После начала «антитеррористической операции» на территории Афганистана в октябре 2001 года из-за недальновидной политики администрации США Афганистан вышел на первое место в мире по производству наркотиков опийной группы, в первую очередь героина.
МАСШТАБЫ НАРКОУГРОЗЫ
По оценкам экспертов ООН, в ближайшие 10 лет ожидается рост посевов опиумного мака в Афганистане. В 2001 году было произведено 185 тонн опия-сырца. В 2002 году – 1900–2700 тонн. В 2003 году посевы занимали около 90 тысяч гектаров, из выращенного мака ориентировочно произведено 3600 тонн опия. В 2004 году посевы выросли до 131 тыс. га. Урожай достиг 4200 тонн. В 2005 году предположительное производство опиума-сырца могло достигнуть 7000 тонн. Сейчас Афганистан производит 87% мирового и почти 100% потребляемого в Европе героина.
Уже после свержения талибов посевы мака выросли в 36 раз. Лидерами в производстве опиума являются восточная провинция Нангархар, доля которой в производстве опиума составляет 25%, далее следуют провинции Бамиан и Гор, где маковые плантации занимают 80% плодородных земель. Большие посевы отмечаются в провинциях Бадахшан, Узурган, Забуль, Фарах, Гильменд и Кандагар. В провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх и городах Кундуз и Файзабад создан замкнутый цикл производства от выращивания мака до производства героина, его складирование и крупнооптовая реализация.
Правительство Карзая в 2004 году попыталось предложить афганским земледельцам 1250 долларов за каждый уничтоженный гектар опийного мака, но не нашло понимания, поскольку скупщики сырья предложили в среднем по 15–16 тыс. долларов за урожай с гектара.
Как показывает международный опыт, пограничные и таможенные службы в состоянии выявить лишь 5–10% от общего объема контрабанды. Большая часть героина идет транзитом через Узбекистан в Россию в тюках с хлопком до таможенных терминалов в Ивановской области автомобильным транспортом. Запах обработанного волокна настолько специфичен, что даже служебные собаки не могут его учуять. Контрабандный груз спокойно проходит через пункт выборочной проверки. Какая-то часть доставляется военными бортами. Во всяком случае, когда пару лет назад президентской гвардией полковника Худайбердыева был задержан российский военно-транспортный самолет во время погрузки на него около тонны гашиша, то президентская гвардия была расформирована. Часть наркотиков через Ошский перевалочный узел из Горно-Бадахшанской области доставляется авиационным транспортом в Бишкек, Ташкент и Алма-Ату и далее в административные центры Урала, Поволжья, Западной Сибири и Дальнего Востока.
Если в 2002 году пограничные войска РФ задержали более 4881 кг наркотических веществ, в том числе более 2,5 тонны героина, то в 2003 году – 6304 кг, в том числе около 3 тонн героина, при этом на таджикском участке было задержано более 6 тонн и около 3000 кг героина. Всего за 9 месяцев 2005 года, по данным ГУБК ФТС, российскими таможенниками задержано более 4,5 тонны наркотических средств, в том числе 733 килограмма героина (это примерно 0,01% от всего объема перевезенного героина), более 2,6 тонны марихуаны и 134 килограмма опия.
ПОРА ОБЪЕДИНЯТЬСЯ
Сколь бы серьезными ни были возможности того или иного государства в борьбе с наркоагрессией, в одиночку ни одному из них с ней не справиться. Только совместными усилиями можно минимизировать последствия этой агрессии. Под эгидой ООН и ряда европейских государств проблема наркоугрозы со стороны Афганистана стала включатся в повестку дня переговорных процессов. Летом 2004 года ООН провела серию экспертных дискуссий на высоком уровне, что помогло выработать совместную тактику подавления наркотрафика из региона. Главным итогом стала подготовка модели антинаркотического пояса безопасности. Россия активно поддержала эти действия. Примером этого служат последние решения, принятые Организацией Договора коллективной безопасности (ОДКБ).
ОДКБ полностью поддерживает процесс формирования под эгидой Совета Безопасности ООН глобальной антинаркотической коалиции и уже практически сделала несколько шагов в этом направлении. В частности, в мае 2004 года был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию и незаконному обороту наркотиков (КСОП) государств – членов ОДКБ. Все государства, которые граничат с Афганистаном, подписали политическую декларацию о готовности участвовать в создании плотного кольца вокруг этого государства. Единственный путь для сокращения поставок наркотиков – проведение совместных антинаркотических операций силами ОДКБ, ЕС, США, НАТО и России на территории Афганистана и в странах Центральной и Средней Азии.
США, например, используют специальную программу борьбы с наркотиками в Колумбии. На это выделено около 2 млрд. долларов. Аналогичную программу, видимо, необходимо разрабатывать и для Афганистана, но с учетом того, что при ее реализации могли быть использованы войсковые группировки России, Евросоюза, США и НАТО.
