В июне заметно активизировалась деятельность Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Решения в Москве вырабатывали сначала министры обороны шести стран, входящих в Организацию (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), потом - главы внешнеполитических ведомств "шестерки". Апофеозом стал саммит президентов, которые и определили дальнейшие направления работы. Их внимание сосредоточилось на Афганистане и Центрально-азиатском регионе (ЦАР).
Июньские амбиции ОДКБ оказались столь конкретными, что некоторые аналитики расценили их уже ни больше ни меньше как очертания формируемой в ЦАР системы безопасности, конкурентной Западу. Тем более, что генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа пожаловался министрам обороны, а те, в свою очередь, информировали своих верховных главнокомандующих, что НАТО не хочет сотрудничать с ОДКБ. Российский президент Владимир Путин немедленно переговорил на данную тему с генсеком Североатлантического альянса Яапом де Хоопом Схеффером, посетившим 24 июня Россию, и тот "обещал подумать".
ЧТО ДЕЛАТЬ С АФГАНИСТАНОМ?
В ходе заседаний и военные, и дипломаты, и лидеры шести стран об Афганистане говорили как никогда обстоятельно. Тон задал Бордюжа, который буквально обвинил войска антитеррористической коалиции в форменном бездействии в борьбе с наркопроизводством. По его сведениям, "за весь период действия антитеррористической коалиции ни одна подпольная нарколаборатория в Афганистане не была уничтожена". Особенно Бордюжа возмущался позицией одного американского генерала, который заявил генсеку ОДКБ, что "нам задача по борьбе с наркотиками не поставлена, поэтому мы и не боремся".
"Нас серьезно беспокоит, что в Афганистане по-прежнему функционируют базы подготовки террористов, в том числе при непосредственном участии некоторых спецслужб", - эмоционально возмущался президент Путин после "саммита шестерых". Тут же он сказал и о "крайне низкой" эффективности борьбы мирового сообщества с международным терроризмом и наркоугрозой, исходящими из Афганистана.
А коль так, то ОДКБ не может быть сторонним наблюдателем происходящего. В связи с этим Путин сообщил, что на саммите были намечены приоритетные меры по борьбе с террористическими группами, угрожающими безопасности стран Договора. И была достигнута договоренность о создании специальной структуры по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Что же касается "приоритетных мер" против афганских террористов, то, как представляется, в числе их - военные маневры. Все они - антитеррористической направленности и призваны дать террористам понять, что их будут немедленно бить везде, откуда бы они ни высунулись.
С Афганистаном, особенно на рубеже по Пянджу, сложнее. Генсек Бордюжа (который в конце 1990-х возглавлял Федеральную пограничную службу России) уже теперь констатирует, что после вывода из Таджикистана российских пограничников (ранее чем до 1 сентября они уйдут с Пянджского рубежа), "которые имели достаточно отлаженную систему охраны границы, наркотрафик из Афганистана может увеличиться". И призывает государства ОДКБ оказать помощь таджикским "зеленым фуражкам". А президент Эмомали Рахмонов просит Путина, чтобы тот вдвое увеличил квоту обучения таджикских курсантов в военных вузах России, особенно - в пограничных.
Одновременно 23 июня стало известно, что военнослужащие российской военной базы, дислоцированной в Таджикистане, будут принимать участие в охране государственной границы с Афганистаном. Об этом сообщил министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Хайруллоев: "Российская военная база будет наряду с вооруженными силами республики Таджикистан усиливать и при необходимости принимать непосредственное участие в охране и обороне государственной границы с Афганистаном". То есть после "смены караула" на Пяндже российские гаубицы и "Грады" останутся прикрывать таджикские заставы на тех же особо проблемных участках. Комментарии, как говорится, излишни.
С НОВОЙ ГРУППИРОВКОЙ ВОЙСК ПОВРЕМЕНИМ
Министры и президенты стран ОДКБ приняли пакет документов по военному строительству до 2010 года. Однако, что называется, достичь консенсуса в вопросе создания Объединенной группировки войск (сил) в рамках ОДКБ в Центрально-азиатском регионе участникам не удалось.
А ведь это должно было стать чуть ли не главной темой саммита: тогда было бы завершено создание цельной системы военной безопасности в рамках Организации. Ибо уже существуют западная российско-белорусская группировка войск и кавказская российско-армянская. В центрально-азиатскую входили бы соединения и части Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Еще в ноябре прошлого года генсек Бордюжа даже называл предполагаемую численность этой группировки - 10 тыс. человек (для сравнения: российско-белорусская - более 200 тыс.). Обсуждение отложили до следующей своей встречи, которая состоится в ноябре.
