0
1269
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

30.09.2005 00:00:00

Третий удар по безопасности Израиля

Марк Штейнберг

Об авторе: Марк Штейнберг - независимый военный эксперт

Тэги: израиль, газа, арабы, анклав


Сегодня Израиль оказался в крайне сложном военно-стратегическом положении. Это следствие трех мощных ударов, нанесенных по национальной безопасности еврейского государства на протяжении последних 12 лет.

РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЯ В ОСЛО

В начале последнего десятилетия прошлого века внешние и внутренние угрозы еврейскому государству относительно ослабли. После разгрома в 1982 году остатки вооруженных сил Организации освобождения Палестины покинули Ливан и рассеялись по арабским странам, а предводитель ООП Ясир Арафат вот уже более 20 лет пребывал в политическом небытии в Тунисе. Подразделения израильской армии (ЦАХАЛ) во взаимодействии с пограничниками и силами внутренней безопасности своевременно пресекали большинство террористических вылазок палестинских экстремистских организаций. Согласно израильской статистике, за 20 лет, прошедших после поражения ООП в Ливане, на территории еврейского государства в результате терактов погибло около 300 человек (в среднем не более 15 израильтян в год).

Однако относительно благоприятная для Израиля обстановка в корне изменилась, когда премьер-министр Ицхак Рабин и его ближайший соратник Шимон Перес (правда, под давлением президента США Клинтона) неожиданно приняли решение о создании так называемой Палестинской автономии на базе ООП, что было закреплено соглашением, подписанным в Осло 1 сентября 1993 года. По его условиям более 30 тыс. отборных палестинских боевиков, имеющих опыт диверсионно-террористических действий, во главе с Ясиром Арафатом прибыли на территорию Израиля и получили статус полиции Западного берега Иордана и сектора Газа. Причем израильское руководство распорядилось выдать этим "стражам порядка" стрелковое оружие - в основном трофеи, захваченные в войнах с арабами.

Но Ясир Арафат и его соратники посчитали, что 30-тысячного полицейского контингента им недостаточно. При помощи военного крыла ООП - его наименование "Танзим" - они развернули масштабную подготовку подразделений армейского типа. В них отбирались физически здоровые мужчины не старше 39 лет, которые проходили затем самое настоящее военное обучение как новобранцы в пехоте продолжительностью не менее 9 месяцев. Эти формирования оснащались в основном автоматами, пулеметами, ручными противотанковыми гранатометами и снайперскими винтовками, как правило, советского еще производства, доставлявшимися из Египта. Одновременно в небольшом сравнительно количестве приобретались комплексы ПТУР и ПЗРК, минометы и портативные ракетные установки.

Арафат имел достаточно много валюты для подобных закупок. Это были деньги, предоставленные ему для налаживания мирной жизни, экономики и социальных услуг среди населения автономии. Средства в основном поступали из арабских эмиратов Персидского залива, но имелись и другие источники финансирования. В том числе - в Израиле. Почти все оружие доставлялось в Газу либо по подземным тоннелям, либо морским путем, и к 2000 году, по данным израильской разведки МОССАД, его с лихвой хватало для всех формирований палестинской армии, насчитывавшей тогда более 50 тыс. бойцов (75 пехотных батальонов и другие специальные подразделения).

Необходимо подчеркнуть, что эти вооруженные силы и более чем 100-тысячный резерв руководство ООП не предназначает для террористической деятельности. Они подготовлены для действий в качестве ударных полевых войск на случай развязывания полномасштабной войны против Израиля. Для террора же и диверсий используются экстремистские организации: "Исламский джихад", ХАМАС, "Батальоны мучеников Аль-Аксы" и др. Ясир Арафат весьма умело использовал фанатизм их членов. Кроме того, развернулась широчайшая пропагандистская кампания, в которой участвовало и мусульманское духовенство, для массовой подготовки шахидов - исламских камикадзе, с готовностью жертвовавших собой для уничтожения израильтян. Именно с помощью такого "оружия массового поражения" Арафат рассчитывал дестабилизировать политическую и социальную обстановку в еврейском государстве, обрушить его экономику, измотать вооруженные силы, ослабить максимально боевой дух ЦАХАЛа. Надо признать, что в основном Арафат добился выполнения большинства из этих задач.

