В Афганистане прошли парламентские выборы. Президент страны Хамид Карзай уже назвал их "победой над антиправительственными силами". В этом с ним солидарны и его американский коллега Джордж Буш, и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, и генсек НАТО Яап де Хооп Схефен. Однако, даже по официальным данным, явка избирателей составила 50%, а по данным фонда "За честные выборы", - всего 30-35%. Если учесть, что год назад отдать свои голоса за одного из кандидатов на пост главы государства пожелали 70% афганских граждан, налицо падение доверия к институту выборной власти.
Дабы народное волеизъявление проходило без помех, были задействованы 28 тыс. военнослужащих афганской национальной армии и 55 тыс. полицейских. В резерве, готовые немедленно прийти на помощь, находились 20 тыс. американских солдат и 10,5 тыс. военнослужащих Международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане (ISAF). Тем не менее из 8 тыс. независимых наблюдателей 500 не рискнули выехать на избирательные участки, где им грозила неминуемая смерть.
Экстремисты из антиправительственного движения "Талибан" угрожали выборы сорвать, но это им не удалось. В течение дня были арестованы 10 террористов, в том числе иностранцы. В провинции Хост удалось пресечь попытку пронести на избирательный участок взрывное устройство, в перестрелках погибли семь человек, в том числе гражданские лица. В Кабуле, Хосте, Бадахшане и Газни ракетному обстрелу подвергся ряд объектов. Накануне выборов талибы совершили целый ряд вылазок, пытаясь воспрепятствовать доставке избирательных бюллетеней на участки, убили 7 кандидатов в депутаты и французского военнослужащего.
Конечно, замечательно, что выборы состоялись, но низкая явка избирателей - точный индикатор ситуации в стране. А она ухудшается. Пассивность электората обусловлена не только падением доверия к государственной власти, строящейся по национальным и племенным принципам, разъедаемой коррупцией. Усиливается роль местных вождей и полевых командиров, в ряде провинций они являются фактическими и бесконтрольными владыками, причем отдавать бразды правления не намерены. Кабул же делает вид, что ничего не замечает. Некоторые главари вооруженных формирований (а среди них есть и настоящие военные преступники), отнюдь не отличающиеся лояльностью по отношению к Карзаю и его соратникам, даже баллотировались в депутаты парламента. Отчасти в этом причина столь успешных выборов. И можно не сомневаться, что таким образом вожаки связанных с "Талибаном" группировок сделают свою власть на местах более легитимной.
Ирак притянул к себе террористов и экстремистов со всего Востока. Но сейчас они возвращаются обратно, в том числе и в Афганистан, обогащенные новым опытом, с устойчивыми каналами финансирования и связями. Результатом становится усиление партизанской войны.
Нынешний год стал рекордным по потерям американского контингента в Афганистане, считая с вторжения 2001 года. Пентагон стремится скрыть реальные цифры урона, поэтому данные порой весьма противоречивы. В 2004 году в Афганистане погибли 52 американских военнослужащих, а за шесть месяцев 2005 года, по подсчетам газеты "Бостон глоб", основанным на официальных сведениях, - 54. Но эти цифры не включают убитых сотрудников спецслужб и гражданских служащих. Так, в апреле при крушении транспортного вертолета СН-47 "Чинук" нашли свой конец в районе Баграма 18 граждан США: 15 военных и трое штатских. Но в официальных данных фигурировали только "джи-ай".
Такие же большие потери американские войска понесли в конце июня. И снова 17 человек погибли при падении "Чинука". Но в этот раз вертолет сбили ракетой с земли. Машина должна была подобрать разведгруппу "морских котиков" в провинции Кунар. Четыре бойца суперэлитного подразделения так и не дождались эвакуации. Трое из них пали в схватке талибами, один чудом выжил и был спасен местным жителем. Кроме того, в июне 6 солдат стали жертвами взрывов на дорогах. В августе еще 13 американцев погибли в результате диверсий и обстрелов. По данным Пентагона, с 2001 года в Афганистане был убит 181 военнослужащий США. Получается, что почти трети из них отдали жизнь "в борьбе за демократию" в Центральной Азии в 2004-2005 годах. Стоит отметить, что, по сведениям Кабула, в этом году погибли в результате боевых действий и терактов около 1000 афганцев.
В ближайшее время накал боевых действий в Афганистане должен пойти на спад. Во-первых, начинается зима, горные тропы и перевалы занесет снегом. Во-вторых, в Пакистане правительственные войска провели операции в северных провинциях и ощутимо потеснили экстремистов, уничтожили многие их базы. Из духовных школ, являющихся рассадником терроризма, изгнали всех иностранцев, в том числе и многих афганцев. Пакистанские подразделения перекрыли границу, никак не охраняемую с афганской стороны.
Но изгнанные из Пакистана талибы, безусловно, сорганизуются, создадут новые учебные лагеря и с весны начнут воевать более интенсивно. С окончанием зимы, несомненно, увеличатся и посадки опийного мака. Многочисленные полевые командиры, подкупленные в свое время американцами, так и не нашли другого способа вложения денег, кроме опия. Они кредитуют крестьян, которые расплачиваются маковым зельем. В ряде провинций местные дехкане уже забыли, как выращивать другие агрокультуры. А нехватка зерна в стране компенсируется гуманитарной мукой. Таким образом мировое сообщество своей помощью фактически поощряет массированное производство наркотиков.
Кабульские власти не смеют трогать маковые поля, поскольку крестьяне, их возделывающие, тут же возьмутся за оружие. А чтобы были в целости и сохранности опийные караваны и нарколаборатории, создаются целые местные армии, связанные с "Талибаном", который контролирует вывоз героина за рубеж и обратный денежный поток. Наркоденьги, таким образом, участвуют в финансировании терроризма.
Наступающее затишье многие примут чуть ли не за всеобщее примирение. Пентагон уже объявил о намерении вывести 4 тыс. своих военнослужащих из Афганистана. Но 2006 год наверняка окажется хуже нынешнего. Вряд ли новому парламенту удастся консолидировать страну. Слишком сильны противоречия между пуштунами и другими народами, между центром и провинциями, между местными вождями, привыкшими жить военной добычей и поборами на караванных путях. Только присутствие войск международной коалиции удерживает Афганистан от широкомасштабной гражданской войны. Бывший Северный альянс занимает откровенно оппозиционную политическую позицию, но от политических методов он легко может перейти к военным. Все это уже было после ухода советских войск. Если нынешние миротворческие силы даже не вывести, а просто существенно ослабить, ситуация тут же взорвется.