0
1118
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

15.09.2006 00:00:00

Приштинский бросок в Ливан

Тэги: ливан, сапер, оон, россия


13 сентября из Москвы в Ливан вылетела рекогносцировочная группа из 16 военных специалистов Тыла Вооруженных сил РФ. По сообщению замначальника пресс-службы Министерства обороны России полковника Николая Баранова, им «предстоит оценить обстановку в местах будущих восстановительных работ, куда впоследствии планируется направить инженерный батальон». Сам инженерно-саперный батальон (ИСБ) будет переброшен в Ливан в конце сентября. Причем данный шаг в Москве обставляют рядом примечательных заявлений, по которым можно судить о сути политики Кремля на Ближнем Востоке.

НЕ МИРОТВОРЦЫ МЫ!

Это стало просматриваться после 11 сентября, когда на традиционном совещании президента Владимира Путина с членами правительства была затронута тема отправки ИСБ в Ливан. Глава государства поручил руководителю своей администрации Сергею Собянину подготовить соответствующее обращение в Совет Федерации (согласно российскому законодательству, именно с согласия Совфеда командируются за пределы России воинские контингенты). Здесь же вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов доложил Верховному главнокомандующему, что батальон будет отправлен в Ливан в конце сентября. Предварительную договоренность об участии российских саперов в послевоенном восстановлении Ливана достиг глава МИДа Сергей Лавров во время своей недавней поездки в Бейрут.

Политические же коллизии «инженерной миссии» в Ливан состоят в следующем. По словам Сергея Иванова, направляемый из России батальон не будет принимать участия в миротворческих операциях, которые под эгидой ООН разворачивают в этой стране другие государства. «Мы будем на двусторонней основе проводить восстановление инфраструктуры в тех районах, которые находятся вне юрисдикции ООН», – подчеркнул вице-премьер и министр обороны.

Известно, что в последние годы Россия, памятуя о десятилетней войне в Афганистане 1979–1989 годов и еще не закончив сопровождающуюся ежемесячными жертвами контртеррористическую операцию в Чечне, последовательно пытается воздерживаться от участия своих воинских контингентов в коллективных миссиях, в том числе и под знаменем ООН. В 2001 году были попытки вовлечь ее в коалиционные группировки в Афганистане, в 2003-м – в Ираке, но эти призывы были проигнорированы. В 1999 году памятный «десантный прыжок» на аэродром под Приштиной Москва также совершила по приказу из своего Генштаба. Так что, казалось бы, ничего особенного в таком решении Кремля по отношению к послевоенному урегулированию в Ливане нет.

И все же это особый случай. Ведь, действуй Москва по мандату ООН, были бы сэкономлены определенные (надо полагать, немалые) бюджетные средства. В Ливан, как уже сообщил Сергей Иванов, отправятся 350–400 человек, все – контрактники. По его же словам, находиться ИСБ в Ливане будет около четырех месяцев. А это уже немаленькие расходы. Кроме того, в горячую точку направляется немалое количество соответствующей спецтехники.

Срок пребывания тоже может оказаться длительным: в Бейруте и окрестностях слишком много разрушений после атак израильской авиации и артобстрелов. В данном же «формате самостоятельного участия» и при непосредственном подчинении штабу Тыла Вооруженных сил РФ все расходы будет нести ведомство Сергея Иванова (Ливан слишком ограничен в средствах, чтобы можно было рассчитывать на какое-то его финансовое участие в данном двустороннем проекте). Но, как считает руководитель независимого Центра военного прогнозирования (ЦВП) Анатолий Цыганок, «Кремль готов платить ради того, чтобы только исключить подчинение французским и итальянским военачальникам, то есть генералам – представителям НАТО, руководящим Международным миротворчески контингентом (UNIFIL/ЮНИФИЛ) на этой территории». Возникает вопрос – почему?

УГОДИТЬ И «ХЕЗБОЛЛАХ», И ИЗРАИЛЮ...

Сами российские военные, а вслед за ними и политики (например, руководители комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев и комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов) объясняют это стремлением застраховать солдат и офицеров от попадания в какие-либо конфликтные ситуации, которые в Ливане вполне могут произойти, особенно – с применением оружия. Это резонно. Но все же, как полагает военный эксперт Цыганок, «здесь куда больше большой политики, нежели собственно заботы о безопасности граждан, направляемых в эту горячую точку мира: ведь ситуация в Ливане такова, что в конфликт, в том числе и с применением оружия, наши саперы могут попасть точно так же, как и миротворцы других стран».

