24 июля на Дальнем Востоке завершились командно-штабные учения "Восток-2005". Как подчеркнул начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский, "впервые масштабно, в границах Дальневосточного военного округа, отработали вопросы введения режимов чрезвычайного и военного положения и проведения специальной операции". В официальном сообщении Минобороны сказано: "В ходе учения отрабатывался широкий спектр возможных мер по обеспечению военной безопасности страны при возникновении угроз со стороны сепаратистских, радикальных религиозно-националистических движений и международных группировок". О том, что главной задачей учений является координация действий МО и других силовых ведомств страны, свидетельствует и состав участников мероприятия: на 5 тысяч военнослужащих пришлось 14 тысяч представителей МВД, ФСБ и МЧС.
Важный аспект учений - отработка взаимодействия с соответствующими службами Китая, которое, по словам Балуевского, "станет новой формой сотрудничества наших государств": впервые отработаны "взаимодействия подразделений двух армий, которые раньше никогда не действовали сообща". Надо думать, сотрудничество коснулось в немалой степени и обмена опытом в области борьбы с "внутренним врагом".
Как стало известно "НВО" из достоверных военных источников, уже в этом году на Дальнем Востоке начнет функционировать региональный центр специального назначения ФСБ, аналогичный тому, который посещал недавно в Дагестане Владимир Путин.
Центр разместится в Хабаровске, с отделением во Владивостоке. Чуть позже подобные структуры заработают и в других регионах России. Заметим: в их задачи, помимо прикрытия госграницы, входит "упреждающая" борьба с внутренними угрозами безопасности страны - бандитизмом, оргпреступностью, терроризмом, сепаратистами, религиозными и националистическими экстремистами.
Под патронатом ФСБ эти подразделения будут взаимодействовать "самым тесным образом" с другими силовыми структурами страны: Минобороны, внутренними войсками и милицией. Для чего уже создается единая система связи и информационного обеспечения, а также соответствующая военная инфраструктура. Любопытно, что на завершившихся учениях уничтожение спецназом разведывательно-террористических групп плавно переросло в зачистку местности от "условного противника".
Поддерживать взаимодействие со спецподразделениями ФСБ на Дальнем Востоке с этого года будут укомплектованные профессионалами 3-го батальона мобильных сил ДВО (один мобильный расположится в Еврейской АО, и два воздушно-десантных - в Приморье). Заметим, что эти подразделения подчиняются не штабу ВДВ в Москве, а командующему войсками ДВО.
Совместные учения с Китаем, как и обмен опытом в деле ликвидации внутренних угроз, не уменьшают озабоченности ФСБ приграничными отношениями с соседом: на Дальнем Востоке развертываются профессиональные воинские части вблизи госграницы - на побережье и вдоль реки Амур. В том числе - на Сахалине (отдельный танковый батальон - пос. Хомутово), на Камчатке (345-й отдельный мотострелковый батальон - г. Петропавловск-Камчатский), в Еврейской АО (отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, пос. Ленинский) и Хабаровском крае (гвардейский мотострелковый полк, г. Бикин). Очевидно при этом, что декларация опасности со стороны Китая является хорошим предлогом для наращивания военного потенциала в регионе. В ход идут испытанные доводы о малочисленности населения, его китаизации, а также ссылки на суровые погодные условия, большую территорию и слабость дорожной инфраструктуры.
Таким образом, на Дальнем Востоке создается вторая по величине войсковая группировка, которая по замыслу руководства страны должна упредить и парировать возможные угрозы не столько внешнего, сколько внутреннего характера. Заметим, однако, что со стимулами для исполнителей великого замысла по вторичному завоеванию Сибири дела обстоят далеко не так гладко. В новые подразделения профессиональные военные идут крайне неохотно: солдат-контрактник на ДВ будет получать от 8,5 до 9 тыс. руб. в месяц, тогда как на приисках или рыбных промыслах такую сумму он может заработать всего за несколько дней.