В начале сентября президент США Джордж Буш, выступая перед своими согражданами, заявил, что сражение с терроризмом, которое вот уже в течение пяти лет ведет Америка, является «борьбой за спасение цивилизации». «Мы воюем, чтобы сохранить наш образ жизни, и война против этого врага – нечто большее, чем военный конфликт. Это – решающая идеологическая битва XXI века, это – миссия нашего поколения», – провозгласил Буш.
Характеризуя ситуацию на Ближнем Востоке в целом и в Ираке в частности, хозяин Белого дома еще раз подчеркнул, что США не собираются в ближайшее время выводить свои войска из этой страны. Он также отметил, что уход американцев из Ирака стал бы «крупнейшей ошибкой».
ГЛОБАЛЬНЫЕ АМБИЦИИ
Президент Соединенных Штатов, судя по всему, объявил о готовности вести войну в сердце Азии до победного конца не случайно. Незадолго до телевизионного обращения к нации Буша, о боевых возможностях вооруженных сил США весьма оптимистично высказался шеф Пентагона Дональд Рамсфелд. В конце августа в ходе посещения учебного центра по подготовке пилотов ВМС Фэллон в штате Невада, министр обороны утверждал, что вверенные ему войска способны не только продолжать борьбу с террористами в Ираке и Афганистане, но одновременно смогут противостоять всем угрозам безопасности страны как на континентальной ее части, так и за пределами оной.
Отвечая на вопрос своих подчиненных о возможном военном решении иранской ядерной проблемы, глава Пентагона сказал: «Мы способны решать и другие задачи, если они будут возникать. Существующее в правящих кругах некоторых стран мнение о том, что, послав в Ирак 136 тысяч своих солдат, Америка сегодня не имеет возможности защитить свою страну или предпринять какие-либо другие действия военного характера, которые вызываются объективной необходимостью, может вызывать только сожаление».
Правда, по мнению многих экспертов, объективные факты свидетельствуют о том, что продолжающаяся уже более трех лет война в Ираке стала причиной стрессового состояния многих американских военнослужащих. Сухопутным войскам и корпусу морской пехоты США придется в самое ближайшее время израсходовать десятки миллиардов долларов на ремонт и замену вышедших из строя вооружений и военной техники. Официальные лица Пентагона вынуждены были признать, что боеготовности многих воинских частей и подразделений, находящихся в Ираке, и их возможностям по решению новых военных задач нанесен серьезный ущерб.
Тем не менее Дональд Рамсфелд заявил, что победа США в Ираке неизбежна, если политические лидеры страны будут твердо следовать выбранному военному курсу на Ближнем Востоке. «Вопрос состоит не в том, сможем ли мы победить. Нет никаких сомнений в том, что мы способны одержать победу. Мы не проиграли ни одного сражения. Но захотим ли мы победить на самом деле?» – обратился министр с вопросом уже не к своим солдатам, а к вашингтонским политикам.
Рамсфелда целиком поддерживает госсекретарь США Кондолиза Райс. В середине этого года в интервью «Голосу Америки» она подчеркнула: «Соединенные Штаты в состоянии одновременно вести военные операции и в Афганистане, и в Ираке».
ИСТОЧНИКИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ ВАШИНГТОНА
Впрочем, сегодня, говорят некоторые аналитики, Америка прямо и косвенно участвует в пяти конфликтах, реальных сроков окончания которых пока не видно.
Ирак. Эта страна является самой тяжелой головной болью Пентагона. В настоящее время война в Ираке достигла своей критической точки. Страна постепенно скатывается в яму междоусобицы. Ни Багдад, ни Вашингтон пока не способны предпринять какие-либо реальные действия полностью исключающие вероятность подобного исхода событий. Военные эксперты все более склоняются к мнению, что любые попытки Белого дома положить конец гражданскому противостоянию в Ираке с большой вероятностью могут закончиться тем, что США будут вынуждены участвовать в боевых действиях на стороне нынешнего правительства страны.
Как считают американские аналитики, все будет зависеть от того, удастся ли политическому руководству Ирака найти новые национальные компромиссы. Кроме того, возможность предотвращения гражданской войны будет определяться тем, в какой мере Вашингтону и Багдаду удастся обеспечить независимость армии от влияния различных религиозных течений, реформировать силы безопасности и полицию, разработать эффективное уголовное и гражданское законодательство и создать судебную систему, а также обеспечить влияние центрального правительства на региональные структуры власти.