Но самое главное его достижение - создание внутри самого Израиля мощной, хорошо обученной и вооруженной армейской группировки. В случае вторжения арабских армий она способна перерезать коммуникации внутри еврейского государства и тем самым сорвать своевременное отмобилизование и развертывание дивизий резервистов ЦАХАЛа - 400-тысячного корпуса "Милуим", без которого успешные боевые действия израильтян практически исключаются. Это требует коренного пересмотра стратегической концепции для защиты национальной безопасности страны, что связанно с огромными расходами и передислокациями, но все равно - полностью снять угрозу не в состоянии.

УХОД ИЗ ЛИВАНА

В мае 2000 года в течение трех ночных часов израильские подразделения покинули зону безопасности в Южном Ливане, которую они охраняли более 22 лет. Указанная территория - от Средиземного моря до самого северного выступа израильской границы - представляла собой полосу земли шириной до 15 и длиной около 42 миль.

Охрану зоны безопасности несли, как правило, две бригады ЦАХАЛа - около 3,5 тыс. солдат и офицеров. Вместе с ними эту функцию выполняла так называемая Армия Юга Ливана (ЦАДАЛ), сформированная из ливанских христиан-маронитов и насчитывавшая до 4 тыс. бойцов. Ею командовал генерал-майор Антуан Лахад.

Личный состав израильских бригад покинул зону, не понеся никакого урона. Никто, впрочем, и не собирался их атаковать. Тем не менее не вся тяжелая техника была выведена. Но более чувствительна, пожалуй, потеря нескольких десятков компьютеров, содержащих важную оперативную информацию. Перед уходом израильтяне взорвали свой опорный пункт в районе древней крепости Бофор, остальные оборонительные сооружения были оставлены в сохранности.

Что касается ЦАДАЛа, то его командование было предупреждено о выводе израильских войск лишь за 6 часов до его начала. Между тем за 22 года существования этого формирования его бойцы обжились в зоне безопасности, многие завели семьи, приобрели или купили дома. Естественно, неожиданный шаг союзников застал их врасплох. Около 7 тыс. христиан-маронитов, родные и близкие военнослужащих ЦАДАЛа, захватив самое необходимое, устремились в Израиль, благо им не препятствовали в этом.

Вместе с тем более тысячи солдат и офицеров Армии Юга Ливана вместе семьями остались в зоне. Что их толкнуло на такой шаг? Ведь весь личный состав ЦАДАЛа ливанские трибуналы уже давно приговорили к смерти за сотрудничество с Израилем, и эти вердикты неукоснительно приводились в исполнение при каждом удобном случае...

Вся буферная зона оказалась во власти боевиков шиитской террористической организации "Хезболлах" ("Партия Аллаха"). Они заняли все опорные пункты, брошенные израильтянами, подобрали оставленную технику и информационные средства. Попытки дислоцированных в зоне миротворческих подразделений ООН организовать патрулирование были немедленно пресечены угрозой применения силы.

"Хезболлах" возникла в 1982 году в Ливане. Руководит ей Высший консультативный совет. С 1992 года лидером организации является шейх Хасан Насрулла. До ухода израильтян из буферной зоны отряды "Партии Аллаха" насчитывали около 500 боевиков. Но за последние пять лет численность ее регулярных формирований выросла более чем в 10 раз и, по данным израильской военной разведки, на 1 января текущего года превысила 5 тыс. человек (еще примерно столько же - в боеготовом резерве).

За 20 лет существования "Хезболлах" провела множество терактов, в том числе - международных. Но больше всего террористических атак и диверсий пришлось на долю израильских подразделений, которые только погибшими потеряли около 800 солдат и офицеров. Вследствие вывода частей ЦАХАЛа из Южного Ливана организация получила возможность наносить удары непосредственно по территории еврейского государства. Если до июня 2000 года это были ракетные обстрелы, то теперь к ним прибавились еще и диверсионно-террористические акции.

