14 ноября президент Владимир Путин произвел новые кадровые назначения в верхних эшелонах российской власти. В результате этой рокировки министр обороны Сергей Иванов нежданно-негаданно для российской общественности обрел второй пост - он стал вице-премьером в кабинете Михаила Фрадкова с сохранением за ним должности главы военного ведомства. И тем самым, как полагают эксперты, выиграл больше, чем любой другой выдвиженец.
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СИЛОВИК
Логика рассуждений аналитиков-политологов такова. Экс-руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев, перемещенный в правительство, встал там на ступеньку выше Сергея Иванова. Однако что касается реальной власти, то, безусловно, преимущество здесь именно у бывшего генерала ФСБ. Ибо Медведев играл в Кремле первую скрипку при Владимире Путине, и в его распоряжении находился мощный административный ресурс, теперь же он - первый зам премьера. И в лучшем случае имеет секретариат из десятка человек. Таким образом, налицо - понижение во властных полномочиях. А вот Сергей Иванов, хоть и не первый зам, зато получил под свое начало более чем десяток ведомств.
Независимый военный эксперт Руслан Пухов убежден, что "назначение Сергея Иванова вице-премьером с широкими полномочиями курирования силовых министерств, спецслужб, включая такую мощную структуру, как ФСБ, и военно-промышленный комплекс, придает выдвиженцу большую устойчивость в ближайшем окружении президента и повышает его шанс продолжить успешную политическую карьеру". Она, заметил Пухов в интервью "НВО", "как казалось, застопорилась в бытность его "обыкновенным" министром обороны".
Как указал президент Фонда поддержки военной реформы генерал-майор Павел Золотарев, уже при назначении Сергея Иванова на должность министра обороны весной 2001 года предполагалось, что он станет куратором и всего силового блока страны, и ОПК. Но реальных рычагов управления, отметил Золотарев в комментарии "НВО", Иванов не получил. Придание ему вице-премьерских полномочий позволяет реально и в полной мере выполнять данные функции. "А потребность в этом была давно, - продолжает эксперт, - потому что реально ситуация складывается так, что президентские решения зачастую правительством не выполняются, поскольку отсутствует механизм контроля. У аппарата Совета безопасности здесь полномочий давно не хватает".
Правда, Павел Золотарев особо подчеркнул, что подобная концентрация военно-политических и экономических функций в руках одного чиновника "не имеет аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике".
И Пухов, и Золотарев считают, что шансы генерал-полковника запаса занять президентское кресло в 2008 году резко возросли.
Сразу после назначения Сергей Иванов заявил, что на посту вице-премьера он будет заниматься организацией работы оборонно-промышленного комплекса в соответствии с потребностями Вооруженных сил. А в остальном, мол, круг его обязанностей пока до конца не очерчен (что, кстати, отчасти в российских традициях: нужному и близкому человеку начальство подыскивает достойное место в бюрократической иерархии, не зная еще толком, чем и кем он будет командовать, определяя "по понятиям" функции такого чиновника). Вероятно, тут на помощь Иванову придут президент и премьер: по недавнему признанию Владимира Путина, в настоящий момент он вместе с Михаилом Фрадковым работает над этим вопросом. Но эксперты уже сейчас полагают, что в обязанности Сергею Иванову может быть вменен контроль за выполнением бюджета различными министерствами, а также внедрение программно-целевого метода планирования (которое пробуксовывает еще со времен перестройки). Еще одно слабое звено - контроль за военной промышленностью. Годами не решается проблема с созданием единого тылового обеспечения для всех силовых структур. Наконец, не исключено, что одной из главных задач Сергея Иванова на посту вице-премьера станет реформирование спецслужб как таковых.
НА ДВУХ СТУЛЬЯХ
Между тем назначение министра обороны вице-премьером с сохранением за ним поста главы военного ведомства явилось полной неожиданностью и для российского генералитета. По сведениям источников "НВО" в центральном аппарате МО, там на протяжении последних двух-трех недель курсировали слухи, что Сергей Борисович вообще покинет так называемый Арбатский военный округ в связи с каким-то скорым новым назначением. Однако этого не случилось. Нынче кулуарный вектор изменился: полковники и генералы гадают, какие изменения повлечет за собой новый "двойной статус" их шефа. То есть где он будет "сидеть" - на прежнем месте или переедет в Дом правительства? И кто будет "главным представителем" Иванова в МО, если вице-премьерство не позволит ему заниматься делами Вооруженных сил непосредственно? Но общий лейтмотив мнений остался прежним: "ивановская пятилетка" армии и флота закончилась (она, напомним, началась 28 марта 2001 года).
Источники "НВО" также сообщили, что министр обороны уже готовится к "передислокации". Уже известно, что в Белом доме на Краснопресненской набережной в так называемой вице-премьерской зоне ему выделяют кабинет, соответствующий новому статусу (при этом Иванов "сдаст" свой кабинет, который у него здесь был как у "простого" члена правительства). Но Сергей Иванов пакует пока не все чемоданы, поскольку апартаменты министра обороны в здании на торце Арбата также остаются за ним. "В каком кресле чаще будет "вертеться" Сергей Борисович - в вице-премьерском или министра обороны, - говорить пока трудно, - сказал один из высокопоставленных собеседников "НВО". - Видимо, это будет зависеть от того круга обязанностей, которые на него будут возложены. Многое зависит здесь и от президента".
Вместе с тем стало известно, что на новом месте вице-премьеру Иванову полагается определенный штат сотрудников. И теперь генералы надеются, что, если шеф будет появляться в министерстве лишь "наездами", он заберет с собой в правительство и главу своего аппарата Андрея Чоботова. Как известно, генерал-лейтенант ФСБ Чоботов следует за Ивановым, как нитка за иголкой: из ведомства на Лубянке - в Совет безопасности, оттуда - в Министерство обороны. Из статуса помощника он превратился во второго по влиянию человека в МО. Ухода Чоботова на Арбатской площади и Знаменке ждут с потаенным нетерпением: за последний год он буквально узурпировал внутриведомственную власть и единолично решает, кого примет шеф, кто должен предварительно "попариться" в приемной, а кому "дать от ворот поворот". От чего, между прочим, зависит очень многое для жизни частей, кораблей, ближних и дальних гарнизонов.
Замещать Сергея Иванова "на хозяйстве" в период его работы в правительстве скорее всего будет статс-секретарь - начальник кадровой службы Вооруженных сил генерал армии Николай Панков. "Панков также выходец из ФСБ, - заметил по этому поводу источник "НВО", - и в этом смысле у других генералов, как бы они ни были влиятельны, нет ни малейших шансов на замещение первого лица". "Кстати, в декабре Панкову исполняется 52 года", - добавил собеседник. На вопрос "НВО", не значит ли это, что кандидатура Панкова в дальнейшем может быть рассмотрена в числе прочих на должность министра обороны, источник кратко ответил, что он этого не говорил.