Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ приступила к созданию единого органа распределения оборонных заказов. Об этом 3 июля объявил ее председатель, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов.
«C 2001 года количество заказывающих органов в МО было сокращено в три раза. Они выведены из состава видов и родов войск и подчинены начальнику вооружения ВС – заместителю министра обороны. В настоящее время в завершающей стадии находятся мероприятия по формированию Центра заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники», – объявил Сергей Иванов. Он напомнил, что центр должен быть создан до 1 сентября этого года.
По словам вице-премьера, агентство будет создаваться на основе выводимого из состава Минобороны РФ Центра заказов и поставок. Того самого, который еще только создается.
Таким образом, в одних руках будут сосредоточены полномочия на заключение контрактов на продукцию оборонного назначения, «закупаемую в интересах всех силовых структур, всей военной организации государства, а не какого-то одного министерства». В ноябре Минобороны должно будет положить на стол Владимира Путина проект указа о новой структуре. Как повелось в нашем Отечестве, все глобальные мероприятия проводятся в авральном порядке.
Первый заместитель председателя ВПК Владислав Путилин считает, что централизация закупок разорвет цепь, «когда один человек разрабатывает гособоронзаказ в части своей сферы деятельности, размещает этот гособоронзаказ, принимает продукцию по гособоронзаказу и оплачивает ее». «Не военное, а гражданское федеральное агентство в этой цепочке берет на себя решение задачи по проведению конкурсов и по размещению гособоронзаказа. Как нам представляется, это очень повлияет на оздоровление ситуации», – заявил Путилин.
Первый зам сообщил, что люди, которые сегодня заняты в сфере оборонного заказа, вместе со «штатными клетками» будут переданы в агентство. Туда же перейдут бюджетные ассигнования, выделяющиеся на их содержание. В настоящее время задачи размещения заказов решаются военными специалистами. «Вне военной сферы специалистов в этой области не так много», – пояснил отставной генерал, а ныне «гражданский специалист» Путилин. Получается, что офицерам прикажут снять погоны и дружными рядами пошагать в гражданский офис общесиловой направленности.
Член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков выразил крайне скептическое отношение к намерению Сергея Иванова сформировать универсальный закупочный орган для всех силовых структур. Он объяснил обозревателю «НВО», что «на бумаге создание единой системы заказов вооружений и специальной техники вполне возможно». «Но эта система не будет работать», – подчеркнул он. По мнению специалиста, просто «нельзя объединять в единый поток заказы разных силовых министерств и ведомств. Каждый из этих органов, хотя и действует в интересах обеспечения национальной безопасности России в едином строю, в большинстве случаев решает свои, характерные только для него задачи», – отметил Виталий Шлыков.
По его мнению, новое дитя чиновников «будет мертворожденным». «Создание таких административных монстров требует громадной работы, которая по опыту тех же американцев, французов и других продвинутых в сфере разработок вооружений стран продолжается десятилетиями и не прекращается до сих пор. Прежде всего надо сформулировать общегосударственные правила, определяющие общие нормы и подходы к размещению заказов, порядок ценообразования, установить временные рубежи оценки состояния работ и достигнутых результатов и проверки расходования бюджетных средств. Дальше разговоров дело вряд ли пойдет. Но главное – это кадры. А где они их сегодня возьмут? Снять погоны с нынешних заказчиков вооружений и перевести их в гражданский статус и под гражданскую крышу означает не что иное, как оставить все так же, как и было», – заключил эксперт.
Другой специалист в сфере управления закупками вооружений, не пожелавший назвать себя, сослался на опыт США как сегодняшнего лидера в области развития вооружений. «Вы посмотрите на нормативную базу, регламентирующую федеральную систему закупок в США. Только самые общие правила, по которым заключаются и контролируются контракты на закупки материальных средств для федеральных министерств и ведомств, включая и Пентагон, ЦРУ и прочих силовиков, составляют десятки внушительных томов. При этом каждая федеральная структура имеет специальную службу заказов и, руководствуясь общими федеральными принципами регламентации, работает по своим документам, в которых учитываются все особенности решаемых задач. Стоит вспомнить, что свою систему закупок, которой сегодня руководит крупный чин в ранге заместителя министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению, американцы начали создавать с приходом в Пентагон Роберта Макнамары в 1950-х годах. За это время они провели множество ревизий своей системы, более 130 раз модернизировали ее и продолжают дорабатывать сегодня, называя этот процесс трансформацией».
«А где наши реформаторы возьмут кадры? – задается риторическим вопросом эксперт. – В Америке существует много весьма солидных военных и гражданских учебных заведений, в которых обучают специалистов управлять программами закупок и работать по другим весьма многочисленным направлениям этой сферы деятельности. Только очень наивные или несведущие люди могут полагать, что подобную машину можно создать в сжатые сроки, да еще так, чтобы она нормально работала», – сокрушался эксперт.
Если следовать логике Владислава Путилина, создание единого заказывающего органа позволит сконцентрировать усилия и ресурсы государства «и фактически через одно окно размещать государственный оборонный заказ, в котором участвует очень много государственных заказчиков, в промышленность». То есть получается, что в недалеком будущем авторучки с фотокамерами, именуемыми спецтехникой, и авианосцы, если их решат все-таки создавать, будут выдаваться только из одного центрального окошка. Но как удастся совместить такие непохожие вещи, как спецтехника и МБР под одной крышей, пусть даже с благими намерениями, совсем непонятно. В том числе, как представляется, и самим организаторам нового процесса реформирования в области поставок вооружений.