Как выяснилось, воспротивился созданию "недостающей" в ОДКБ войсковой группировки министр обороны Казахстана генерал армии Мухтар Алтынбаев. В кулуарах заседания министров обороны, где присутствовал корреспондент "НВО", кто-то обронил фразу, что в Астане нет таких вылазок террористов, как, скажем, в Узбекистане или Киргизии, "вот они и заблокировали решение". Иные же высказали мнение, что казахский министр "просто пожадничал выделить в состав группировки какие-то части национальной армии".
Сам же Алтынбаев объяснил так: "Я считаю, что громоздкое воинское формирование, существующее на постоянной основе, создавать не стоит. Для успешной деятельности хватит и представителей ОДКБ в вооруженных силах стран Организации. Кроме того, в случае военной угрозы одному из государств ОДКБ, другие его члены должны ему помочь. На этот случай у нас есть Объединенный штаб, а в центральноазиатском регионе - подразделения Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР)". По мнению казахстанского министра обороны, "более выгодным вариантом является создание миротворческих, антитеррористических или других специализированных подразделений".
Глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что главы государства ОДКБ должны были рассмотреть возможность получения в военных вузах России бесплатного образования курсантами стран Договора. Состоялось ли это решение, осталось "секретом" встречи. Вообще-то обучать 2,7 тыс. военнослужащих из стран СНГ (столько их училось в 2004 году) для России, конечно, накладно. По нынешним меркам это два полнокровных военных вуза. К тому же, в финансовой части министры иностранных дел, которые решали денежные проблемы ОДКБ, оказались весьма прижимистыми. С повестки дня они сняли, по крайней мере, два таких вопроса. В том числе и касающийся выделения средств на развитие системы управления КСБР. Лишь сотрудникам секретариата Организации на 20% повысили зарплату.
ШПИОНСКИЕ ШУТКИ СЕРГЕЯ ИВАНОВА
Вдохновленные успехами совместного командно-штабного учения (КШУ) "Рубеж-2005", которое прошло в апреле на полигоне Эшох-Майдон (юг Таджикистана) с участием около 3 тыс. военнослужащих, и прошлогодним аналогичным учением в Киргизии, министры обороны стран ОДКБ порешили, что подобным маневрам в Центрально-азиатском регионе должно быть несть числа. Во всяком случае, на это прямо указал российский министр обороны Сергей Иванов. Цель будущих учебных сражений понятна: коль пока не достать террористов в Афганистане (а стремиться к этому надо), то хоть попугать их.
Учение в рамках "эффективно действующей" объединенной системы ПВО (правда, не только стран ОДКБ, но и всех государств СНГ) уже идет полным ходом и будет продолжаться до конца лета. Но грядут и сухопутные битвы. Правда, министры были не готовы сообщить, где и когда это случится и какой численности коллективные силы будет задействованы. Сергей Иванов от конкретной информации отделался шуткой: "Где и когда - это военная тайна. Конкретные адреса, фамилии и явки назовем осенью этого года".
А может, и тут дело в финансах? Например, бои штабов на КШУ "Рубеж-2005" обошлись России в 1 млн. рублей (35 тыс. долл.). А со стрельбами да задействованием техники (включая авиационную) и в 1 млн. долл. можно не уложиться. Но, по большому счету, вкладывается мало. 35 тыс. долл. - это цена килограммового пакета героина в какой-нибудь приграничной с Казахстаном российской области.
Впрочем, как сказал все тот же Иванов, на всех уровнях (Советы министров обороны и иностранных дел, Комитет секретарей советов безопасности, спецслужбы государств) принимаются меры по совершенствованию механизма ОДКБ, в том числе в плане создания более прозрачных систем и механизмов задействования совместных сил для нейтрализации нарко- и террористических угроз.
Наконец, в рамках заседаний было объявлено, что Объединенному штабу ОДКБ дано поручение проработать вопрос о возможности создания еще одной военной базы Организации в Киргизии (помимо уже существующей в Канте). К зиме должна быть обоснованна необходимость такого шага, дабы решить, на постоянной или временной основе эта база будет функционировать, определиться с ее численным составом и вооружениями...
Все идет к тому, что к следующему "месячнику ОДКБ" ее структура должна еще более укрепиться. Владимир Путин уже говорит, что ОДКБ "утвердилась как организация, играющая самостоятельную стабилизирующую роль в системе глобальной региональной безопасности". А в кулуарах аппарата Николая Бордюжи всерьез поговаривают, что "еще несколько шагов, ряд усилий и ОДКБ будут называть, образно говоря, "вторым Варшавским Договором".