили, что на Северный Кавказ стекаются бандиты и террористы со всего мира. В благополучной Европе считали, что Россия по-прежнему действует советскими имперскими методами и ведет борьбу с национальными движениями, которые требуют самостоятельности. Нас постоянно укоряли в нарушении прав человека. Но ведь международный терроризм начал борьбу против России в тот период, когда развалился Советский Союз, между независимыми республиками делились силовые структуры, Вооруженные силы. Террористы весьма точно просчитали, что в период слабости центральной власти есть реальная возможность оторвать от России весь Северо-Кавказский регион и создать свое исламское государство. Им почти это удалось в Чечне. Президенту РФ было весьма сложно доказать лидерам ведущих государств мира, какую угрозу представляет для человечества международный терроризм. К сожалению, США это поняли только 11 сентября 2001 года. Такие же удары испытала Испания и другие страны. В результате мнение по отношению к международному терроризму резко поменялось. Заявляю, что уже сейчас нет, как вы сказали, двойных стандартов.

- Какие сейчас у ОБСЕ приоритеты, способна ли эта международная организация консолидировать европейское сообщество в борьбе с терроризмом?

- В настоящее время ОБСЕ объединяет 55 стран мира. Это вторая по численности и возможностям международная организация после ООН. Однако немало лет ее миссии на территории бывшего Советского Союза в Приднестровье, Молдавии, Южной и Северной Осетии, Абхазии, Ингушетии, Чечне больше внимания уделяли, к сожалению, гуманитарным проблемам, тем же правам человека. Например, в 1996 году миссию ОБСЕ в нашей стране возглавлял Тим Гульдеман. Я тогда еще служил в Российской армии и сопровождал эту миссию. Привезли Тима Гульдемана и других в Грозный, чтобы международная миссия реально увидела действия международных бандитов, которые открыто убивали и похищали людей. Только представители ОБСЕ даже работать не стали, а уехали в Ингушетию и быстро улетели из этого опасного региона. Им тогда было невыгодно давать объективные оценки деятельности террористических банд. Бандиты в России их не касались. Только после террористических актов во многих странах мира в ОБСЕ поняли, что острейшую проблему безопасности от террористических угроз надо решать не только в европейском, а во всемирном масштабе. Но это понимание шло слишком медленно, находились международные силы, которые всячески старались снизить актуальность террористических угроз. Поэтому не случайно в прошлом году президент РФ Владимир Путин вместе с другими главами государств СНГ обратились к ОБСЕ и указали, что эта международная организация не решает вопросы безопасности, а уделяет больше внимания гуманитарным проблемам. И это обращение было весьма положительно воспринято. На зимней сессии в Вене в феврале этого года мы уже почувствовали изменившееся настроение участников, стали готовить соответствующие материалы. Уже в апреле на встрече с верховным представителем Европейского союза Хавьером Соланой президент РФ Владимир Путин отметил, что Россия заинтересована в сохранении ОБСЕ, но при этом необходимо пересмотреть ее круг вопросов, чтобы она была более универсальной. Сделать так, чтобы страны - спонсоры ОБСЕ имели больше влияния на ее политику. Не случайно Владимир Путин отметил, что влияние России на ОБСЕ неадекватно нашим членским взносам. Конечно, мы заинтересованы в переориентировании ее деятельности на укрепление безопасности и сотрудничества. Так что в 2005 году в этой организации ожидается реформирование. Уже на летней июльской сессии в Вашингтоне будут прежде всего рассматриваться проблемы безопасности и антитерроризма, а потом лишь вопросы экономики, экологической безопасности и последними - различные гуманитарные проблемы. Я думаю, что на этот раз будут решены острейшие вопросы укрепления международной безопасности и сотрудничества. В противном случае я бы отметил, что ОБСЕ может потерять для нашей страны свою целесообразность. Ведь только совместными усилиями всего мирового сообщества можно победить на нашей планете террористическую заразу. Наглядный пример - совместные действия ряда стран в Афганистане. Там нет российских войск, а действуют армии других государств, прежде всего США. Но Россия помогает международным коалиционным силам данными разведки, контролем границ, экономическими мерами, предоставляет свое воздушное пространство для пролета военной авиации других государств в Афганистан.

- Есть ли в самой международной организации понимание назревших реформ?

- Ряд американских, английских, голландских парламентариев и в целом некоторые делегации стран - участниц этой международной организации пытались на зимней сессии возложить на Российскую Федерацию ответственность за переживаемый ОБСЕ бюджетно-финансовый кризис, оставить без изменения сложившуюся и явно невыгодную для России систему выборов генерального секретаря. Однако мы заняли твердую позицию. Это заставило национальные делегации серьезно задуматься над неотложностью реформ.