«Москва хочет, чтобы, как в той пословице, и овцы были целы, и волки сыты, – поясняет полковник Цыганок. – Иными словами, Россия стремится сохранить свое лицо перед всеми. И перед арабскими странами, с которыми она активно сотрудничает, главным образом в военной области. И перед Израилем: дескать, мы помогаем Бейруту только мосты наводить да дороги ремонтировать, а отнюдь не оружием, в поставках которого через третьи страны нас пытаются обвинить».

В этом смысле особенно примечательно заявление помощника президента РФ Сергея Приходько, сделанное 12 сентября. Он сказал буквально следующее: «У России были контакты с «Хезболлах», считаю, что они полезны. Это движение – часть реального политического спектра. Они же не в пещерах сидят – за них голосовали». Он же заявил, что Израиль не может адресовать свои претензии России относительно того, что сторонники «Хезболлах» воевали в Ливане российским оружием: Россия не нарушала никаких международных соглашений и санкций относительно поставок какого-либо оружия.

«Отправкой своего инженерного батальона Россия также сохраняет лицо и перед НАТО, – продолжает руководитель ЦВП Анатолий Цыганок. – Мол, в Ливане мы рядом с вами, в случае чего поможем. И перед европейским сообществом: вы предложили нам поучаствовать в миссии, и вот мы уже, считай, на месте, а что не в «общем миротворческом формате» – извините, таковы обстоятельства. Тем более что, как известно, Россия не одна, кто не участвует в ЮНИФИЛ: например, Великобритания тоже решила послать в Ливан не «голубые каски», а подразделения своих инженерных войск».

В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ НЕ УДАРЯТ

Батальону, который направится в зону отгремевшего противостояния, предстоит наводить понтонные мосты и восстанавливать разрушенные бомбежками дороги. Очевидно, что при этом военное руководство в Москве сделает все для того, чтобы российские саперы в Ливане не ударили в грязь лицом. По оценкам экспертов, современный понтонно-мостовой парк (ПМП) отечественных инженерных войск является сегодня одним из самых надежных и мобильных в мире. Такое мнение, в частности, высказал агентству «Интерфакс-АВН» бывший начальник кафедры Военно-инженерной академии Минобороны полковник Геннадий Панюшкин.

Он пояснил, что российские саперы могут наводить «наплавные мосты различной грузоподъемности через водные преграды на расстоянии от 6 до 600 метров». Эти мосты подразделяются на легкие, грузоподъемностью до 25 тонн, и тяжелые – от 40 до 60 тонн. Звенья ПМП базируются на автомобилях марки «КрАЗ» и собираются расчетами за полчаса. «Боевой норматив по сборке звеньев наплавного моста-ленты длиной более 200 метров составляет около 30 минут», – уточнил специалист. В эксплуатации мост также прост: «Одному расчету в составе одного-двух отделений вполне под силу организовать бесперебойную работу переправы автотранспорта и людей на протяжении достаточно длительного времени». Практика наведения подобных переправ у саперов есть. Полковник Панюшкин сообщил, что в настоящее время такие мостовые переправы действуют в ряде регионов России в интересах народного хозяйства, например на Волге и на Оке, а также на некоторых нефтепромыслах.

К недостаткам же понтонно-мостовых переправ военный инженер относит их значительную громоздкость и большой вес. Поэтому доставка ПМП к месту наведения переправы возможна только по железной дороге, морским или речным путем. Российский ИСБ, как уже известно, поедет в Ливан морем. И для инженерных войск – это возможность провести своеобразные внеплановые учения по транспортировке соответствующих средств, которые скорее всего повезут на контейнеровозах гражданского флота. В практической пользе от такой тренировки сомневаться не приходится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Екатерина Трифонова

КС РФ следовало бы проверить правовую определенность действующего порядка апелляции

0
520
Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
849
В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

Дарья Гармоненко

Коновалов отказывается от муниципальной реформы, Сокол подбирает под себя бюджет

0
557
Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

0
401

Другие новости