0
1728
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

02.06.2006 00:00:00

Иррегулярная война в Ираке: проблемы США и коалиции

Александр Горшков

Об авторе: Александр Горшков - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: ирак, сша, армия, коалиция, терроризм


Журнал National Defence (США) опубликовал аналитическую статью, посвященную тактике противоповстанческих действий американских и коалиционных войск в Ираке, а также о сопутствующих методах стабилизации обстановки в этой стране. Статья основана на материалах представительного форума, проведенного Министерством обороны США в Вашингтоне в марте 2005 года по проблемам военных и специальных операций в локальных и региональных войнах низкой интенсивности.

На форуме принимали участие и выступали с докладами высокопоставленные представители руководства Министерства обороны США, видов вооруженных сил, командования специальных операций ОВС США (SOCOM – Special Operations Command) и войск некоторых стран коалиции.

ТРЕБУЕТСЯ НЕТРАДИЦИОННАЯ ТАКТИКА

В докладах и выступлениях обстоятельному анализу подвергались тактика и формы действий вооруженных повстанческих группировок в Ираке и Афганистане и смыкающихся с ними многочисленных террористических групп, наводнивших зоны военных операций коалиции в этих странах, в том числе связанных с «Аль-Каидой» и сформированных внутренней вооруженной оппозицией.

Мятежевойна в Ираке поставила американцев и коалицию в целом перед трудно разрешимыми военными и политическими проблемами, вытекающими из заявленных американцами целей и задач военной операции – смены политического режима Саддама Хуссейна и утверждение нового политического режима, приемлемого Соединенными Штатами, формирования нового государственного устройства, органов и инструментов государства, включая армию, органы внутренней безопасности и правоохраны в условиях крайней нестабильности и враждебности в стране по отношению к политике и войскам США и коалиции.

В докладах на форуме выдвигались и обосновывались новые формы организации и ведения силовых (военных) операций против партизан и мятежников, новые методы ведения одновременных и параллельных специальных операций против центров и руководства повстанческого движения и террористов, а также способы и формы организации и специального обеспечения сопровождающих силовые действия мероприятий командования войск по политической и военной стабилизации обстановки (stabilisation operations) в зонах военных действий в формах миротворческих (peacekiping actions) и параллельных с ними мероприятий по восстановлению и реконструкции (reconstruction) экономики.

По мнению генерал-лейтенанта Уильяма Бойкина (William Boykin), помощника заместителя министра обороны по разведке и поддержке военных операций, вооруженные повстанческие движения, такие как в Ираке и других странах мира, принимают глобальный характер, преследуют политические цели захвата власти целенаправленными военными операциями, переходят во многих случаях на тактику вооруженного террора против войск и местных органов власти.

По мнению генерала, повстанческие движения соткали по существу глобальную паутину, которая удерживается и расширяется как своего рода коалиция движений на основе взаимовыгодных связей, удобства и выгод в организации глобального или регионального трафика наркотиков, оружия, товаров и людей, в том числе террористов, отмывания и легализации «грязных денег» и других преступных операций. Для борьбы с ними требуется новая, нетрадиционная и более совершенная, чем нынешняя, военная и политическая (миротворческая) тактика операций и действий войск и гражданских органов, разработанная на основе накопленного опыта.

В Ираке и прочих горячих точках Соединенным Штатам необходимо глубоко вникнуть в природу, характер, намерения и цели противника, угроз и опасностей, которые он несет, чтобы эффективно противостоять ему.

На форуме был предложен ряд новых концепций и подходов к решению военных и миротворческих задач – то есть всего комплекса политических, стабилизационных, восстановительных, экономических и социальных проблем, с которыми столкнулись американцы и коалиция в Ираке.