В настоящее время на государства Евросоюза приходится абсолютное большинство руководящих постов в ОБСЕ. Поэтому, на наш взгляд, было бы оптимально для всех, чтобы важнейший пост генерального секретаря Парламентской ассамблеи ОБСЕ занимал самостоятельный в принятии решений представитель одной из "нейтральных стран". Главным критерием для кандидата на эту важную должность являются политический и управленческий опыт. В июне 2005 года истекают полномочия нынешнего руководителя Кубиша. На этом посту нам бы хотелось видеть кандидата, отвечающего указанным критериям.

- Какие возможны направления деятельности ОБСЕ и других международных структур против терроризма?

- Прежде всего через ООН, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, Организацию Договора по коллективной безопасности и других согласованными действиями вводить экономические санкции против стран, с территории которых действуют террористы, где они отдыхают после своих набегов, лечатся, где покупают вооружение и взрывчатку. Ввести на государственных границах со странами, откуда перебрасываются террористы, строжайший досмотр всего транспорта, населения. Через международные банки окончательно закрыть финансовые потоки всем организациям, которые замечены или подозреваются в содействии террористам. Усилить контроль за оружием и взрывчатыми веществами как в России, так и на границах с государствами, со стороны которых постоянно перевозится контрабанда. Не допускать использование бандитами в своих интересах международной сети интернет, спутниковой связи.

В России провести стопроцентную переаттестацию сотрудников правоохранительных органов для исключения возможности их вербовки террористами. Всемерно способствовать повышению бдительности населения нашей страны. Поощрять граждан за информацию о наркодилерах, террористах, бандитах.

- С Россией понятно, а вот для уничтожения терроризма в мировом масштабе необходимы универсальные международные законы?

- Я бы так не сказал. На сегодняшний день насчитывается около 20 международных конвенций о сотрудничестве в борьбе с различными формами и проявлениями терроризма. В них входят 12 универсальных конвенций по борьбе с незаконными действиями в аэропортах, самолетах гражданской авиации, морских судах, защите дипломатов, маркировке взрывчатых веществ, безопасности нефтяных платформ и другие. Есть конвенции с региональной спецификой, например, Лига Арабских Государств, организация "Исламская конвенция", Организация американских государств. Конечно, можно разработать какую-то вообще универсальную конвенцию. Но думаю, и нынешних по борьбе с террористами вполне достаточно. Надо прежде всего нормы международного права, наказания и санкции ввести во внутренне законодательства государств для того, чтобы они эффективно применялись против преступников.

- А как относятся к проблеме терроризма в других странах СНГ, есть ли России поддержка от ближайших соседей в ОБСЕ или они переложили всю тяжесть этой проблемы на плечи нашего государства?

- Не зря говорится в нашем народе, что не бывает чужого горя. Проблема терроризма касается всех наших соседей. Однако на февральской сессии ОБСЕ в Вене с нашими ближайшими соседями вновь были острые разногласия. Так, члены делегации Грузии в основном поднимали вопросы сворачивания российских военных баз. Более того, грузинская делегация предложила на июльской сессии в Вашингтоне переименовать спецкомитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Абхазии в спецкомитет по Грузии с соответствующим расширением его полномочий, что для России неприемлемо. Консультации с Нино Бурджанадзе ни к чему не привели. Грузинская делегация, к сожалению, так и не снизила враждебный тон по отношению к России. Также недальновидной политики, в том числе и по вопросам борьбы с терроризмом, придерживаются в ПА ОБСЕ некоторые молдавские и украинские парламентарии. Так что не все просто с нашими ближними соседями.

Из досье "НВО"

Владимир Федорович Кулаков родился в 1948 году. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ, Российскую академию государственной службы при президенте РФ. В Вооруженных силах прошел путь от командира взвода до начальника Главного управления воспитательной работы Минобороны России. Командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта, участвовал в миротворческой миссии в Косово. Работал первым заместителем полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике. Член Совета Федерации, академик Академии военных наук, доктор военных наук, генерал-полковник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Рыночная ипотека до сих пор под негласным запретом

Рыночная ипотека до сих пор под негласным запретом

Анастасия Башкатова

Решение квартирного вопроса для многих семей откладывается

0
1083
Угольный сектор ждет консолидация

Угольный сектор ждет консолидация

Ольга Соловьева

На грани банкротства может оказаться 40% предприятий отрасли

0
1406
В Италии начали реформу тюремной системы

В Италии начали реформу тюремной системы

Александр Тараканов

Приговор больше не будет зависеть от наличия или отсутствия свободных мест за решеткой

0
908
Камбоджа и Таиланд пошли на мировую

Камбоджа и Таиланд пошли на мировую

Надежда Мельникова

Усилиями США и Малайзии стороны договорились о прекращении огня

0
916

Другие новости