13 марта министр обороны Великобритании Джон Рид объявил, что из 8 тыс. находящихся в Ираке солдат и офицеров ее величества уже к маю должны вернуться домой 800. Итак, самый близкий и верный друг Вашингтона - Лондон - решил выводить своих военнослужащих из оккупированной три года назад страны.
Между тем, как отмечалось на страницах английской газеты "Дейли Телеграф" в ноябре минувшего года, доклад, представленный оксфордской исследовательской группой, дает однозначное заключение: "Учитывая, что движение "Аль-Каида" и его союзники готовы добиваться своих целей на протяжении десятилетий, а не лет... велика вероятность, что иракская война будет продолжаться столько же". При этом аналитики утверждают: Соединенное Королевство сможет вывести свои армейские подразделения из Ирака только в случае "крайне маловероятного" разрыва с Вашингтоном.
Однако ж процесс, который весьма авторитетные эксперты считали "маловероятным", похоже, начался. Правда, западные СМИ еще летом 2005-го сообщили, что Джон Рид по просьбе премьера Тони Блэра подготовил доклад, в котором предлагалось в течение весны 2006 года сократить британский воинский контингент в Ираке на 3 тыс. человек, хотя вместе с тем отмечалось, что этот план вряд ли будет реализован. Однако, судя по всему, все-таки в Лондоне решили частично осуществить намеченные мероприятия.
Небезынтересно будет ознакомиться с причинами, по которым, по мнению аналитиков, кабинет Блэра пошел на столь серьезный шаг. В отличие от США общественное мнение в данном случае сыграло отнюдь не самую значимую роль: согласно результатам социологических опросов британских граждан, проведенных примерно тогда же, когда готовился доклад Рида, 52% респондентов хотели, чтобы войска Соединенного Королевства оставались в Ираке до установления там демократии, 18% - выступали за немедленный вывод британских солдат из Ирака, а 23% - в течение полугода.
Как полагают эксперты, куда более важное значение для правительства Блэра имели два других момента.
Во-первых, иракская кампания оказалась довольно накладной для государственной казны туманного Альбиона. Каждый год войны в зоне Персидского залива обходится ей 1 млрд. фунтов стерлингов (полтора миллиарда евро или - без малого - почти 2 млрд. долларов). Уменьшение численности британской группировки в Ираке обеспечит существенную экономию бюджетных расходов.
Во-вторых, что, может быть, еще более серьезно для правящих кругов Великобритании, - снижение морального духа британских военных, дислоцированных в Ираке, что, в свою очередь, отражается и на войсках, находящихся на родине. Так, газета "Индепендент" цитирует высказывание одного офицера, проходящего службу на иракской территории: "Блэр продолжает утверждать, что положение здесь улучшается. Вероятно, ему стоит приехать сюда и увидеть все собственными глазами..." Участник иракской войны Трой Сэмюэльс, получивший несколько наград за смелость, проявленную в боях, предпочел покинуть армию, чем вернуться в Ирак. Аналогичный выбор сделали еще 70 солдат его батальона. Как подчеркивается в материале итальянской газеты "Ла Стампа", опубликованном поздней осенью 2005 года, высокопоставленные офицеры вооруженных сил Великобритании вынуждены признать, что нынешний кризис с набором новобранцев частично связан с продолжающимися боевыми действиями в Ираке.
Одновременно британское Министерство обороны с тревогой констатирует, что число военнослужащих, которые дезертировали или находятся в самовольной отлучке, непрерывно растет. По сведениям газеты "Гардиан", в 2004 году армия ее величества недосчиталась 530 солдат, в 2003-м - 305, в 2002-м - 150. Юрист Джастон Хьюстон-Робертс, занимающийся проблемами британских военнослужащих, убежден: "...Причин дезертирства много, но конфликт в Ираке - одна из основных..."