0
2628
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

12.08.2005 00:00:00

Британия нуждается в ударных авианосцах

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: нато, авианосец, британия


Журнал "Jane"s International Defence Review" в марте 2005 года опубликовал аналитическую редакционную статью, которая посвящена одной из важных проблем развития авианосного флота и палубной ударной авиации ВМС Великобритании - текущей программе проверки и внедрения новой оперативной концепции ударного авианосного флота. По существу и содержанию программа предусматривает возврат к прежней концепции ударных авианосных сил ВМС Великобритании, действовавшей в период холодной войны до 1978 года - до вывода из боевого состава флота ударного авианосца "Арк Ройял"

КОРАБЛИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Новая концепция "ударных авианосных операций", по словам адмирала Джонса, разработана с учетом реального опыта ударных операций недавнего прошлого на морских ТВД.

По мнению контр-адмирала Адриана Джонса, помощника НШ ВМС Великобритании, "руководство ВМС учитывает реальности будущих ударных операций на море на основе опыта и уроков недавнего прошлого". Новая концепция ударных авианосных сил ВМС Ведикобритании разработана и внедряется "на основе тесного сотрудничества с центром "воздушной войны" (Air Wafare Center) и с "ударным авиационным командованием" королевских ВВС (RAF Strike Command).

Для реализации концепции требуется повышение ударных возможностей имеющихся авианесущих кораблей флота и палубной авианосной авиации для эффективного решения ударных и оборонительных задач в современных боевых операциях объединенных национальных и коалиционных вооруженных сил на удаленных океанских и морских ТВ/ТВД.

До недавнего времени в боевом составе регулярных ВМС Великобритании (RN-Royal Navy) числились три авианосца класса CVS: "Инвинсибл", "Арк Ройял" и "Илластриес", которые в ВМС Великобритании классифицируются как авианосцы типа "Инвинсибл", но по существу являются авианесущими кораблями с ограниченными ударными возможностями, а не полномасштабными ударными авианосцами в общепринятом понимании современной роли и задач классических ударных авианосцев, например, ВМС США.

В августе текущего года "Инвинсибл" выводится из боевого состава флота, а "Арк Ройял" находится на переоборудовании до конца 2006 года.

Английские авианесущие корабли класса CVS типа "Инвинсибл" несут на борту в качестве основного вооружения самолеты укороченного и вертикального взлета и вертикальной посадки (КВВП) - STOVL (Short take-off - Vertical Landing) типа "Харриер" GR-7/GR-9, а также вертолеты различного назначения - противолодочные, дальнего радиолокационного дозора/раннего предупреждения, специального назначения, спасательные, транспортные.

Авианесущие корабли типа "Инвинсибл" в ВМС Великобритании в настоящее время выполняют роль главных кораблей "управления операциями и действиями объединенных группировок сил" (main command and control platform), что в принципе несовместимо, по мнению руководства ВМС, с новыми взглядами и концепциями на роль авианосного флота как главной ударной силы ВМС в планируемых группировках объединенных вооруженных сил в современных и прогнозируемых совместных операциях ОВС. Однако эту роль ударных сил флота, хотя и ограниченно, авианесущие корабли класса CVS должны будут выполнять по крайней мере до появления в боевом составе ВМС более крупных, более мощных по вооружению и ударным возможностям, более устойчивых в бою специализированных ударных авианосцев нового класса CVF - авианосцев ударной поддержки маневренных боевых операций группировок ОВС (CVF-type agile joint strike carrier). Поэтому цель текущей экспериментально-исследовательской программы ВМС Великобритании в отношении кораблей класса CVS (типа "Инвинсибл") - повысить их ударные возможности, прежде всего ударные возможности и боевую эффективность палубных самолетов КВВП, и сделать корабли класса CVS "переходным мостом" к проектируемым будущим ударным авианосцам класса CVF.

ПОВЫШЕНИЕ БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Эта программа реализуется в рамках объединенного исследовательского проекта ОВС страны под титулом "Ударный самолет КВВП "Харриер" объединенных сил" (JFH Project - Joint Force Harrier). Проект JFH опирается на выводы и рекомендации специального исследования, завершенного в декабре 2004 года и преследовавшего цель оценки возможностей повышения боевой эффективности ударных палубных самолетов КВВП типа "Харриер" (GR-7/GR-9) за счет их довооружения (в частности, современными радиолокаторами, которых они пока не имеют на вооружении) и интенсификации их боевого использования - увеличения количества боевых вылетов в сутки до уровня прогнозируемых оперативных потребностей.

