0
741
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

09.06.2006 00:00:00

Караул у трубопроводов может принять ОДКБ

Тэги: одкб, нефтепроводы, охрана


Охрана нефте- и газопроводов в условиях нарастания террористических угроз может стать одной из задач Организации Договора о коллективной безопасности. Речь идет о «нитках», пролегающих по территориям стран – участниц ОДКБ: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

ОПЫТ ЕСТЬ

Причем прецедент на этот счет уже имеется, дал понять «НВО» советник секретариата Организации Договора о коллективной безопасности Александр Орлов. Он, в частности, сказал, что «в рамках ОДКБ в 2004 году принято Соглашение по прикрытию железнодорожных магистралей государств – участников Организации». И добавил, что лично у него отношение к идее участия ОДКБ в обеспечении безопасности газовых и нефтяных магистралей положительное.

При этом Александр Орлов пояснил, что тема охраны военными силами Организации газо- и нефтепроводов достаточно резонна, но сформулированной позиции руководства пока нет. В наметках же, как указал советник, речь может идти не о постоянной охране трубопроводов, а об особых периодах, которые могут возникнуть на территории любой страны. «Вот во время мероприятий по усиленному прикрытию трубопроводов вполне могли бы привлекаться коллективные силы быстрого развертывания, а также коллективные миротворческие силы, нормативная база для которых, как недавно сообщил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, в настоящее время создается», – отметил Орлов. Он также подчеркнул, что проблем здесь много, «нужна корреляция действий с основными транспортными компаниями, качающими газ и нефть».

«Если это действительно случится, – прокомментировал «НВО» эти сведения руководитель Центра военного прогнозирования, профессор Академии военных наук полковник Анатолий Цыганок, – то можно предположить, что у Москвы, которая, как известно, доминирует в ОДКБ, есть определенные планы для усиления своего влияния в регионах Центральной Азии, на Кавказе и в Восточной Европе. Реальная охрана силами ОДКБ железнодорожных и энергетических магистралей вполне может этому способствовать».

Данное предположение отчасти подтверждается следующим фактом: как сообщили «НВО» в Антитеррористическом центре (АТЦ) СНГ, уже в сентябре этого года на территории Армении состоится антитеррористическое учение на реальной ядерной электростанции. Хотя оно пройдет под эгидой АТЦ и организуется в рамках СНГ, в нем будут задействованы и подразделения ОДКБ, расквартированные в Армении. Кроме того, в двадцатых числах июня на территории Белоруссии начнется крупное российско-белорусское учение с участием подразделений Организации.

СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Позиция ОДКБ, пусть пока и прорабатываемая, не сформулированная официально, лежит в рамках тех подходов к охране энергетических магистралей, которые существуют в других странах. Например, безопасность запущенного в мае в эксплуатацию трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан возложена на военнослужащих США и воинские подразделения НАТО. Двусторонние договоренности об этом были достигнуты в прошлом году.

Помогает американцам и атлантистам Специальная государственная служба безопасности (СГСБ) Азербайджана, судя по ее собственной информации. С целью обеспечения защиты экспортных нефтепроводов на азербайджанской территории создано 8 региональных подразделений СГСБ общей численностью 800 военнослужащих. Из них 3 подразделения на севере страны – в Сумгаите, Сиязани и Хачмазе – для охраны трубопровода Баку–Новороссийск и 5 в западном направлении – в Сангачалах (Баку), а также в городах Уджар, Гаджигабул, Шамкир и Астафа – для охраны трубопровода Баку–Супса. Привлекаются они и для охраны будущего экспортного газопровода Баку–Тбилиси–Эрзурум.

На территории Грузии безопасность трубопроводов также контролируют американские военные вместе с прошедшими соответствующую подготовку местными воинскими контингентами численностью 400 человек. Проводятся регулярные совместные командно-штабные учения офицеров вооруженных сил Азербайджана, Грузии и Турции по обеспечению безопасности трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан.

В то же время тенденция в мире такова, что охрану стратегических объектов протяженностью от 500 до 3,5 тыс. км (а таковыми являются все основные трубопроводы) осуществляют частные военные организации (ЧВО) под пристальным контролем государств, в которых они действуют. При этом вооруженные силы непосредственно к обеспечению безопасности труб не привлекаются, но в охране напрямую участвуют не менее серьезные организации. Так, например, в США в рамках действующих «Правил безопасности трубопроводов США» Федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих использование более 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В Северной Америке ЧВО также несут охрану стратегически важных объектов, и количество таких охранных организаций с каждым годом увеличивается.