По некоторым оценкам, на все это может потребоваться значительное время и более 800 млрд. долларов уже в ближайшие пять лет. Причем шансы положительного исхода всех этих мероприятий – 50 на 50. Как не так давно, оценивая ситуацию в Ираке, заявил начальник штаба армии США генерал Петер Шумейкер, американцы не проигрывают, но и не побеждают в этой войне.
Афганистан. Слова генерала в равной степени можно отнести и к Афганистану. После введения туда американских войск в октябре 2001 года президент США говорил о реализации нового «плана Маршала». Буш также утверждал, что сделает страну «свободной от опиума».
Однако сегодня наркоориентированность экономики Афганистана только возросла. По словам исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Коста, который не так давно посетил Афганистан, производство сырья, используемого для изготовления смертельно опасного зелья, в стране возросло с 4,5 тыс. до 6,2 тыс. тонн в год. Коста также отметил, что площади посадок опиумного мака на юге страны постоянно увеличиваются, и призвал НАТО покончить с наркобизнесом. Однако генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что перед подразделениями НАТО в Афганистане не стоит задача уничтожения плантаций и борьба с наркоторговлей. Силы Североатлантического альянса смогут проводить такие операции только по просьбе правительства страны.
В начале августа этого года группировку коалиционных сил в Афганистане возглавила Великобритания. Таким образом США передали НАТО свои полномочия по урегулированию ситуации в стране. Воинские контингенты Великобритании, Канады и Голландии являются ядром миротворческих сил блока. Их численность составляет 18,5 тыс. человек. Кроме того, здесь пока остается 10 тыс. американских военнослужащих.
Несмотря на переход полномочий по наведению порядка в стране к НАТО и намерения США в ближайшее время вывести из Афганистана 6 тыс. военнослужащих, талибы, примыкающие к ним боевики «Аль-Каиды» и бандформирования местных наркобаронов в последнее время резко повысили свою активность. Основные подразделения боевиков Талибана, раньше действовавшие главным образом в восточных районах страны, теперь осуществляют террористические акции небольшими группами на всей территории Афганистана. При проведении терактов используется тактика минирования дорог, задействуются смертники-шахиды.
Перед НАТО стоит задача уничтожить талибов в течение полугода. Но, по оценкам зарубежных экспертов, войскам альянса вряд ли удастся справиться с этой задачей за такой короткий срок. Поэтому сейчас руководство блока рассматривает вопрос об увеличении контингента до 40 тыс. человек. Предполагается, что в него войдут военнослужащие из 37 стран.
16 сентября Минобороны США объявило о начале нового этапа подавления коалиционными силами формирований талибов на юго-востоке Афганистана. В операции под кодовым названием «Ярость в горах» (Mountain Fury) задействованы 3 тыс. солдат коалиции и 4 тыс. афганских военных. В соответствии с планом войска должны обеспечить безопасность в провинциях Пактика, Хост, Газни, Пактия и Лоугар и создать необходимые условия для реализации проектов по восстановлению инфраструктуры в этом регионе. По мнению Пентагона, подавление сопротивления талибов позволит центральному правительству взять под контроль провинции и начать реализацию созидательных проектов.
Но пока жизнь в Афганистане продолжает только ухудшаться. Наблюдается дальнейшее обнищание населения, растет заболеваемость, резко снизился образовательный ценз, не хватает продуктов питания, жители 80% городов и поселков страны испытывают недостаток в питьевой воде и электроэнергии. Такое положение вызывает резкое недовольство афганцев и дает возможность Талибану вербовать новых сторонников в свои ряды. Понятно, что военные не способны решать проблемы экономического и социального характера. Но без этого (что займет весьма длительное время) лишить талибов возможности получать поддержку населения и черпать людские ресурсы для своих формирований просто невозможно. Так что скорее всего Америка и НАТО еще долго будут вынуждены оставаться в Афганистане.
Ливан. Мировая пресса и прежде всего американские СМИ во время недавней масштабной операции армии Израиля в этой стране много места отвели ирано-сирийскому происхождению военного потенциала организации «Хезболлах». Однако никто не сказал хотя бы несколько слов о корнях боевой мощи вооруженных сил еврейского государства.