Так, по расчетам исследователей ВМС Великобритании, авианосец класса CVS, несущий на борту штатную ударную авиагруппу из 16 самолетов КВВП "Харриер" по расчетам должен быть в состоянии организовать и провести ("генерировать") ежедневно до 50-60 боевых самолето-вылетов в течение всего планируемого для таких авианосцев 5-дневного срока непрерывных боевых действий.

Обозреватели и аналитики ВМС между тем отмечают, что реальность практического достижения подобной напряженности использования авиагруппы из 16 палубных самолетов КВВП с одного авианесущего корабля (CVS) планируется проверить в конце 2005 года в ходе морских опытовых и приемочных испытаний авианосца "Илластриес" (класс CVS) в роли "переходного" ударного авианосца.

Вместе с тем, руководство ВМС страны считает, что такая напряженность использования самолетов КВВП типа "Харриер" будет недостаточной, поскольку по расчетам аналитиков и планировщиков, как подчеркнул контр-адмирал Адриан Джонс на той же конференции, отметивший, что в будущих операциях "прогнозируемая пиковая напряженность" будет наиболее вероятно составлять от 360 до 396 самолето-вылетов за 5 дней непрерывных действий в таких операциях с авианосной ударной группы из новых "ударных авианосцев" класса CVF. К этой оценке он добавил: "Сравните такую повышенную напряженность с желаемыми и ожидаемыми 50-60 самолето-вылетами с авианосцев класса CVS, и вы поймете, почему нам требуются и необходимы новые ударные авианосцы класса CVF".

Что касается авианосца класса CVS "Илластриес", то этот авианесущий корабль в ноябре 2004 года завершил двухгодичный ремонт и модернизацию (с затратами 120 млн. фунтов стерлингов - 223 млн.долл.), которая проводилась на предприятии оборонных систем компании "Бабкок" (Babcock Defence Systems) - в докъярде военно-морской базы Розайт (Шотландия). Авианосец "Илластриес" в декабре 2004 года возвратился в базу приписки Портсмут и ему в 2005 году предстоит пройти период интенсивной учебно-боевой подготовки и приемочных испытаний перед введением в боевой состав флота. Эти учения и испытания планируется совместить с опытово-испытательными по проверке, уточнению и отработке новой оперативной концепции использования авианесущих кораблей этого класса (CVS) в качестве "переходных ударных авианосцев" ВМС Великобритании.

Опытово-экспериментальная программа предусматривает превращение имеющихся обычных авианесущих кораблей в реальные ударные (многоцелевые) авианосцы за счет повышения ударных возможностей и интенсивности боевого использования палубной авиации, укомплектованной самолетами КВВП типа "Харриер".

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Прогнозируемое возникновение ударных задач перед авианосными силами вытекает из уже обозначившихся и все более утверждающихся тенденций во всех флотах мира, в том числе развивающихся стран (особенно в так называемых "проблемных странах" - странах изгоях по терминологии американцев) на усиление ударных и оборонительных возможностей флотов через перевооружение боевых кораблей различных классов, подклассов и типов и даже быстроходных катеров управляемым ракетными комплексами, другим высокоточным оружием повышенной дальности и точности поражения. Эта тенденция может резко обострить противоборство на морских ТВД уже в ближайшее десятилетие.

Параллельно во флотах развитых стран основных морских держав - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии и других утверждается тенденция развития и усиления оборонительных возможностей - ПВО, ПРО и других видов обороны - противолодочной (ПЛО), противоминной (ПМО), противокатерной (ПКО) на больших, средних и малых дальностях, особенно непосредственной ПВО/ПРО крупных боевых кораблей - авианосцев, крейсеров, эсминцев от крылатых ракет самолетов, кораблей (катеров) и беспилотных ударных аппаратов воздушного и морского развертывания (UCAV/SBUCV - unmanned air/sea-based combat (strike) vehicles).

Руководство ВМС Великобритании и других крупных морских держав по достоинству оценило эти важные мировые тенденции и учитывает их в планах развития и подготовки флота к войнам нового облика.

