0
3309
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

24.06.2005 00:00:00

Вызов всему миру брошен из США

Тэги: сша, оборонная промышленность, военный бюджет


Военный бюджет США в следующем году будет равен суммарному объему расходов всех остальных стран мира на военные нужды. Такие данные приводятся в докладе, опубликованном авторитетной американской аудиторской и консалтинговой компанией "Прайсвотерхаускуперс", входящей в "большую пятерку" фирм аналогичного профиля. Этот аналитический труд вышел под названием "Оборонная промышленность в XXI веке". В нем кратко характеризуется история развития военного производства с окончанием Второй мировой войны и после распада СССР, а также рассматриваются тенденции и даются прогнозы путей оборонки в обозримом будущем. В предисловии указывается, что целью исследования является попытка "побудить страны мира к диалогу о перспективах развития обороной промышленности".

ИСТОРИЯ И СОСТОЯНИЕ

"В начале 90-х годов, через три года после падения берлинской стены, мир сильно изменился", - отмечается в докладе. В период с 1989 по 1996 гг. оборонные расходы государств сократились на треть. В результате мировая оборонная промышленность испытала серьезные потрясения. К 1998 году из 100 крупнейших оборонных компаний 24 совсем покинули военный бизнес. Меняющийся характер войны и новые угрозы привели к тому, что армии стали отходить от практики накапливания громадных арсеналов традиционных образцов ВВТ, переходя к использованию высокотехнологичных и высокомобильных вооружений, основанных на новых принципах. С тем, чтобы при необходимости их можно было в кратчайшие сроки перебросить в любой район мира.

В настоящее время оборонные расходы различных стран направлены на создание более гибких, мобильных и быстро развертываемых воинских контингентов. При этом главный упор делается на создание требуемого уровня материально-технического обеспечения систем и средств в течение жизненного цикла. В то же самое время большое противодействие росту военных расходов государств со стороны общества вынуждает власть более широко использовать для оснащения неспециализированные, готовые коммерческие технологии. Причем наиболее сильна эта тенденция в США. Еще в начале 90-х годов военные производства Америки были ориентированы на преимущественное применение гражданских стандартов при создании военной техники.

С окончанием холодной войны оборонные комплексы многих развитых стран оказались на поворотном этапе. После Второй мировой войны военно-политическое руководство большинства ведущих государств придерживалось мнения, что основой обеспечения политики национальной безопасности является сильная военная промышленность. Поэтому вместо того, чтобы поддерживать свое автомобильное производство в готовности к переводу на выпуск танков, страны содержали дорогостоящие предприятия оборонного комплекса, находящиеся в постоянной готовности к обеспечению ВС всем необходимым в случае возникновения военной угрозы.

Крах Советского Союза изменил сложившийся мировой порядок, увеличил давление общественных институтов на правительства, побуждая их к пересмотру политики обеспечения национальной безопасности. В то же самое время различные социальные, политические и экономические круги требовали сокращения военных расходов. Для поддержания собственных вооруженных сил на уровне соответствия современным потребностям многие государства, понимая всю тяжесть бремени военных расходов для национальных экономик, выбрали три основные направления военно-промышленной политики. Прежде всего они сократили затраты на оборонные отрасли, главным образом путем их приватизации. Во-вторых, начали активно искать свою нишу на мировом рынке торговли вооружением. И кроме того, министерства обороны и военная промышленность государств начали несколько активнее взаимодействовать со своими союзниками и партнерами в военно-технической сфере.

ОБОРОННЫЕ РАСХОДЫ И ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

По приведенным в докладе данным, оборонные расходы США в 2006 финансовом году с учетом ассигнований, необходимых для проведения операций в Ираке и Афганистане, составят более 500 млрд. долл. В такую же сумму обойдется содержание своих ВС 191 государству мира. В докладе подчеркивается, что американская оборонная промышленность в настоящее время "находится на подъеме", и эта тенденция дает основания утверждать, что в недалеком будущем Америка "станет доминирующим поставщиком на мировом рынке вооружений".

В исследовании отмечается, что в 2003 году объем продаж ВВТ только трех ведущих корпораций США ("Локхид Мартин", "Боинг" и "Нортроп Грумман"), входящих в десятку крупнейших мировых производителей оружия, достиг 75 млрд. долл. Это составляет половину всего оборота мирового рынка продаж военной техники и вооружений, занимаемого этими компаниями. В целом на США приходится 63% всего рынка ВВТ, на котором активно торгуют 100 ведущих производителей оружия (в 2003 году оружия было продано на сумму 105, 4 млрд. долл.). При этом на внешнем рынке Пентагон расходует только 2% выделяемых ему ассигнований. Все остальные средства он тратит на содержание своих ВС, операции в Ираке и Афганистане, а также на закупки вооружений у национальных компаний.

В 2004 году США израсходовали на свои вооруженные силы 455,3 млрд. долларов, что составило 47% от суммарных расходов всех остальных стран мира на оборону. В то время как Франция и Англия истратили на оборону по 5%. В целом затраты 15 ведущих государств равны 82% от военных расходов всех стран мира. Америка на свои ВС выложил почти в 23,5 раз больше средств, чем Россия, военный бюджет которой составил 19,4 млрд. долл. И почти в 3 раза больше, чем Франция, Англия, Китай и Индия вместе взятые.