Главная огневая сила "Хезболлах", по данным израильской военной разведки, - 255 установок реактивной артиллерии (5344 ствола). Наибольшую опасность для Израиля представляют поступившие из Ирана современные дальнобойные установки залпового огня российского и иранского производства. По тем же данным, у "Хезболлах" имелось 5 батарей дальнобойных советских реактивных установок, способных обстреливать тяжелыми ракетами город и порт Хайфа, а также практически все населенные пункты израильской Галилеи.

Вплотную приблизившись к границе, "Хезболлах" не только продолжает нападать на Израиль, он снабжает оружием и тренирует боевиков ХАМАСа и "Исламского джихада", поддерживает секретные контакты с агентами Бен Ладена. Лидеры "Партии Аллаха" настойчиво, упорно и методически готовят своих бойцов к войне с Израилем: к вторжению в Галилею совместно с армиями Сирии и Ливана. Элементы действий в ходе такой операции постоянно отрабатывались на совместных учениях с сирийским и ливанскими войсками.

ПОТЕРЯ ВАЖНЕЙШЕГО ПЛАЦДАРМА

Завершившийся на днях уход израильтян из Газы нанес третий удар по национальной безопасности еврейского государства. Ибо этот анклав, несмотря на относительно небольшую площадь - 378 кв. км, - имеет важное значение для обороны Израиля. Еще в докладе Пентагона, датированном 10 июня 1967 года, отмечалось: "Благодаря своему географическому положению и конфигурации, сектор Газа служит удобным трамплином для вторжения арабских армий и развертывания террористической деятельности. Поэтому его удержание Израилем совершенно необходимо..."

Сегодня, через 38 лет, бывший глава военной разведки Израиля генерал - майор Шломо Газит полностью солидарен с американскими коллегами: "Наш выход из Газы превратит ее в огромный военный лагерь, в который широким потоком будет вливаться оружие по морским, сухопутным и даже воздушным путям. Она же станет базой для производства вооружения. Но и кроме того, наша капитуляция придаст новый энтузиазм шахидам, она справедливо будет оценена ими как победа их борьбы".

И наконец, самую, пожалуй, профессиональную оценку произошедшему дал недавно уволенный в отставку с поста начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Моше Аялон, который заявил: "...Если даже не принимать во внимание тяжких социальных и экономических аспектов планов Шарона по одностороннему размежеванию с Палестинской автономией, то с точки зрения военной безопасности Израиля, уход из Газы и ряда анклавов Западного берега является пагубной для страны стратегической ошибкой..."

Расположенный на стыке египетско-израильской границы, располагающий многокилометровой береговой линией, сектор Газа является естественным плацдармом для вооруженных сил Каира. В случае войны их удар с этого плацдарма по кратчайшему направлению на северо-восток отсечет приморскую часть Израиля от пустыни Негев и воспретит маневрирование бронетанковых соединений ЦАХАЛа между Северным и Южным фронтами. А в "мирное", так сказать, время руководство Палестинского государства имеет теперь неограниченные возможности для доставки практически любых систем вооружения, в том числе тяжелого, боеприпасов и взрывчатых веществ через госграницу с Египтом и по Средиземному морю.

Однако негативные последствия оставления Газы заключаются не только в этом. Если раньше для вооруженного противоборства с Израилем арабам требовалось сформировать коалицию из шести и более государств, то сегодня необходимость в такого рода альянсах миновала. Поскольку теперь своевременное отмобилизование израильской армии находится под вопросом, она лишится свободы маневра и будет подвергаться ударам изнутри, вторжение войск Египта, Сирии и Ливана может стать вполне успешным. По данным Лондонского института стратегических исследований, на 1 января 2005 года соотношение ВС трех названных стран и ЦАХАЛа таково: по численности личного состава - 13:1, по танкам - 4:1, по боевым самолетам - 3:1.

Вдобавок сегодня эти арабские армии имеют мало общего с теми, кого израильтяне били 23 года назад. И тогда внутри страны не было Палестинского государства.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
654
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1585
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1212

Другие новости