Явление, плохо поддающееся логическому объяснению, обнаружили в госархивах Вашингтона американцы, выступающие за прозрачность своей власти. Оказалось, что из открытого доступа изымаются сведения о размерах стратегического арсенала США в периоды активных переговоров в прошлом о сокращении вооружений.
Речь идет о цифрах – числе межконтинентальных баллистических ракет и стратегических бомбардировщиков, которыми оперировали американцы на переговорах с Москвой. Данные были рассекречены самим фактом передачи «потенциальному противнику». На них базируются достигнутые в ходе переговоров соглашения о новых, более низких потолках стратегических вооружений обеих стран. Это, во-первых, Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), подписанный в Москве в 1972 году. Затем были заключены договоры СНВ-1 и СНВ-2. Последний из этих документов – Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), под текстом которого президенты США и РФ Джордж Буш и Владимир Путин поставили свои подписи в 2002 году в российской столице.
После заключения всех названных соглашений связанные с ними бумаги были сданы в открытое хранение в архивах. Сведения о размерах сокращаемых арсеналов утратили текущее практическое значение и стали сугубо «достоянием истории». Так это, по крайней мере, казалось многим. Но только не компетентным ведомствам Соединенных Штатов. По утверждению активистов организации «Архивы национальной безопасности», использующих конституционное право на доступ к информации, для того чтобы раскрыть глаза американцам на малоизвестные аспекты действий властей, Пентагон и Министерство энергетики США ныне систематически вымарывают из архивных документов данные о численности в прошлом ракет «Минитмен», «Титан-2» и других. Теперь они вновь стали секретными.
По словам участника этой организации Уильяма Бэрра, «трудно найти более яркий пример засекречивания того, что уже было рассекречено... Администрация Буша называет секретом информацию, которую правительство уже давно передало врагу – бывшему Советскому Союзу. Это данные о численности стратегических вооружений в арсенале США».
При этом делается ссылка на необходимость строже охранять гостайну. Официально об этом распорядился после терактов 11 сентября 2001 г. тогдашний министр юстиции США Джон Эшкрофт. С тех пор государственные ведомства США стали на 22% чаще отказывать авторам запросов о предоставлении информации. На новое засекречивание ссылаются и те, кто вымарывает данные из копий архивных документов. Примером такой подчистки стала докладная записка министра обороны США Роберта Макнамары президенту США Линдону Джонсону, относящаяся к 1964 году. В тексте записки, выданном архивом в 1999 году, упоминается число наличных на тот момент американских ракетных пусковых установок и стратегических бомбардировщиков, в то время как в копии, предоставленной в 2006 году, эти данные вымараны.
Американские официальные лица объясняют подобный подход стремлением не дать террористам воспользоваться сведениями о стратегических вооружениях в интересах проведения новых диверсий. Однако независимые эксперты не видят никакой логики в сокрытии уже преданных огласке данных 10–20-, а то и 40-летней давности.
Скорее всего официальный Вашингтон пытается скрыть какие-то допущенные в последние годы нарушения договоров, а также манипуляции со стратегическими вооружениями. Ведь не случайно, например, в конце 2000 года Вашингтон без какого-либо согласования с Москвой изменил предусмотренную Договором СНВ-1 процедуру зачета числа уничтоженных стратегических ракет МХ: там стали рассматривать снимаемые с вооружения баллистические ракеты МХ как ликвидированные уже после уничтожения их первой ступени.
МИД РФ выразил тогда свое несогласие с подобным односторонним решением. Было высказано опасение, что партнер по Договору может сохранить у себя вторую и третью ступени ракеты МХ и тем самым создать своего рода «возвратный потенциал», позволяющий быстро развернуть дополнительную группировку МБР с помощью использования вторых и третьих ступеней МБР MX. При этом в качестве первой ступени американцы могут применить ракету «Кастор», задействованную в космических исследованиях и обладающую теми же техническими характеристиками, что и первая ступень МХ.
Эта лишь один из способов манипуляции с численностью стратегических арсеналов. Есть и другие. Ныне в экспертных кругах США активно обсуждается решение Пентагона оснастить часть баллистических ракет на атомных подводных лодках неядерными зарядами. На каждой из них по две МБР «Trident D-5» получают вместо ядерных боеголовок БЧ в обычном снаряжении. Это делается в рамках некоей программы «Prompt Global Strike» («Своевременный глобальный удар»). Согласно разъяснениям американской Ассоциации по контролю над вооружениями (АКВ), эта программа «дает в руки президента потенциал нанесения ударов обычными боезарядами по террористам, оружию массового уничтожения и другим целям в пределах 60 минут».
По существу, под разговоры о борьбе с терроризмом Пентагон создает новый класс стратегических вооружений – межконтинентальные баллистические ракеты, оснащенные неядерными боезарядами. В силу возросшей точности такого оружия оно может решать практически почти те же задачи, для которых предназначены стратегические ядерные вооружения. Более того, как отмечают эксперты той же АКВ, это оружие весьма опасно, так как решение о его использовании принять легче, чем о применении ядерного оружия.
Тот факт, что создание нового класса вооружений совершается тайком и вне рамок существующей договорной системы ограничения ядерных вооружений, фактически обесценивает ее. Разве это не приглашение всему миру вступить в новую гонку вооружений?