0
1661
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.11.2005 00:00:00

Надо действовать жестко, но не жестоко

Тэги: умаров, беспорядки, франция


-Муса Нажмудинович, почему ситуация во Франции, что называется, дошла до ручки, началось распространение беспорядков на другие страны Европы?

- Совершенно однозначно, что ситуация вышла прежде всего из правового поля. Иммигранты во Франции "вдруг" не захотели жить по определенным для них правительством "страны пребывания" правилам и законам, им захотелось все больших прав и свобод. Процесс этот начался задолго до того, как вспыхнули волнения, а власти не обращали на это особого внимания. С другой стороны, сама власть, видимо, не корректировала законодательную базу, регламентирующую пребывание иммигрантов с учетом происходящих перемен в стране и в мире. Видимо, слабо работали среди иммигрантов и с иммигрантами те министерства и ведомства, которым по долгу службы надо было этим заниматься глубоко, вникать во все "мелочи", вести, как у нас говорят, разъяснительную работу. В результате французское правительство имеет то, что имеет.

- А как вы оцениваете действия французских властей в ходе разрешения кризиса?

- Как бездействие. Во всяком случае, растерянность властей всех уровней, полиции и спецслужб налицо. Мало того, что опоздали, так еще и нерешительно пытаются локализовать ситуацию, пока она явно вне их контроля. Ведь сплошные массовые беспорядки продолжаются уже две недели.

- О том, как беспорядки подобного рода организуются, вы знаете не понаслышке. Почерк схож с тем, что происходило в свое время, скажем, на Северном Кавказе?

- Во всяком случае, у меня ощущение такое, что бесчинства во Франции направляет некая руководящая сила. По опыту знаю, организаторы такого рода работают оперативно, слаженно, быстро ориентируются по различным направлениям развития событий, которые дестабилизируют обстановку в стране или даже в целом регионе. Также быстро они находят своих единомышленников и людей, склонных идти на любые правонарушения. Кроме того, заметно, что действия разбушевавшихся иммигрантов финансируются этими направляющими их и пока остающимися в тени структурами. Иначе бы, полагаю, властям легче было бы справиться с беспорядками. А при растерянности властей ситуация только усугубляется, по крайнем мере не видно, чтобы хотя бы наметился перелом. А конфликт надо вводить не в уличное, а в правовое поле его разрешения. Возможности для диалога должны быть найдены.

- Но не поздно ли, как вы говорите, вести разъяснительную работу, когда все вокруг горит, крушится и бьется?

- Да, поздно. Но я и говорю о том, что в данном случае в правовое поле ситуацию надо вводить конкретными мерами, которые должны быть достаточно жесткими. В то же время это не должна быть жесткость ради жесткости. Ведь, судя по обстоятельствам, в некоторых плоскостях конфликта властям Франции можно пойти и на уступки, особенно там, где действительно ущемляются какие-то права иммигрантов.

- Как вы оцениваете опасность перекидывания "французского пожара" в другие страны Европы.

- Он отчасти уже перекинулся на соседние государства. Хотелось бы, чтобы власти и Франции, и Германии, и Бельгии, да и других стран нашли в себе волю и возможности затушить это пламя. Нет надобности подробно объяснять, что в России все заинтересованы в спокойной Европе.

- Можно ли происходящее назвать "европейским 11 сентября"?

- Я пока проявил бы сдержанность в отношении такой аналогии. Хотя допускать можно все. Однако пока конфликт носит все же социальный характер. И дай Бог, чтобы он не вышел из этих рамок. Потому что, если власти во Франции не совладают с ним, он действительно может приобрести террористическую окраску. Думаю, что лидеры террористических организаций вполне могут ей воспользоваться, у них, как я уже сказал, в этом большой опыт, и делают они это и быстро, и эффективно.

- То есть лидеры террористов пока не в должной мере воспользовались происходящим?

- Я бы не стал говорить "не в должной мере". Судя по тому, как раскачивается ситуация, вполне вероятно, что у них получается то, что они задумали. Тем более что сторонники дестабилизации, противники существующего государственного строя найдутся в любой стране, и сделать на них ставку на каком-то этапе развития событий - дело техники.

- Чтобы этого не случилось, может быть, уже пора привлекать армию для локализации конфликта?

- Наверное, это было бы оправдано в условиях, когда полиция и спецслужбы Франции не могут взять ситуацию под контроль. Видимо, они давно не сталкивались с беспорядками такого масштаба.

- А у нас в России может произойти нечто подобное?

- В России повторение французского сценария я исключаю полностью.

- Почему?

- Во-первых, у нас нет такого большого числа "обиженных иммигрантов". Во-вторых, я знаю ситуацию и изнутри: все же более 20 лет отдал службе в МВД. В-третьих, владею определенной информацией, находясь на своей нынешней должности. У нас очень эффективно в данном отношении работают и миграционные службы, и спецслужбы. Уж гораздо решительнее, чем во Франции! Ситуация внимательно отслеживается, принимаются профилактические меры, совершенствуется законодательство в этой сфере. Ну и проводится очень много мероприятий, чтобы не допустить подобного.

- И все же, как полагают некоторые аналитики, полностью исключить схожие события в России нельзя: мол, какой-нибудь скинхедский погром - и понеслось. Если все же, не дай Бог, случится, в какой мере здесь может быть задействована армия?

- Давайте не будем запугивать сами себя. Я убежден, что "до Франции" у нас не дойдет. А с вылазкой каких-нибудь скинхедов органы внутренних дел справятся очень быстро и не дадут событиям развиться. Сил и средств для этого предостаточно, ситуация будет локализована, если хотите, в считанные часы. Это во Франции давно не сталкивались с со столь масштабными беспорядками, а в России за годы ее новейшей истории они частенько бывали, так что соответствующий опыт правоохранительные органы накопили.

Из досье "НВО"

Муса Нажмудинович Умаров родился 3 июля 1953 года в селе Михайловка Свердловского района Джамбульской области Казахской ССР. В 1972-1974 годах проходил срочную службу в рядах Советской армии. Затем работал электрокарщиком Ермоловского деревообрабатывающего комбината. В 1982 году окончил Горьковскую высшую школу МВД, в 1989-м - Академию МВД СССР, по образованию юрист-правовед. Прошел ряд начальных и руководящих должностей в системе борьбы с хищениями госсобственности Чечено-Ингушской Республики. В 1993-1994 годах - министр безопасности Чечни. После чего занимал должности начальника Грозненского РОВД и замминистра внутренних дел Чеченской Республики. С конца 1996 года - в распоряжении управления кадров ГУВД Москвы. С 1997 года в течение четырех лет работал в системе водного хозяйства и инспекции водных объектов, был председателем совета директоров, управляющим ЗАО МСК "Красный суконщик". Член Совета Федерации с ноября 2003 года. Кандидат юридических наук. Владеет английским и немецким языками. Спортсмен: золотой медалист чемпионата России по самбо. Женат, имеет пятерых сыновей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2168
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2876
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2158
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3842

Другие новости