0
1510
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.03.2006 00:00:00

Военная авиация прикована к земле

Тэги: ввс, керосин, авиация


В начале марта эксперты Комитета по обороне Государственной Думы обнародовали удручающие данные. В настоящее время в ВВС РФ около 5600 летательных аппаратов всех типов. К 2010 году из строя придется исключить более половины, и "на ходу" останется не более 2600 самолетов и вертолетов.

"ЛЕТАТЬ БУДЕМ НА БРЕВНАХ"

Динамика уменьшения численности боевой авиационной техники обусловлена ее износом и штучными закупками новых боевых машин. В комитете по обороне Госдумы агентству "Интерфакс-АВН" привели такие цифры. В 2002-2003 годах в российских ВВС было около 5100 самолетов и 1800 вертолетов. То есть в течение последующих двух-трех лет на металлолом пришлось отправить порядка 1300 летательных аппаратов. Девять из десяти российских самолетов и вертолетов эксплуатируются за счет продления ресурса и срока службы. Однако все возможности здесь будут исчерпаны на протяжении 2005-2009 годов, после чего последует неизбежный вывод летательных аппаратов из боевого состава.

Источник "НВО" в Главном штабе ВВС хотя и не подтвердил эти данные, но и не опроверг. Но в сердцах сказал, что, "если так пойдет и дальше, то к 2010 году у нас в строю не будет и полутора тысяч самолетов, на бревнах летать будем!".

Вот характерный пример. Приморский край, село Голенки. Здесь базируется легендарный 18-й гвардейский авиаполк "Нормандия-Неман". Летчики летают на самолетах Су-25. Командир части гвардии полковник Александр Ульянов рассказал, что из-за нехватки запасных частей, блоков, двигателей 50% штурмовиков находятся на приколе. При этом комполка говорит, что самолетный парк у него "сейчас боеспособный, авиатехника в боеготовности". "Как перевернулось сознание! - прокомментировал "НВО" это высказывание один из военных пилотов советской поры (он еще служит в ВВС). - В воздух может подняться лишь полполка (одна эскадрилья), и это считается как бы эталоном боеготовности. Впрочем, я меньше всего склонен винить в этом командиров полков, ведь многие из них собирают самолеты буквально из ничего".

Износ авиатехники в ВВС, по сведениям упомянутого думского комитета, составляет 60%. Свыше 15 лет эксплуатируется 55% летательных аппаратов, от 5 до 10 лет - 40%, и всего 20 - не процентов, а штук! - самолетов находятся в строю менее пяти лет. "В ВВС половина, а в ПВО - две трети авиатехники изношено. С 1999 по 2003 годы Российская армия не получила ни одного нового самолета", - отметил один из парламентариев-военных.

НА УКРАИНЕ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ КЕРОСИНА?

Параллельно с этим сокращается и опыт летного состава. По информации профильного комитета Госдумы, ежегодный средний налет на летчика Военно-воздушных сил составляет (по различным родам авиации) от 10 до 30 часов, а согласно показателям представителей ВВС (итоги 2005 года) - 33 часа: транспортники налетали 60 часов, вертолетчики - 55. Как указывает анонимный представитель штаба управления авиации ВВС, причина столь невысокого показателя вызвана сокращением лимита топлива, а также его подорожанием.

Дело даже не в том, что минимум налета для боевых летчиков НАТО - 180 часов в год (там несколько другой подсчет: сел в самолет, запустил двигатель - и уже считается, что "летишь", в России же "часы тикают" когда летчик стартовал в небо). Главное в другом - согласно международным требованиям безопасности полетов, минимально допустимым уровнем считается налет не менее 60 часов в год. То есть наблюдается прямое нарушение техники безопасности полетов. "Парадокс в том, что мы много не падаем потому, что мало летаем", - сказал по этому поводу упомянутый выше источник в штабе ВВС.

На Украине, где нет нефти, а техника российская, летчики и то больше проводят в небе. По официальным данным, если в середине 2005 года средний общий налет летчиков пяти бригад национальных воздушных сил и трех полков армейской авиации достигал 40-50 часов, то до конца года этот показатель уже равнялся 65-80 часам. А в нынешнем году, по словам начальника Генерального штаба вооруженных сил Украины генерал-полковника Сергея Кириченко, время налета украинских военных летчиков планируется увеличить до 120 часов. Там это считают "довольно достойным показателем".

Заподозрить Украину, что она выдает желаемое за действительное, трудно: она так стремится в НАТО, приблизиться к его стандартам, что киевские военачальники вряд ли рискнут пускать пыль в глаза эмиссарам Брюсселя, поскольку те крайне педантично проверяют успехи желающих вступить в Североатлантический альянс.