Огромный бюджет Пентагона означает, что другим странам-производителям вооружений придется оценить свое место на рынке ВВТ и наладить более тесные контакты с оборонными предприятиями США, которые уверенно идут к его монополизации. Ведущий специалист "Прайсвотерхаускуперс" по оборонным и авиационно-космическим отраслям мировой промышленности подчеркнул в докладе: "Я не знаю, сколько времени потребуется "Всемирной торговой организации", чтобы предпринять инициативы, направленные на устранение несправедливой американской монополии, - отмечает Ричард Хук. - Однако все это может иметь далеко идущие внешнеполитические и экономические последствия. Таким странам, как Бразилия и Индия, будет значительно выгоднее закупать оружие в Америке, нежели у европейских производителей".

ТЕНДЕНЦИИ И СЦЕНАРИИ

В докладе указывается, что основной тенденцией в развитии мировой индустрии ВВТ является стремление ведущих стран мира приобретать как можно больше оружия у национальных производителей. Они также все чаще предпринимают активные усилия по поиску своих ниш на мировых рынках ВВТ, и прежде всего в США. Важным фактором являются попытки обеспечить равное участие всех отраслей промышленности в производстве вооружений и максимально использовать технологии гражданского назначения в военных целях. Еще одной доминирующей тенденцией в современном военном производстве считается интеграция компаний мирового оборонно-промышленного комплекса и создание транснациональных корпораций. Многие ведущие оборонные фирмы, в основном США, активно разворачивают сеть своих филиалов в других странах, закупают там военные производства или организуют совместные предприятия.

На базе анализа этих тенденций в докладе рассматриваются два возможных сценария развития военной экономики. По первому из них мировой оборонный комплекс может "американизироваться". Здесь называются несколько факторов, которые могут оказать негативное влияние на оборонную промышленность других стран. В докладе отмечается весьма вероятный рост военных расходов США, которые в 2006 году увеличатся на 5%, в 2007 году могут возрасти на 17%, а в 2008 году - на 11%. Америка может также встать на путь проведения политики обеспечения технологического превосходства страны и всячески препятствовать утечке национальных военных достижений за рубеж. Промышленные фирмы США способны начать более активную экспансию военного производства за границы государства, тем самым еще больше обеспечивая себе технический перевес. К немаловажному фактору относится большая вероятность того, что в перспективе США будут иметь все необходимые возможности для открытия крупных программ создания новых вооружений. При таком развитии ситуации Америка станет единолично определять, когда, сколько, какое оружие и по каким ценам она будет поставлять другим странам.

Согласно второму сценарию, различные страны-союзники США, возможно, начнут совместное развитие национальных отраслей оборонной промышленности в соответствии с традиционно сложившимися областями специализации. При этом они будут вынуждены увеличить свои военные расходы, организовать обмен военными технологиями и принять определенные административные меры, дабы исключить ситуацию, когда только какая-то одна страна будет способна монопольно изготавливать определенные системы вооружений, а не делать это на корпоративной основе. Кроме того, Хук отмечает, что решения об открытии крупных программ создания современных систем оружия должны приниматься специальными органами всех союзнических государств.

По мнению экспертов, "американизация" может привести к торговым войнам между предприятиями мировой оборонки и толкнет правительства назад, на путь развития собственных мощностей по выпуску вооружений, что сегодня не очень по силам даже многим развитым странам. Второй прогноз возможного развития событий считается более гибким и приемлемым для большинства европейских стран.

Эксперты "Прайсвотехаус" утверждают, что страны Европейского Сообщества в обозримом будущем будут по-прежнему отставать от США как в области развития технологий военного назначения, так и в обеспечении уровня боевой готовности войск. Обусловлено это тем, что на оборону они расходуют только очень небольшую часть валового национального продукта. Причем большая доля их военных бюджетов, в отличие от вкладывающей громадные средства в развитие новейших военных технологий Америки, тратится не на военные исследования и разработки, а содержание устаревающих армий.

По прогнозам аналитиков, в течение ближайших лет США сохранят свое военное превосходство, будут стоять во главе мировой политики и вести за собой союзников и политических деятелей различных стран. Совершенно очевидно, что достижения США в военно-технологической сфере могут превратить Америку в абсолютного лидера, фактически определяющего будущий мировой порядок.

В опубликованном еще в мае 2002 года программном документе Комитета начальников штабов США под названием "Совместное видение 2020" мозговой центр американских ВС недвусмысленно заявил, что его задачей является поддержание "превосходства по всем аспектам", которое трактуется как способность Америки, "действуя самостоятельно или совместно с союзниками, наносить поражение любому противнику и контролировать любую ситуацию по всем аспектам боевых операций". Там же отмечается, что Европа уже пришла к осознанию необходимости формирования новой структуры контингентов коалиционных сил, главным образом в области обеспечения военной связи и управления, МТО и транспортных перевозок. Это привело к расширению военного сотрудничества с США, прежде всего в военно-технической сфере.

Подзаголовок 44-страничного доклада "Оборонная промышленность в XXI веке" звучит так: "Мыслить глобально... или думать по-американски". Его авторы предлагают мировому военному бизнесу поразмыслить над сделанными прогнозами и обстоятельно поразмышлять о своем будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
662
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1346
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1181
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2243

Другие новости