Как стало известно "НВО", Департамент оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго, возглавляемый бывшим директором федерального агентства "Росавиакосмос" Юрием Коптевым, подготовил аналитический доклад по стратегии развития оборонной отрасли. В нем анализируется ход реализации государственной программы вооружений на 2002-2006 годы. То есть подведены предварительные итоги ее выполнения. Выводы этого достаточно объемного исследовательского труда, ежегодно готовящегося для Владимира Путина и рассылаемого соответсвующим министерствам и ведомствам, имеющим отношение к оснащению армии и флота вооружениями и военной техникой, утверждены министром Минпромэнерго Виктором Христенко.
В пресс-службе Минпромэнерго сообщили, что эти материалы были разработаны два месяца назад и являются конфиденциальными. Правда, автор доклада Юрий Коптев, сказал одному из авторов этой статьи, что "80% содержания доклада носит открытый характер и сейчас рассматриватся вопрос о его размещении на сайте министерства для широкого обсуждения". "НВО" удалось выяснить, что эксперты фактически опровергли все бодрые заявления правительственных чиновников разных ведомств и рангов о якобы происходящем возрождении российского ОПК.
Аналитики под руководством Юрия Коптева пришли к выводу, что треть предприятий оборонно-промышленного комплекса - фактически банкроты. То есть состояние ОПК на протяжении ряда лет не меняется. Такую же цифру два года назад, в июле 2003-го, называл вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Гиви Джанджгава. Тогда он отмечал, что на протяжении ряда лет на большинстве предприятий в основные фонды никто денег не вкладывал, в результате чего они оказались сильно изношенными. "Финансовые вложения в исследования и разработки в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах, инвестиции в основные фонды в 5 раз меньше, расходы на подготовку кадров тоже в 5 раз меньше, фондовооруженность работников в 2-3 раза ниже, производительность труда в 5-10 раз меньше".
В нынешнем состоянии ОПК аналитики Минпромэнерго не видят улучшения. Более того, они прогнозируют, что в ближайшие годы следует ожидать "снижения доходов от экспорта вооружений и военной техники, потери рынков сбыта в связи с исчерпанным ранее научно-
техническим заделом". В документе также говорится о том, что "более 50% уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, утрачены либо физически и морально устарели".
Кроме того, отмечается, что состояние значительной части оборонных предприятий по многим показателям крайне неудовлетворительное. Больше половины станочного парка на многих из них изношено на 100%. Почти каждый второй станок уже выработал свой ресурс. Однако как-то обновить производственные фонды оборонщики просто не в состоянии. Причиной этого является крайне высокая затратность военного производства. Как отмечается в документе, в ОПК России в среднем на рубль прибыли приходится 97 копеек расходов, т.е. фактический доход многих предприятий составляет 0,03%. На такие деньги трудно развивать производство.
По свидетельствам некоторых представителей оборонных предприятий, на отдельных производственных участках многих оборонных заводов накладные расходы зашкаливают за 1000%. "И это-то при капитализме, где каждая копейка должна быть на учете, а не разбрасываться бесхозяйственно в разные стороны", - сетуют производственники.
Еще хуже обстоят дела с кадрами. В докладе приводятся следующие данные. Сегодня средний возраст работников ОПК составляет 54 года. В оборонных НИИ этот показатель еще выше - 57 лет. Возраст 90% их научных сотрудников превышает 50 лет.
До кризиса 1990-х годов практически на каждом предприятии оборонки действовали профессионально-технические училища. Сегодня они приватизированы и перепрофилированы на подготовку менеджеров или других специалистов непроизводственной сферы. Сейчас найти квалифицированного токаря или слесаря среди молодых людей практически невозможно. Молодежь не хочет овладевать подобными профессиями. В качестве главной причины такого состояния дел с кадрами производственники называют крайне низкую зарплату.
Эксперты департамента Коптева отмечают также, что ухудшение ситуации в ОПК во многом определяется финансированием военных заказов. Большинство оборонных предприятий в 2003 году недополучило 14,4% средств на изготовление заказанной продукции, в 2004 - 30,2%, а в 2005 г. эта цифра, по оценкам подчиненных Юрия Коптева, достигнет 31,6%. Получается, что заказ получен и контракт подписан, сроки определены, закуплены необходимые материалы, а третью часть денег на проведение работ просто не дают и взять их негде. Вот производство и начинает буксовать, выискивая всеми возможными и невозможными путями необходимые средства.
В аналитическом докладе отмечается отставание российского ОПК от конкурентов на мировом рынке в таких отраслях, как авиационная промышленность, судостроение, средства связи, а также медицинская техника и высокотехнологичное оборудование для топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Между тем в настоящее время 60% медоборудования выпускается на оборонных предприятиях. ТЭК зависит от них на 30%.
Выход из создавшегося положения предлагается более чем традиционный. По мнению аналитиков Минпромэнерго, новый импульс поступательному движению оборонки, насчитывающей сегодня 1265 предприятий, должна дать еще одна программа развития на 2006-2010 годы. Однако эксперты все-таки были вынуждены оговориться, что и эта программа может быть реализована в случае выполнения графика бюджетного финансирования гособоронзаказа на 100%, при условии если к развитию отрасли будут привлечены необходимые инвестиции и полностью завершены ее структурные преобразования.
Словом, новое предложение Минпромэнерго не отличается оригинальностью, подходы все те же - в оборонно-промышленный комплекс необходимо закачивать как можно больше средств из госбюджета. Сегодня в соответствии с Федеральной целевой программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы) финансирование составляет 2 млрд. 830 млн. рублей. Его увеличение в следующем году будет крайне мизерным - всего на 50 млн. рублей. Эта сумма, по словам источника ОПК, "не покрывает даже уровня инфляции". Значит, в последнем году реализации данной ФЦП положение оборонных предприятий лучше не станет. А скорее всего ухудшится.
Понятно, что аналитический доклад Минпромэнерго призван убедить высшие эшелоны исполнительной и законодательной власти заложить в следующую программу развития вооружений 2006-2010 годов финансовые средства, многократно превышающие нынешние. Благо ситуация позволяет - цены на нефть растут быстрее, чем грибы после дождя. То есть вместо тщательной проработки стратегии коренной перестройки оборонно-промышленного комплекса по-прежнему звучат призывы о вливаниях денег.
Миллиарды рублей вновь полетят в черную дыру. Ибо оригинальной программы их эффективного освоения до сих пор не выработано.