В России же относительно много летают только в пилотажных группах "Русь" (учебно-тренировочные самолеты L-39 "Альбатрос") Вяземского учебного авиационного центра (УАЦ) РОСТО, "Стрижи" (МиГ-29 и МиГ-29УБ) и "Русские витязи" (Су-27 и Су-27УБ) 237-го Проскуровского центра показа авиационной техники (ЦПАТ) им. Кожедуба (Кубинка). Так, по данным "НВО", годовой налет "Стрижей", например, в 2004 году составил от 48 (у дебютантов) до 136 (у комэска Николая Дятла) часов.

"РУСЬ" ПРИКОВАЛИ К ЗЕМЛЕ

Но, оказывается, и тут беды. В тот день, когда комитет по обороне Госдумы обнародовал свои данные, появилась информация, что над авиагруппой "Русь" (входит в десятку лучших пилотажных групп мира, на протяжении многих лет именно она удостаивается права закрывать Московские авиационно-космические салоны) нависла угроза остаться без самолетов и прекратить существование. "В этом году мы скорее всего вынуждены будем оставаться на земле, так как на сегодняшний день в строю имеется только два исправных самолета. На остальных машинах двигатели или выработали ресурс, или неисправны", - заявил журналистам начальник Вяземского учебного авиационного центра (УАЦ) РОСТО, военный летчик 1-го класса полковник Казимир Тиханович.

По его словам, такая ситуация с техническим обеспечением пилотажной группы "Русь" и в целом Вяземского УАЦ возникает уже не впервые. Происходит это потому, что решение правительства о финансировании подготовки летчиков Министерства обороны на базе учебных авиационных организаций РОСТО не выполняется. "Плановый ремонт авиационной техники давно не проводился - последний был 15 лет назад", - в отчаянии говорит Тиханович. Командир пилотажников "Руси" не винит в этом центральный аппарат ВВС: "Главкомат Военно-воздушных сил оказывает нам посильную поддержку, без его помощи мы бы не выжили, но, к сожалению, не все в силах главкома Михайлова. Бюджет ВВС ограничен, ремонт учебной авиационной техники спланирован только на 30% от необходимого, не на чем даже учить курсантов".

Надо заметить, что благодаря энтузиазму пилотов из Вязьмы и способностям "латать дыры", тамошний УАЦ был единственным из 27 аналогичных учебных авиацентров, который сумел выжить в постсоветское время. По словам Тихановича, за эти годы удалось подготовить 4500 летчиков, которые затем проходили службу в Вооруженных силах или, оставаясь офицерами запаса, летали в гражданской и спортивной авиации. Последние два года в Вяземском УАЦ проводится подготовка молодых летчиков ВВС России, у которых не хватает возможности летать в строевых частях. А таких летчиков в армии около 400, к тому же стоимость часа налета в Вяземском УАЦ на 15% ниже, чем на таких же самолетах в ВВС.

Любопытно, что восемь лет подряд здесь занимались белорусские курсанты. Но затем, видя, что происходит в Вязьме, военное руководство Белоруссии решило наладить дело самостоятельно, без помощи России. На Украине было закуплено десять учебно-тренировочных самолетов L-39. Они уже перегнаны в республику, и на 206-й авиабазе в городе Лида Гродненской области из них сформирована учебная эскадрилья. Минск, по сути, уже дал понять Москве, что с этого года намерен отказаться от недешевой подготовки военных летчиков в России. Тем более что, по словам начальника авиации ВВС и войск ПВО Белоруссии генерал-майора Михаила Левицкого, "теперь белорусские курсанты могут летать гораздо больше, притом что будет и экономия топлива, так как L-39 потребляет горючего в десять раз меньше, чем Су-27". В который раз приходится удивляться: соседи в маленькой небогатой республике могут, а "большой брат" собственными руками уничтожает то, что создавалось в течение почти двух десятилетий (пилотажная группа "Русь" сформирована в 1987 году)...

"Вяземскому УАЦ нужна лишь незначительная финансовая поддержка, и центр обеспечит относительно дешевую и качественную подготовку летчиков, - взывает полковник Тиханович. - Одновременно сохраняется резервная учебная авиационная организация и пилотажная группа, на которую не тратятся бюджетные средства".

Дождется ли этих денег Тиханович, неизвестно. Печальная судьба "Руси" в значительной степени является не только "частной картинкой" общего состояния дел в российских ВВС, но и индикатором всех их бед. Гибель "Руси" может стать предвестником краха Военно-воздушных сил РФ, в которых в лучшем случае уцелеют только пилотажные авиагруппы. Выступая на престижных авиасалонах, они будут напоминать зрителям, какая великолепная военная авиация была в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
914
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
569
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1113
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1103

Другие новости