В ВМС Великобритании, в частности, переосмыслили и пересмотрели прежнюю концепцию использования авианесущих кораблей класса CVS в сторону привлечения их для решения ударных задач. Этот пересмотр завершен в конце 2004 года и в настоящее время концепция "ударного авианосного флота" находится в стадии "дальнейшего обновления, уточнения и апробирования" для планирования и практической подготовки ударных авианосных сил флота, включая строительство новых специализированных ударных авианосцев нового класса CVF (dedicated strike aircraft carrier).

Заместитель НШ ВМС Великобритании контр-адмирал А. Джонс на авиационной конференции Шепарда 26 января 2005 года впервые дал характеристику планируемых к строительству новых ударных авианосцев класса CVF как "высокоманевренных платформ, выполняющих важную роль оперативно развертываемых операционных баз с 50-летними сроками активной службы в составе флота".

По словам адмирала, планируется построить два авианосца класса CVF водоизмещением по 65000 тонн, которые по своему оснащению и вооружению будут способны обеспечивать поддержку и боевую устойчивость маневренной многоцелевой боевой группе сил. На каждом из двух новых авианосцев планируется развертывать авиационную группу из 40 самолетов, включающую в том числе 36 палубных штурмовиков - единых боевых самолетов (JCA - Joint combat aircraft) типа F-35 и 4 самолета морской разведки, боевого управления и для других задач.

В качестве основного единого боевого (ударного) самолета (JCA) авиагруппы авианосцев класса CVF избран американский палубный штурмовик F-35B JSF (Joint Strike Fighter) корпорации Lockheed Martin.

Ангары авианосца будут способны размещать до 20 (максимум 24) штурмовика JCA (F-35B JSF) или 26 истребителей КВВП "Харриер", или 45 вертолетов "Си Кинг". Полетная палуба авианосца CVF по размерам и площади в два раза больше полетной палубы авианесущего корабля класса CVS (типа "Инвинсибл") и сможет принимать вертолеты типа "Чинук" (Chinook) и "Мерлин" (Merlin), а в перспективе и беспилотные воздушные аппараты различного назначения.

Авианосцы класса CVF будут оснащаться интегрированными комплексными командно-управленческими и разведывательно-информационными системами ISTAR (Intelligence, Surveillance, Target asquisition, Reconnaissance).

Говоря о предназначении ударных авианосцев класса CVF и ударных авианосных сил ВМС Великобритании в целом, адмирал А. Джонс подчеркнул: "То, что мы называем авианосными ударными операциями, по содержанию является комбинацией авианосца, будущего единого боевого самолета (JCA), на роль которого планируется американский единый палубный истребитель типа F-35B JSF, и комплексной управленческой и разведывательно-информационной системы ISTAR".

По словам адмирала Джонса, задачами, определяющими роль и предназначение новых ударных авианосцев и ударных авианосных сил флота в целом, являются:

во-первых, целенаправленные силовые интервенции против вероятных угроз ОМП со стороны террористических группировок. Такие интервенции по замыслу будут резкими и внезапными, кратковременными по длительности и направленными преимущественно против "негосударственных" враждебных группировок (non-state actors) c целями их подавления и уничтожения (aimed at disrupting and destroying);

во-вторых, проецирование военной мощи на противника с прибрежных морских плацдармов с целью гарантированного сдерживания, принуждения к отказу от агрессии, стабилизации ситуации. Такие операции и действия, по мнению адмирала Джонса, будут более настойчивыми и продолжительными и опираться на заблаговременно развернутые у побережья морские (объединенные) группировки сил;

в-третьих, преднамеренные рассчитанные операции силовых интервенций (вторжений) с заблаговременно развернутых авианосцев, обеспечивающих ввод группировок сил на ТВД (entry into theatre), стратегические переброски (strategic lift) и другие. При этом необходимо обеспечивать возможности базирования при необходимости палубной боевой авиации на наземных (береговых) аэродромах в зоне операции;

в-четвертых, операции умиротворения и принуждения к миру (peace enforcement), при которых авиационные удары имеют цель принуждения к миру, стабилизации ситуации, а также обеспечение защиты и безопасности своих сил и средств в зоне действий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Иван Родин

Постановление Конституционного суда РФ по выборам оказалось лишь формальным поводом к поправкам

0
620
Фетва о курьерах доставила неприятности

Фетва о курьерах доставила неприятности

Андрей Мельников

Решение мусульманских богословов назвали противоречащим Конституции

0
679
Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Анастасия Башкатова

Хакеры взламывают подрядчиков, получают доступ к приложениям и шпионят за федеральными ведомствами

0
741
Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
492

Другие новости