Согласно разным данным, в Ираке находятся от 15 до 20 тыс. сотрудников ЧВО, оберегающих в том числе и трубопроводы. Для постоянного наблюдения за ними используются данные спутникового контроля, навигационная аппаратура и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, автомашины. Для внутритрубной диагностики трубопровода применяются магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS).

В Турции и Египте контролем за трубопроводами занимается специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman, которая применяет для этого свои космические аппараты. Ряд частных компаний разрабатывает альтернативные государственным средствам системы выведения спутников на орбиту, в том числе и для наблюдения за трубопроводами (скажем, в июне 2004 года частный ракетоплан Cpace Ship One совершил суборбитальный полет на высоте 100 км).

... А В РОССИИ – ДЕДЫ ИЗ ВОХРа

Что касается России, то в ней, как рассказал «НВО» руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, «за последние полтора десятка лет фундаментальные исследования в области обеспечения надежности функционирования трубопроводных систем практически не проводились» (в последнее время эксперт предметно занимался изучением этой проблемы).

Полковник Цыганок подчеркнул, что «специализированной охраны трубопроводных систем в России фактически нет». По его словам, «сотрудники Единой системы газоснабжения, в ведении которой находится 150 тыс. км газопроводов и 256 компрессорных станций, как и 30 лет назад при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду, не зная, кто и что встретит ее на месте аварии». А созданная в 2002 году соответствующая служба ОАО «Спецтранснефтепродукт», как указал Цыганок, занимается только пресечением попыток вреза с целью хищения топлива.

«Военизированная охрана не в состоянии охватить все важные объекты (например, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, только на 10 по распоряжению губернатора есть посты ВОХР). Вневедомственная охрана по старинке в некоторых случаях патрулирует тот или иной отрезок трубы», – пояснил руководитель Центра военпрогноза.

НО НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО

В то время пока вохровцы гоняются за ворами-«сливщиками» из труб, российская компания «Газком» начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и, по сведениям Цыганка, к 2007 году планирует вывести на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами.

Также в последнее время в РФ получила огласку идея о создании системы отечественных ЧВО для охраны трубопроводов по примеру западных. Пока она встречает ожесточенное сопротивление. «Так 15 лет назад также с порога отметалась идея о необходимости иметь в России частные охранные предприятия (ЧОПы), – сказал по этому поводу «НВО» Анатолий Цыганок. – Как известно, теперь они нормально функционируют под патронажем МВД».

По словам эксперта, трубопроводные системы имеют оперативно-стратегическое значение для наших Вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка больших масс техники проводится прямо из магистральной трубы. Анатолий Цыганок привел пример: «В рамках ОАО «АК «Транснефтепродукт» действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую АЗС протяженностью 20 тыс. км. Благодаря сотрудничеству с компанией Министерство обороны РФ за последние три года сократило свыше 20 собственных складов ГСМ и планирует ликвидировать еще 20. Эта фирма внесена в перечень акционерных обществ, имеющих важнейшее значение для национальной безопасности государства, и 100% ее акций находятся в федеральной собственности». «Было бы логичным, – считает эксперт, – чтобы куратором ЧВО стала именно эта компания. Причем в стране достаточно подготовленных специалистов, которые, уволившись из армии, вполне могли бы нести охрану в составе ЧВО».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доходов от экспорта газа больше не хватает для субсидирования работы "Газпрома" на российском рынке

Доходов от экспорта газа больше не хватает для субсидирования работы "Газпрома" на российском рынке

0
439
Якутский шаман возобновил свое пешее путешествие в Москву

Якутский шаман возобновил свое пешее путешествие в Москву

0
238
Министерство спорта изучает "дорожную карту ВФЛА - Колобков

Министерство спорта изучает "дорожную карту ВФЛА - Колобков

0
232
Митрополит Иларион одобрил идею размещать на стенах городских сооружений иконопись

Митрополит Иларион одобрил идею размещать на стенах городских сооружений иконопись

0
305

Другие новости

Загрузка...
24smi.org