В ночь на 12 мая на территорию Таджикистана был совершен налет вооруженной группы боевиков. По словам представителей силовых структур республики, нападавшие – активисты экстремистской организации «Хизбут Тахрир» и Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Как известно, обе эти организации ведут борьбу за насильственное свержение правительств среднеазиатских стран и преобразование их в единое исламское государство. Подобного в Таджикистане не случалось с начала 2000-х.
ПОСТОРОННЯЯ ПОМОЩЬ НЕ ПОТРЕБОВАЛАСЬ
В 2.30 местного времени девять человек в спортивной форме, вооруженных стрелковым оружием, подвергли обстрелу таджикский пограничный пост «Лаккон». Трое военнослужащих были убиты, а один получил ранение. Преступники, захватив 19 автоматов, один пулемет и 4 тыс. патронов, проследовали в направлении города Баткен Киргизской Республики и на рассвете обстреляли киргизский передвижной таможенный пост «Ак-Турпак» Баткенской области. Огнем в упор были убиты офицер погранвойск и местный житель.
Преследуемые уже киргизскими пограничниками, боевики (их возглавляли уроженцы таджикского города Исфары братья Рахимовы), уходя в горы, проникли в глубь киргизской территории на 100 км. Вскоре автомобили «Мерседес» и «Опель», на которых ехали преступники, были обнаружены брошенными на киргизско-узбекской границе недалеко от поселка Пульгон. По словам заместителя командующего пограничными войсками Киргизии Садырбека Дуванаева, в салонах и багажниках находилась большая часть боеприпасов, захваченных на таджикском погранпосту «Лаккон», – 17 автоматов, пулемет и патроны.
Одновременно в район боестолкновения из Бишкека (480 км) был направлен вертолет Ми-8 с пограничным спецназом. Но еще до его прилета группа киргизских стражей границы во главе с майором Казимовым обнаружила бандитов в Кадамжайском районе Баткенской области неподалеку от заброшенного стрельбища и завязала с ними бой. Один экстремист был убит, остальные сумели уйти. Однако через несколько часов удалось настигнуть еще нескольких преступников.
В общей сложности бой длился больше 9 часов. По словам начальника Баткентского пограничного отряда Чолпонбека Буржуева, четыре боевика уничтожены, еще один попал в плен. Как выяснилось, один из убитых оказался снайпером. «С нашей стороны, – сказал полковник Буржуев, – погибли четверо военнослужащих, один таможенник и одно гражданское лицо, 9 человек ранены». В числе погибших (скончался от ран) – начальник Айдаренского погранотряда полковник Курманбек Эркышев.
Секретарь совета безопасности Киргизии Мирослав Ниязов сообщил, поскольку численность боевиков, которые, возможно, разделились на группы, не превышает десятка, то собственных сил национальных погранвойск и армии вполне достаточно, чтобы блокировать экстремистов. «Поэтому за поддержкой к авиабазам – российской в Канте или США в Манасе – мы не обращались», – подчеркнул глава киргизского совбеза.
В общей сложности в операции по ликвидации банды из 10 человек с киргизской стороны было задействовано около 400 военнослужащих из числа пограничников, сотрудников милиции, спецназа МВД и группы «Альфа» СНБ.
Но, наверное, именно Душанбе, который никак не ожидал нападения экстремистов (являющихся главным образом гражданами Таджикистана) с территории Киргизии, предпринял наиболее действенные шаги. В течение суток после случившегося на 223-километровый участок таджикско-киргизской границы в Исфаринском районе перебросили резерв оперативной группы пограничников на севере страны (100 человек) и спецбатальон национального министерства обороны (300 человек). Однако, по словам руководителя пограничной пресс-службы Хушнуда Рахматуллаева, в настоящее время укрепляется вся 987-километровая линия таджикско-киргизской границы. Переведены на усиленный режим несения службы и армейские части.