Один из участников форума – официальный представитель руководства Министерства обороны США, пожелавший остаться инкогнито, считает, что повстанческие и связанные с ними партизанские движения в современном мире представляют собой и носят форму радикальных политических движений, осуществляемых военными средствами для достижения конечных политических целей – завоевания власти. В этих движениях политические аспекты и цели более весомы и значимы, чем военные аспекты. По его мнению, глубокое понимание политических, экономических, финансовых, правовых и культурных аспектов, связанных с этими движениями, – ключевой элемент для полного понимания того, что происходит.

C этим мнением на форуме согласился Джеймс Робертс (James Roberts) – исполняющий обязанности заместителя помощника министра обороны США по борьбе с терроризмом и специальным операциям (acting deputy assistant Secretary of Defence for special operations and combating terrorism). По мнению Робертса, адекватный подход к таким движениям должен состоять в том, что «мы должны проводить глобальную противопартизанскую войну, если понимаем и принимаем то, что означает война с международным терроризмом».

ОПЕРАЦИИ СТАБИЛИЗАЦИИ

Заместитель помощника министра обороны США по стабилизационным операциям Джеффри Наданер, выступая на заседании рабочей группы форума по проблемам организации стабилизационных операций, подчеркивал: «Мощность, ожесточенность и, во многих случаях, непредсказуемость партизанских действий, с которыми вооруженные силы США и коалиции столкнулись в Ираке, вынуждают Министерство обороны США и командование экспедиционными войсками в этой стране придавать мероприятиям и операциям «стабилизации и безопасности» такой же приоритет, как и чисто военным операциям».

Он рекомендовал при планировании военных кампаний «заранее думать, что можно и нужно сделать для стабилизации обстановки в зоне военной операции немедленно, не откладывая на потом». При этом, по его мнению, «необходимо планировать действия таким образом, чтобы стабилизационные мероприятия изначально составляли органичный элемент всей военной кампании». Для достижения этого, в частности в иракской военной кампании, по мнению Наданера, Министерство обороны США уже понимает необходимость и принимает меры к тесному сотрудничеству в военном планировании с государственным департаментом и Министерством юстиции США, чтобы максимально использовать их огромный опыт и компетенцию для решения возникающих проблем стабилизации и безопасности в Ираке.

По мнению Наданера, указанные органы (министерства или департаменты) США должны выработать новую модель межведомственной кооперации и взаимодействия в деле создания комплексных (смешанных) военно-гражданских групп специалистов для работы в зоне операций в Ираке. При этом Наданер полагает, что в зависимости от характера и содержания стабилизационных мероприятий смешанные (комплексные) группы могут состоять или преимущественно из военных, или гражданских специалистов. Кроме этого, Наданер, как представитель руководства МО США, подчеркнул, что Конгресс Соединенных Штатов должен понимать и учитывать в своих решениях о финансировании кампаний тесную связь между финансированием военных и гражданских операций в зоне войны, в частности финансирования гражданских операций Агентства международного развития (AID – Agency for International Development).

По его оценке, «финансирование агентства имеет для военных «критическое» значение, поскольку это агентство (AID) должно иметь собственные средства для решения возложенных на него задач (стабилизация обстановки, реконструкция экономики и жизненной сферы) в зоне войны или на поле боя, особенно там, где присутствие военных (войск) нежелательно». Специалисты AID должны на месте организовывать и осуществлять восстановление разрушенных нефтяных скважин, бурение новых, восстанавливать больницы, школы и налаживать работу других объектов жизнеобеспечения населения.

Наданер на форуме сообщил, что государственный департамент США создал в своей структуре новый важный (в том числе для МО США) орган – «Управление стабилизации и реконструкции» (Stabilization and Reconstruction Office). Это управление, по его мнению, должно стать для всего правительства Соединенных Штатов центральным органом планирования, организации и ведения гражданских операций в зоне войны в Ираке и других военных кампаниях. Он при этом особо подчеркнул, что Министерство обороны США уже направляет своих военных специалистов в управление госдепартамента для оказания помощи в планировании гражданских операций в рамках планов военных операций и, кроме того, планирует предоставить гражданским чиновникам нового управления возможность обучения в военных центрах и училищах для повышения своего образования и кругозора по специальности «миротворец».

