0
1627
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.11.2005 00:00:00

Надо действовать жестко, но не жестоко

Тэги: умаров, беспорядки, франция


-Муса Нажмудинович, почему ситуация во Франции, что называется, дошла до ручки, началось распространение беспорядков на другие страны Европы?

- Совершенно однозначно, что ситуация вышла прежде всего из правового поля. Иммигранты во Франции "вдруг" не захотели жить по определенным для них правительством "страны пребывания" правилам и законам, им захотелось все больших прав и свобод. Процесс этот начался задолго до того, как вспыхнули волнения, а власти не обращали на это особого внимания. С другой стороны, сама власть, видимо, не корректировала законодательную базу, регламентирующую пребывание иммигрантов с учетом происходящих перемен в стране и в мире. Видимо, слабо работали среди иммигрантов и с иммигрантами те министерства и ведомства, которым по долгу службы надо было этим заниматься глубоко, вникать во все "мелочи", вести, как у нас говорят, разъяснительную работу. В результате французское правительство имеет то, что имеет.

- А как вы оцениваете действия французских властей в ходе разрешения кризиса?

- Как бездействие. Во всяком случае, растерянность властей всех уровней, полиции и спецслужб налицо. Мало того, что опоздали, так еще и нерешительно пытаются локализовать ситуацию, пока она явно вне их контроля. Ведь сплошные массовые беспорядки продолжаются уже две недели.

- О том, как беспорядки подобного рода организуются, вы знаете не понаслышке. Почерк схож с тем, что происходило в свое время, скажем, на Северном Кавказе?

- Во всяком случае, у меня ощущение такое, что бесчинства во Франции направляет некая руководящая сила. По опыту знаю, организаторы такого рода работают оперативно, слаженно, быстро ориентируются по различным направлениям развития событий, которые дестабилизируют обстановку в стране или даже в целом регионе. Также быстро они находят своих единомышленников и людей, склонных идти на любые правонарушения. Кроме того, заметно, что действия разбушевавшихся иммигрантов финансируются этими направляющими их и пока остающимися в тени структурами. Иначе бы, полагаю, властям легче было бы справиться с беспорядками. А при растерянности властей ситуация только усугубляется, по крайнем мере не видно, чтобы хотя бы наметился перелом. А конфликт надо вводить не в уличное, а в правовое поле его разрешения. Возможности для диалога должны быть найдены.

- Но не поздно ли, как вы говорите, вести разъяснительную работу, когда все вокруг горит, крушится и бьется?

- Да, поздно. Но я и говорю о том, что в данном случае в правовое поле ситуацию надо вводить конкретными мерами, которые должны быть достаточно жесткими. В то же время это не должна быть жесткость ради жесткости. Ведь, судя по обстоятельствам, в некоторых плоскостях конфликта властям Франции можно пойти и на уступки, особенно там, где действительно ущемляются какие-то права иммигрантов.

- Как вы оцениваете опасность перекидывания "французского пожара" в другие страны Европы.

- Он отчасти уже перекинулся на соседние государства. Хотелось бы, чтобы власти и Франции, и Германии, и Бельгии, да и других стран нашли в себе волю и возможности затушить это пламя. Нет надобности подробно объяснять, что в России все заинтересованы в спокойной Европе.

- Можно ли происходящее назвать "европейским 11 сентября"?

- Я пока проявил бы сдержанность в отношении такой аналогии. Хотя допускать можно все. Однако пока конфликт носит все же социальный характер. И дай Бог, чтобы он не вышел из этих рамок. Потому что, если власти во Франции не совладают с ним, он действительно может приобрести террористическую окраску. Думаю, что лидеры террористических организаций вполне могут ей воспользоваться, у них, как я уже сказал, в этом большой опыт, и делают они это и быстро, и эффективно.

- То есть лидеры террористов пока не в должной мере воспользовались происходящим?

- Я бы не стал говорить "не в должной мере". Судя по тому, как раскачивается ситуация, вполне вероятно, что у них получается то, что они задумали. Тем более что сторонники дестабилизации, противники существующего государственного строя найдутся в любой стране, и сделать на них ставку на каком-то этапе развития событий - дело техники.

- Чтобы этого не случилось, может быть, уже пора привлекать армию для локализации конфликта?

- Наверное, это было бы оправдано в условиях, когда полиция и спецслужбы Франции не могут взять ситуацию под контроль. Видимо, они давно не сталкивались с беспорядками такого масштаба.

- А у нас в России может произойти нечто подобное?

- В России повторение французского сценария я исключаю полностью.

- Почему?

- Во-первых, у нас нет такого большого числа "обиженных иммигрантов". Во-вторых, я знаю ситуацию и изнутри: все же более 20 лет отдал службе в МВД. В-третьих, владею определенной информацией, находясь на своей нынешней должности. У нас очень эффективно в данном отношении работают и миграционные службы, и спецслужбы. Уж гораздо решительнее, чем во Франции! Ситуация внимательно отслеживается, принимаются профилактические меры, совершенствуется законодательство в этой сфере. Ну и проводится очень много мероприятий, чтобы не допустить подобного.

- И все же, как полагают некоторые аналитики, полностью исключить схожие события в России нельзя: мол, какой-нибудь скинхедский погром - и понеслось. Если все же, не дай Бог, случится, в какой мере здесь может быть задействована армия?

- Давайте не будем запугивать сами себя. Я убежден, что "до Франции" у нас не дойдет. А с вылазкой каких-нибудь скинхедов органы внутренних дел справятся очень быстро и не дадут событиям развиться. Сил и средств для этого предостаточно, ситуация будет локализована, если хотите, в считанные часы. Это во Франции давно не сталкивались с со столь масштабными беспорядками, а в России за годы ее новейшей истории они частенько бывали, так что соответствующий опыт правоохранительные органы накопили.

Из досье "НВО"

Муса Нажмудинович Умаров родился 3 июля 1953 года в селе Михайловка Свердловского района Джамбульской области Казахской ССР. В 1972-1974 годах проходил срочную службу в рядах Советской армии. Затем работал электрокарщиком Ермоловского деревообрабатывающего комбината. В 1982 году окончил Горьковскую высшую школу МВД, в 1989-м - Академию МВД СССР, по образованию юрист-правовед. Прошел ряд начальных и руководящих должностей в системе борьбы с хищениями госсобственности Чечено-Ингушской Республики. В 1993-1994 годах - министр безопасности Чечни. После чего занимал должности начальника Грозненского РОВД и замминистра внутренних дел Чеченской Республики. С конца 1996 года - в распоряжении управления кадров ГУВД Москвы. С 1997 года в течение четырех лет работал в системе водного хозяйства и инспекции водных объектов, был председателем совета директоров, управляющим ЗАО МСК "Красный суконщик". Член Совета Федерации с ноября 2003 года. Кандидат юридических наук. Владеет английским и немецким языками. Спортсмен: золотой медалист чемпионата России по самбо. Женат, имеет пятерых сыновей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1072
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
550
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3089
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2449

Другие новости