0
1174
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.10.2005 00:00:00

Создается евразийская семерка

Тэги: одкб, ташкент, узбекистан, россия


Узбекистан готов вернуться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), из которой вышел шесть лет назад, в 1999 году. Об этом 24 октября сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров, докладывая президенту Владимиру Путину об итогах своей поездки в Ташкент и Ашхабад. Буквально Лавров сказал следующее: "В Ташкенте мы обсуждали перспективы взаимодействия, в том числе по линии ОДКБ. Узбекские партнеры проявили соответствующий интерес".

Если этот "соответствующий интерес" Ташкент подкрепит делом, то нынешний "союз шестерых" (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) превратится в "евразийскую семерку". А поскольку Узбекистан изгоняет со своей территории американскую авиабазу в Карши-Ханабаде, скорее всего на оставленном ВВС США летном поле разместятся дополнительные авиасилы ОДКБ. Договориться об этом с Ташкентом будет делом дипломатической техники.

Что же касается самого Узбекистана, то очевидно, что его "соответствующий интерес" лежит в логике пересмотра той внутренней и внешней политики, которую демонстрировала команда узбекского президента Ислама Каримова последние несколько месяцев. 5 мая Узбекистан подал заявление на выход из ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), который является явным военным оппонентом ОДКБ и России на постсоветском пространстве. Кстати, членство в этом региональном объединении было приостановлено Ташкентом еще 2002 году. Каримов нашел тогда основания для такого решения, но, как утверждают эксперты, истинной причиной постепенного расставания с ГУУАМом явилось возобновление военно-технического сотрудничества с Россией.

Особенно же это сближение наметилось после известных майских событий в Андижане, которые узбекские власти квалифицировали как антиправительственный мятеж, организованный извне террористическим подпольем. Москва согласилась с предложенной официальным Ташкентом трактовкой, в то время как на Западе потребовали независимого расследования гибели сотен жертв "тирании Ислама Каримова". Последний в этом отказал. В ответ в начале октября Евросоюз наложил эмбарго на экспорт в республику оружия, военного снаряжения и других средств, которые "могут быть использованы для внутренних репрессий", и сократил ей экономическую помощь.

Как считает аналитик Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, "Каримов решил вступить в ОДКБ из чисто внутренних проблем своей страны". По мнению эксперта, "совершенно ясно, что никакой внешней угрозы для Узбекистана нет, Каримов ни с кем не собирается воевать, разве что со своими врагами внутри страны". Храмчихин считает, что угроза оранжевой заразы после революций в Грузии, на Украине и в Киргизии не может не преследовать узбекского лидера, и "он хочет защиты со стороны России, проведение двусторонних учений, каковые имели место в конце сентября, видимо, показались ему недостаточным фактором, способным предотвратить новые мятежи". По мнению аналитика, "высказанное Ташкентом желание вернуться в ОДКБ - это еще и своеобразная благодарность за "прокаримовское" мнение Москвы по андижанским событиям".

В то же время желание Узбекистана вернуться в ОДКБ можно расценивать и как ответный (и довольно оперативный) ход Ташкента на упомянутые действия ЕС. Тем более что Россия устами своего министра обороны Сергея Иванова сразу заявила, что эмбарго Евросоюза на поставки оружия Узбекистану не окажет влияния на военное и военно-техническое сотрудничество Москвы с Ташкентом.

Возникает вопрос: как скоро Ташкент подаст заявку на "второе вступление" в ОДКБ? Александр Храмчихин полагает, что Каримов некоторое время будет выдерживать паузу, держа Москву в некоторой неопределенности: может, вступлю, может, нет. Из такой позиции можно извлечь соответствующие политические выгоды. Как выразился эксперт, "узбекский президент понимает, что во время такой паузы, дабы вовлечь-таки его в ОДКБ, Москва за него умрет, случись какие-то более серьезные, чем эмбарго, нападки Запада на Узбекистан".

С другой стороны, ясно, что президент Каримов должен поторопиться с окончательным решением о новом вступлении в "союз шестерых". Дело в том, что в рамках Организации Договора оружие и военную технику Москва поставляет "по дешевке", то есть по втутрироссийским ценам. А Узбекистан, по некоторым данным, продолжает нуждаться в автоматах, снайперских винтовках, ручных пулеметах и других стрелковых видах оружия. Недостаток в них национальная армия испытывала, например, во время контртеррористической операции против боевиков Исламского движения Узбекистана в 1999 году. Да и боевая техника узбекской армии скорее всего оставляет желать лучшего. Поставки последних лет, несмотря на то что Узбекистан не является страной ОДКБ, осуществлялись именно "по дешевке". Но, как предполагают эксперты, во время пребывания в сентябре на двусторонних российско-узбекских учениях министр обороны Сергей Иванов вполне мог намекнуть, что если Ташкент будет затягивать с возвращением в ОДКБ, то цены на поставляемое оружие могут стать "как для Китая или для Индии". А Узбекистан далеко не богатая страна, чтобы терять такую выгоду. Тем более в той ситуации, когда национальная армия должна всецело быть "за Каримова".

Так что знак Ташкент подал, а Россия, в свою очередь, будет еще более настойчиво тянуть его в ОДКБ. Тем более что - это совершенно очевидно - никого более из стран СНГ она в "союз шестерых" и не затащит. Ибо Туркмения неустанно твердит о своем нейтралитете, Азербайджан движется проамериканским курсом, о Грузии и Украине вообще в этом смысле говорить нечего. Потому Россия, как считает тот же Храмчихин, будет рада и Узбекистану в составе ОДКБ. Тем более что, по его мнению, "для Москвы это является самоцелью: то есть затаскивание любой страны в какую-либо организацию с участием России считается успехом - без объяснения причин, в чем смысл".

Ясно также, что процесс возращения Узбекистана в ОДКБ будет зависеть от реальной внутренней ситуации в самой республике. Чем она будет хуже, тем быстрее Каримов даст указание подавать заявку на вступление. Призрак же революции роз, тюльпанов или оранжевых флажков не оставляет его, угроза "очередного Андижана" с повестки дня не снимается.

Кроме того, на узбекского лидера будут давить и с Запада. Пока что этот нажим не особенно чувствительный. Но когда республику покинут США (исход из Карши-Ханабада в течение 180 дней начиная с конца июня), давление может возрасти многократно. Во всяком случае, вряд ли можно исключать, что Вашингтон не вынашивает планов отомстить Ташкенту. Тут-то - в пику Соединенным Штатам - в самую пору будет усилить ОДКБ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
326
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1345
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2003
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1387

Другие новости