В настоящее время совместная группировка в Афганистане – 90-тысячная афганская армия, 20 тысяч военнослужащих США и НАТО (численность которых в течение года превысит 15 тыс. военнослужащих) – контролирует примерно такую же территорию, которую контролировал в восьмидесятых годах СССР. По данным справочника-путеводителя НАТО «Стамбульский саммит», Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) под командованием НАТО «расширенным присутствием ИСАФ охватывают девять провинций на севере страны с общей площадью 185 000 кв. км в дополнение к приблизительно 3600 кв. км в Кабуле и его окрестностях».
Не ссылаясь на исторический опыт Советской Армии, фактически части союзников занимают примерно те города, что и советские «шурави», и реально контролируют примерно от 3 до 5% территории, то есть территорию городов и баз, где дислоцируются, да и то только в светлое время суток. При одном отличии: двадцать лет назад это была одна армия, сейчас на севере (Мазари-Шариф, Кундуз), северо-востоке (Герат), центре (Баграм, Кабул), юге (Кандагар) страны дислоцируются части НАТО, а вдоль границы на юго-востоке и юге на территории Пакистана, в Кабуле и Баграме развернуты части и подразделения ВС США. Штабы армейских корпусов ВС США дислоцируются: 1 АК – Джелалабад, 2 АК – Кандагар, 3 АК – Гардез, 4 АК – Герат, 5 АК – Чарикар, 6 АК – Кундуз, 7 АК – Мазари-Шариф, 8 АК – Шаберган, 9 АК – Бамиан.
СИЛЫ И СРЕДСТВА
Анализ действий коалиционной группировки в Афганистане показывает, что группировка НАТО самостоятельно не способна (а может и не хочет?) решить главную угрозу для мира и Евразии – прекращение производства и поставок тяжелых наркотиков. В прошлом году американские и британские военные провели первую антинаркотическую операцию, но она носила скорее демонстративный характер, поскольку ни американское командование, ни их союзники по НАТО не считают борьбу с наркотиками приоритетной. Командованию ИСАФ подобные задачи в принципе не ставятся. В результате проведенной операции было конфисковано 1,5 тонны опиума.
Командование ИСАФ имеет задачи только по оказанию помощи афганской Переходной администрации в Кабуле и окружающих его районах с тем, чтобы Переходная администрация и персонал ООН могли работать в безопасной обстановке. В конкретном плане главные задачи ИСАФ – создание безопасной обстановки, развитие афганских структур безопасности, определение потребностей в процессе восстановления, а также обучение и создании будущих афганских сил безопасности, другие военно-гражданские проекты.
Справедливости ради надо сказать, что афганские власти пытаются сами бороться с посевами мака. В некоторых провинциях распылялись с самолета над плантациями ядохимикаты, способные уничтожить до 50% посевов. Однако подобные меры вызывают опасения за экологию и здоровье людей.
Поскольку основные территории выращивания опиумного мака находятся в районах, которые игнорируют власть Кабула и где нет гарнизонов иностранных войск, единственной возможностью уменьшить объемы производства героина может быть проведение совместных специальных операций по уничтожению посевов мака, центров переработки и хранения наркотиков, выявление и уничтожение средств их доставки. Для этого министром обороны РФ было предложено провести такие операции в Афганистане с использованием сил и средств России, США, ОДКБ и НАТО и с их союзниками по антиталибской коалиции.
Для этой операции возможно привлечение части сил и средств из состава ВС РФ – 4-й военной базы (бывшей 201-й мотострелковой дивизии) и 670-й авиагруппы в Таджикистане (Душанбе): истребителей СУ-25, Су-27, транспортных самолетов и вертолетов Ан-26, 2 Ми-8 (авиабаза «Кант», Киргизия).
От военной группировки НАТО – Силы быстрого реагирования ИСАФ в составе испанского батальона, дислоцирующего в Мазари-Шарифе, и американская стрелковая рота с тыловым подразделением, находящаяся в Кабуле. Кроме них возможно привлечение итальянского батальона, также дислоцированного в Кабуле и входящего в силы оперативного резерва. Поддержку им могли бы оказать 6 голландских боевых самолетов F-16 в сопровождении самолета заправщика KDC-10, базирующихся в международном аэропорту «Манас», на авиабазе «Ганджи» в Бишкеке (Кыргызстан), шесть британских реактивных самолетов вертикального взлета и посадки «Харриер-CR7», базирующихся в Кандагаре, и 6 военно-транспортных самолетов среднего класса С-130, предоставленных Бельгией, Канадой, Португалией, Швецией, Великобританией и США. Возможно привлечение 50 вертолетов ВС США (транспортных СН-47 Chinooks и штурмовых АН-64 Apach), дислоцированных на авиабазе Баграм.
Для проведения операции возможно создание единого командования, которому могли быть переданы данные национальных спецслужб. Единый центр планировал бы операцию, определял цели для опыления дефолиантами, ставил задачи на уничтожение лабораторий по производству наркотиков, координировал действия. Проводил бы обмен информацией, ее дозирование для передачи частям полиции и поддерживающим подразделениям. Но для этого нужно политическое решение не только стран, входящих в ШОС и ОДКБ, но и США, ЕС и НАТО.