Все это связано с тем, что, хотя банда Рахимовых уничтожена, правоохранительные органы не исключают, что экстремисты могут готовить новые вылазки на пограничников в районе киргизско-таджикской границы.
«ПРОЩУПАЛИ» ОГНЕМ
В произошедшем много непонятного. Поначалу действия боевиков можно было принять за начало какой-то дерзкой провокации, причем – хорошо продуманной. Ведь нападение произошло не там, где его могли бы более всего ожидать (и как это неоднократно бывало) – со стороны Афганистана, а с территории Киргизии. Все случилось в горной местности Тавильдор в кишлаке, примерно в 350 км к северо-востоку от Душанбе. Стоит заметить, что упомянутый кишлак находится в относительной близости (примерно 120–150 км) к узбекским городам Фергане и Андижану, где ровно год назад произошли кровавые события, повлекшие гибель сотен людей. Напомним также, что андижанская бойня существенно изменила расклад политической ситуации в регионе, в частности, из Узбекистана была выдворена американская авиабаза, а сам Ташкент, ранее тяготевший к Вашингтону, сделал выбор в пользу Москвы, вступил в ЕвразЭС и намерен вернуться в ОДКБ.
После разгрома погранпоста бандиты почему-то не стали захватывать заложников, какой-либо объект. Экстремисты бросили почти все патроны, автоматы, а также автомобили, на которых передвигались. Все преступники, включая их главарей братьев Рахимовых, были в сильном наркотическом опьянении.
О Рахимовых известно следующее. Они – активисты «Хизбут Тахрир» и ИДУ, на их «боевом счету» уже не менее десятка убийств, побег из тюрьмы (совершив его, они лишили жизни нескольких военнослужащих). Удачное же нападение на контрольно-пропускной пункт (КПП) «Лаккон» объясняется тем, что один из застреленных братьев, Дильшод Рахимов, ранее проходил срочную службу именно на этом КПП. В КОГГе и в правоохранительных органах Таджикистана предполагают, что он-то и мог руководить бандгруппой. По данным следствия, Дильшод Рахимов в феврале этого года участвовал в освобождении из СИЗО боевика ИДУ. Также установлено, что только один член преступной группировки был гражданином Киргизии, а остальные – граждане Таджикистана.
В настоящее время таджикские и киргизские спецслужбы прорабатывают связи братьев Рахимовых с таджикско-киргизской наркомафией и криминальными авторитетами. Но предстоит также выяснить, кто, собственно, приказал Дильшоду Рахимову «прощупать огнем» обстановку на таджикско-киргизской границе.
И здесь уже просматривается политический контекст боестолкновения в районе, где рядом пролегает и узбекская граница. Дело в том, что, по мнению представителей оппозиционного Комитета национального спасения Узбекистана, прошлогодние кровавые события в Андижане были спровоцированы официальным Ташкентом при помощи вооруженных отрядов таджикского полевого командира Махмуда Худойбердыева. Последний, привечаемый в узбекской столице, является давним противником таджикского президента Эмомали Рахмонова. Поэтому нападение 12 мая вполне могло быть организовано Худойбердыевым или его подручными. Как бы там ни было, а «шумок» на границе в преддверии скорых (в ноябре) президентских выборов в Таджикистане был бы весьма выгоден непримиримому оппоненту Душанбе.
Это не скрывают даже таджикские военные. Так, начальник штаба областного управления пограничных войск Таджикистана Махмудджон Махмудов в момент операции по ликвидации банды заявил телеканалу НТВ, что «противник использует любую возможность, чтобы нанести ущерб чисто в политическом плане: у нас предстоят выборы президента, и есть деструктивные силы, которые пытаются помешать им».
В свою очередь, узбекские СМИ назвали атаку боевиков попыткой террористов повторить прошлогодние события в Андижане. В Ташкенте незамедлительно предприняли соответствующие меры: подразделения МВД и Службы национальной безопасности были переведены на казарменное положение. Все силовые ведомства подключились к поиску на своей территории скрывшихся боевиков...