МО США планирует также привлекать сотрудников управления в ближайшем будущем для участия в специальных войсковых учениях по отработке вопросов ведения гражданских операций и операций миротворчества с целью сделать этих специалистов полноценными партнерами в совместных операциях и действиях в Ираке.

Министерство обороны США, как об этом сообщили на форуме его официальные представители, в настоящее время пересматривает свой прежний подход к политике оказания «помощи безопасности» зарубежным странам и ее обоснования и реформирует ее организацию и содержание.

По словам Наданера, «в МО США уже понимают, что в мире сейчас ощущается острый недостаток подготовленных специалистов – миротворцев, и любая страна мира, столкнувшаяся с кризисной ситуацией, немедленно обращается за помощью и поддержкой прежде всего к Соединенным Штатам. Однако и Соединенные Штаты, по его мнению, имеют пределы и испытывают определенные ограничения в ресурсах, которые и без того сильно распылены и растянуты «тонким слоем».

В сложившейся ситуации, по оценке Наданера, многие страны теперь выражают желание также участвовать в миротворческих операциях своими силами.

С учетом этой тенденции, как отмечают обозреватели работы форума, Министерством обороны США выдвинута инициативная идея новой международной программы – «Глобальные мирные (миротворческие) операции» (New program – Global Peace Operation Initiative), которая предусматривает увеличение количества миротворцев до 100 тысяч человек в течение ближайших лет. Военное руководство США рассматривает эту инициативную программу как новый концептуальный подход к проблеме расширения места и роли гражданских органов в стабилизационных операциях во время военных конфликтов, подобных иракскому.

Официальный представитель МО США на форуме Джеффри Наданер сообщил, что Министерство обороны добилось от Конгресса страны согласия на предоставление государственному департаменту США 80 миллионов долларов для финансирования вышеназванной программы и что Минобороны США уже работает совместно с госдепартаментом и командованиями экспедиционных войск (сил) как «единый штаб, чтобы поставить реализацию этой важной программы на солидный фундамент».

Однако пока не ясно, кто будет набирать и готовить перспективных гражданских специалистов миротворческих операций – военные органы или фирмы-контрактники по договорам. Если, например, набирать их в «гражданские группы» преимущественно из резерва вооруженных сил, то есть из опытных и подготовленных людей в наиболее нужных и востребованных областях миротворчества и стабилизации, таких как правовые вопросы, правоохранительная деятельность, строительство и реконструкция экономики, тогда это повысит эффективность операций миротворчества и стабилизации в регионах и зонах страны, разрушенной войной.

В настоящее время гражданские группы имеются в штатах подразделений командования специальных операций ОВС США (SOCOM – Special Operations Command), но МО США планирует увеличить количество таких групп и развернуть их в частях обычных сухопутных и других войск.

РОЛЬ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Министерство обороны США в настоящее время реформирует и совершенствует разведывательную деятельность в зонах военных, миротворческих и стабилизационных операций экспедиционных войск, акцентируя внимание на организации и ведении «активной разведки» по сбору необходимой информации в зонах операций.

Представитель МО США на форуме генерал-лейтенант Бойкин, который в Министерстве обороны США координирует работу разведывательных органов всего разведывательного сообщества страны в интересах обеспечения военных операций в Афганистане и Ираке, особо отметил: «Мы (в Министерстве обороны) рассматриваем разведывательные операции как специфические операции, подобно тому, как это делает и ЦРУ».

По мнению генерала, «вооруженным силам США необходима такая разведка, которая способна выигрывать разведывательные войны задолго до начала военного конфликта и продолжать выигрывать их еще долго после его окончания».

