На Северном Кавказе прошла очередная войсковая операция по уничтожению бандгруппы неустановленной численности. В 7 утра 14 июня вертолеты огневой поддержки Ми-24 обстреляли лесной массив в 10 км от Назрани – столицы Ингушетии. Потом транспортные вертолеты Ми-8 высадили десантные группы, перекрывшие пути вероятного отхо- да бандитов. Район блокировали сотрудники МВД Ингушетии и Внутренние войска, разведгруп- пы 58-й армии и спецназ прочесали лесной массив... Операция была шумная, явно показательная. Как сообщили в МВД Ингушетии, оказалось задействовано до 20 вертолетов. Впрочем, пресс-служба Внутренних войск опровергла эти данные, уменьшив число вертолетов до четырех. Но зато наносились превентивные артиллерийские удары по местам возможного на- хождения боевиков. Силы были привлечены нема- лые. С утра 14 июня пресс-центр МВД республики сообщал, что идет войсковая спецоперация по задержанию и уничтожению бое- виков, базы которых, как предпо- лагают милиционеры, могут раз- мещаться в лесу.Но министр вну- тренних дел Ингушетии Беслан Хамкоев позже заявил, что речь идет «о профилактических спец- мероприятиях», в ходе которых отрабатываются оперативные данные. Точной информацией о наличии боевиков в Назранов- ском районе МВД не располагает. Весной и в начале лета тради- ционно отмечается активность боевиков на Северном Кавказе. 22 июня 2004 года они захватили Назрань и целую ночь хозяйни- чали в городе. Но в последнее время им не дают возможности сосредоточиться для удара. В те- чение зимы и весны практически еженедельно на Северном Кавка- зе блокировали и уничтожали мелкие бандгруппы, особенно на территории Дагестана. Каждый раз – с привлечением сотен сол- дат и сотрудников милиции, с участием бронетехники вплоть до танков. Терроризм не может сущест- вовать в информационном вакуу- ме.Для создания атмосферы стра- ха и дестабилизации обстановки необходимо, чтобы взрывы и убийства вызывали резонанс в СМИ. Но на каждое резонансное преступление МВД, ФСБ и Вооруженные силы сейчас отвечают двумя резонансными спецоперациями. В ближайшее время следует ожидать нарастания этого противостояния, поскольку скоро в Россию съезжаются лидеры ведущих государств мира на саммит «большой восьмерки». Это отличный повод для бандитов напомнить о себе всему свету.
Однако генерал-майор запаса профессор Павел Золотарев убежден, что сил на громкие теракты у бандитов уже не хватает, а вот на громкие убийства – вполне. Поэтому их жертвами в последнее время стали командир ОМОНа, замминистра МВД Ингушетии, замглавы администрации района, агроном крупного фермерского хозяйства...
Павел Золотарев считает, что важным фактором стало обострение ситуации в Южной Осетии. Схожая ситуация была летом два года назад, когда все закончилось Бесланом. Тогда бандформирования стали терять поддержку местного населения. Но Грузия пошла на дестабилизацию положения в Южной Осетии, и на этом фоне бандитам легче оказалось обделывать свои дела.
«Сейчас начинается новый виток дестабилизации в Южной Осетии, – заявил Павел Золотарев. – США и Запад в целом подготовили части грузинского спецназа, которые переброшены в Южную Осетию. Так что летом вполне можно ожидать распространения дестабилизации из этого региона на весь Северный Кавказ. Если, конечно, во время встречи Владимира Путина с Михаилом Саакашвили не удалось это предотвратить. Взрыва активности террористов при этом следует ожидать не столько в самой Чечне, сколько в соседних республиках – Ингушетии, Дагестане».
Как ни парадоксально, но в Чечне активность боевиков сейчас ниже, чем в соседних республиках. Как неоднократно заявлял премьер-министр республики Рамзан Кадыров, в самой Чечне боевиков осталось мало, а 90% населения симпатизирует официальным властям. Видимо, это действительно так. По словам вернувшихся с Северного Кавказа участников боевых действий, последние 2–3 года банды, базирующиеся в горах Чечни, в основном состоят из наемников, большей частью выходцев из Дагестана и других соседних республик. О прибытии в Чечню боевиков из Дагестана заявлял 16 мая и военный комендант республики генерал-лейтенант Григорий Фоменко.
Еще одним способом нейтрализации незаконных военных формирований в Чечне стало увеличение численности контингента внутренних войск за счет местного населения. Батальоны «Запад» и «Восток» входят в состав 42-й мотострелковой дивизии Минобороны, «Север» и «Юг», сформированные на основе многочисленной президентской охраны республики, – во Внутренние войска. Их костяк – амнистированные боевики. Тот же контингент в основном составляет и сформированный в Грозном полк патрульно-постовой службы.
На контрактную службу принимают и молодых людей, только они вначале служат полгода, как обычные призывники-срочники, а потом уже подписывают контракт. Таким образом, те, кто из-за безработицы мог оказаться в рядах боевиков, оказывается по другую сторону баррикад. Терроризм в Чечне теряет почву под ногами. Но в Ингушетии, Дагестане и других республиках Северного Кавказа этого пока не произошло.