0
1178
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

07.07.2006 00:00:00

Мертворожденный монстр

Тэги: впк, иванов, путилин


Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ приступила к созданию единого органа распределения оборонных заказов. Об этом 3 июля объявил ее председатель, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов.

«C 2001 года количество заказывающих органов в МО было сокращено в три раза. Они выведены из состава видов и родов войск и подчинены начальнику вооружения ВС – заместителю министра обороны. В настоящее время в завершающей стадии находятся мероприятия по формированию Центра заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники», – объявил Сергей Иванов. Он напомнил, что центр должен быть создан до 1 сентября этого года.

По словам вице-премьера, агентство будет создаваться на основе выводимого из состава Минобороны РФ Центра заказов и поставок. Того самого, который еще только создается.

Таким образом, в одних руках будут сосредоточены полномочия на заключение контрактов на продукцию оборонного назначения, «закупаемую в интересах всех силовых структур, всей военной организации государства, а не какого-то одного министерства». В ноябре Минобороны должно будет положить на стол Владимира Путина проект указа о новой структуре. Как повелось в нашем Отечестве, все глобальные мероприятия проводятся в авральном порядке.

Первый заместитель председателя ВПК Владислав Путилин считает, что централизация закупок разорвет цепь, «когда один человек разрабатывает гособоронзаказ в части своей сферы деятельности, размещает этот гособоронзаказ, принимает продукцию по гособоронзаказу и оплачивает ее». «Не военное, а гражданское федеральное агентство в этой цепочке берет на себя решение задачи по проведению конкурсов и по размещению гособоронзаказа. Как нам представляется, это очень повлияет на оздоровление ситуации», – заявил Путилин.

Первый зам сообщил, что люди, которые сегодня заняты в сфере оборонного заказа, вместе со «штатными клетками» будут переданы в агентство. Туда же перейдут бюджетные ассигнования, выделяющиеся на их содержание. В настоящее время задачи размещения заказов решаются военными специалистами. «Вне военной сферы специалистов в этой области не так много», – пояснил отставной генерал, а ныне «гражданский специалист» Путилин. Получается, что офицерам прикажут снять погоны и дружными рядами пошагать в гражданский офис общесиловой направленности.

Член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков выразил крайне скептическое отношение к намерению Сергея Иванова сформировать универсальный закупочный орган для всех силовых структур. Он объяснил обозревателю «НВО», что «на бумаге создание единой системы заказов вооружений и специальной техники вполне возможно». «Но эта система не будет работать», – подчеркнул он. По мнению специалиста, просто «нельзя объединять в единый поток заказы разных силовых министерств и ведомств. Каждый из этих органов, хотя и действует в интересах обеспечения национальной безопасности России в едином строю, в большинстве случаев решает свои, характерные только для него задачи», – отметил Виталий Шлыков.

По его мнению, новое дитя чиновников «будет мертворожденным». «Создание таких административных монстров требует громадной работы, которая по опыту тех же американцев, французов и других продвинутых в сфере разработок вооружений стран продолжается десятилетиями и не прекращается до сих пор. Прежде всего надо сформулировать общегосударственные правила, определяющие общие нормы и подходы к размещению заказов, порядок ценообразования, установить временные рубежи оценки состояния работ и достигнутых результатов и проверки расходования бюджетных средств. Дальше разговоров дело вряд ли пойдет. Но главное – это кадры. А где они их сегодня возьмут? Снять погоны с нынешних заказчиков вооружений и перевести их в гражданский статус и под гражданскую крышу означает не что иное, как оставить все так же, как и было», – заключил эксперт.

Другой специалист в сфере управления закупками вооружений, не пожелавший назвать себя, сослался на опыт США как сегодняшнего лидера в области развития вооружений. «Вы посмотрите на нормативную базу, регламентирующую федеральную систему закупок в США. Только самые общие правила, по которым заключаются и контролируются контракты на закупки материальных средств для федеральных министерств и ведомств, включая и Пентагон, ЦРУ и прочих силовиков, составляют десятки внушительных томов. При этом каждая федеральная структура имеет специальную службу заказов и, руководствуясь общими федеральными принципами регламентации, работает по своим документам, в которых учитываются все особенности решаемых задач. Стоит вспомнить, что свою систему закупок, которой сегодня руководит крупный чин в ранге заместителя министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению, американцы начали создавать с приходом в Пентагон Роберта Макнамары в 1950-х годах. За это время они провели множество ревизий своей системы, более 130 раз модернизировали ее и продолжают дорабатывать сегодня, называя этот процесс трансформацией».

«А где наши реформаторы возьмут кадры? – задается риторическим вопросом эксперт. – В Америке существует много весьма солидных военных и гражданских учебных заведений, в которых обучают специалистов управлять программами закупок и работать по другим весьма многочисленным направлениям этой сферы деятельности. Только очень наивные или несведущие люди могут полагать, что подобную машину можно создать в сжатые сроки, да еще так, чтобы она нормально работала», – сокрушался эксперт.

Если следовать логике Владислава Путилина, создание единого заказывающего органа позволит сконцентрировать усилия и ресурсы государства «и фактически через одно окно размещать государственный оборонный заказ, в котором участвует очень много государственных заказчиков, в промышленность». То есть получается, что в недалеком будущем авторучки с фотокамерами, именуемыми спецтехникой, и авианосцы, если их решат все-таки создавать, будут выдаваться только из одного центрального окошка. Но как удастся совместить такие непохожие вещи, как спецтехника и МБР под одной крышей, пусть даже с благими намерениями, совсем непонятно. В том числе, как представляется, и самим организаторам нового процесса реформирования в области поставок вооружений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
916
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1141
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1044
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1036

Другие новости