Генерал, однако, признал, что в настоящее время американское разведывательное сообщество не в состоянии организовать и наладить необходимый межведомственный обмен «сырой» (срочной, необработанной и непроанализированной) информацией, важной для принятия немедленного реагирования на события, не может также проводить сравнительный анализ развединформации на основе равноправного доступа к ней. По его мнению, военному руководству, вооруженным силам и всем прочим государственным органам страны необходимо наладить оперативный обмен разведывательной информацией и ее анализ не только в рамках военных структур США, но и со своими союзниками и партнерами по военной коалиции, и тем самым обеспечить взаимную поддержку в сфере сбора и обмена такой информацией.

По информации, которая была приведена на форуме, в настоящее время созданы и действуют три оперативные разведывательно-информационные системы, которые в определенной степени обеспечивают обмен информацией в рамках коалиции.

К этим трем системам относятся:

1) Общеевропейская централизованная система оперативных разведывательных центров (the Linked Ops-Intel Centers – EUROPE – LOCE);

2) Многонациональная система сбора и использования (диссимиляции) развединформации поля боя блока НАТО (the Multinational Battleield information Collection and Exploitation System NATO – BICES);

3) Глобальная комбинированная операционная система региональных органов информационного обмена (the Combined Enterpise Regional Information Exchange System – Worldwide – CENTRIXC).

Возможности этих трех оперативных систем были широко использованы в военных операциях коалиции в Афганистане, Ираке и при спасательных операциях по оказанию помощи пострадавшим странам от разрушительного цунами, случившегося в Юго-Восточной Азии в декабре 2004 года.

Система LOCE включает разветвленную сеть компьютерных серверов, содержащих базы информационных данных и обеспечивающих их оперативное отображение на командных пунктах и информационных станциях (компьютеризованных постах), сеть которых из 600 автоматизированных постов развернута на территории США и европейских стран коалиции.

В системе НАТО BICES используется специализированная коммуникационная сеть закрытой связи, оснащенная быстродействующими автоматизированными средствами шифрования-дешифрования массовых (блоковых) потоков информации.

Система CENTRIXC представляет собой производную от LOCE систему, и ее серверы развернуты в Тампа, Флорида – в штабе Центрального стратегического командования ОВС США, а также во всей зоне оперативной ответственности этого командования на Ближнем и Среднем Востоке. Этой системой, по сведениям электронной фирмы MITRE Corporation (участвовавшей в создании и развертывании системы), пользуются все участники военной коалиции в зоне (регионе) Ближнего Востока. Перечисленные информационные системы обеспечивают обмен и передачу данных электронной почтой, через интернет, отображение общей картины оперативной обстановки, закрытую голосовую связь, оперативное взаимодействие и оперативную связь в формате беседы–разговора (chat function).

Обмен информацией может осуществляться между командованиями войск, частями и соединениями, между другими военными и связанными с ними органами в рамках коалиции.

Генерал Бойкин на форуме отметил, что система CENTRIXS работала лучше, чем существующая военная система закрытой связи (military classified network).

Для совершенствования оперативного функционирования систем по обмену разведывательной и другой информацией командование ВС США запланировало и провело ряд специальных учений, одно из которых под титулом эксперимент «ХАММЕР» (trial HAMMER) состоялось в апреле 2005 года.

Это было первое в истории блока НАТО демонстрационное учение, посвященное специально вопросам разведывательного сопровождения военной воздушной операции подавления системы ПВО.

Главнокомандующий ОВС НАТО в Европе и одновременно вооруженными силами США на европейском театре войны (ЕТВ) генерал (морской пехоты) Джеймс Джонс (James Jones), как сообщили представители МО США на форуме, получил 8 миллионов долларов для финансирования развертывания специального поста (ячейки) ввода разведывательной информации (intelligence fusion cell), который первоначально будет укомплектован только американскими специалистами.

Этот пост должен повысить гибкость и устойчивость работы разведсистем и расширить их возможности немедленного реагирования на изменения обстановки в зоне НАТО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4315
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2321
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5579
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
7178

Другие новости