По данным экспертов нью-йоркского Института мировой политики, ежегодный объем военной и экономической помощи Соединенных Штатов Израилю начиная с середины 1980-х оценивается в 3 млрд. долларов. За последнее десятилетие Израиль, население которого составляет около 7 млн. человек, получил из-за океана более 17 млрд. долларов на приобретение вооружений и боевой техники. Финансовая подпитка Америки составляет более 20% бюджета военного ведомства страны.
В течение последних тридцати лет Тель-Авив был одним из крупнейших импортеров американских вооружений. В 1996–2005 годах Израиль закупил в США оружия на общую сумму 10,19 млрд. долларов. Одной из самых крупных сделок, которая составила 4,5 млрд. долларов, стало приобретение истребителей F-16с.
Сегодня в Белом доме считают, что ситуация в Ливане может быть стабилизирована только в том случае, если удастся заставить боевиков «Хезболлах» сдать оружие. Но, по заявлению помощника госсекретаря США по Ближневосточному региону Дэвида Уэлча, сделанному им на слушаниях в сенатском Комитете по иностранным делам «разоружение в Ливане боевых формирований, особенно это касается организации «Хезболлах», остается проблематичным. Решение этого вопроса является очень сложной задачей. Однако, с нашей точки зрения, это главное условие сохранения мира в Ливане и суверенитета страны».
Как известно, «Хезболлах» разоружаться не желает. Следовательно, и США придется по-прежнему так или иначе быть вовлеченными в ливано-израильский конфликт.
Израильско-палестинское противоборство. Перспективы разрешения конфликта между Израилем и Палестиной эксперты оценивают как значительно более низкие, чем это было при Ясире Арафате. Уже почти шесть лет они продолжают только ухудшаться. В этом конфликте США непосредственно не участвуют. Однако Белый дом целиком на стороне Тель-Авива. Америка оказывает еврейскому государству всестороннюю политическую и дипломатическую помощь в решении палестинского вопроса.
30 апреля 2002 года посол США в Израиле передал представителям еврейского государства и Палестинской автономии разработанный в Вашингтоне план мероприятий по стабилизации обстановки в этом регионе «Дорожная карта». Цель этого плана состояла в окончательном урегулировании всех аспектов палестино-израильского противостояния до 2005 года. Эти сроки обозначил в одном из своих выступлений президент США Джордж Буша в середине 2002 года. В 2004–2005 годах должны были быть достигнуты соглашения по утверждению постоянного статуса палестинских территорий и завершению конфликта. Однако замысел Белого дома провалился.
Сегодня в рядах палестинского сопротивления нет единства. Вряд ли можно ожидать изменения настроений радикально настроенных группировок автономии, прежде всего – ХАМАСа, победившего на выборах в Палестине в январе этого года и отказывающегося признать существование Израиля.
Некоторые международные эксперты полагают, что мирное сосуществование Палестины и Израиля на современном этапе просто невозможно. Лидеры вооруженных террористических формирований на территории Палестины не подчиняются ни одной из двух ведущих политических групп автономии и действуют в соответствии со своими целями и убеждениями. Сегодня в Палестине создалась практически такая же ситуация, как и в Ираке, где властям слабо удается контролировать внутренние процессы. А это значит, что Белому дому предстоит еще долгие годы участвовать в стабилизации обстановки в этом регионе.
Иран. Вашингтон продолжает оставаться в состоянии экономической и политической войны с Тегераном. Белый дом пытается всеми доступными способами оказывать давление на «режим аятолл» в связи с его ядерной программой и угрозой появления атомного оружия у еще одного государства, владеющего баллистическими ракетами и играющего далеко не последнюю роль в исламском мире.
Одно время речь даже шла о нанесении ударов по Ирану. Причем об этом заявляла не только Америка, но и Израиль, который, по словам иранского лидера Махмуда Ахмадинежада, должен быть «стерт с карты земли». Некоторые зарубежные военные аналитики оценили проведение наземной операции войсками США или Израилем как маловероятное. Большинство из экспертов склоняется к тому, что если будет принято решение уничтожить ядерные объекты Ирана, то будут нанесены только авиационные и ракетные удары. В прессу попала и информация о том, что Израиль закупил у США большую партию сверхмощных бомб, предназначенных для разрушения подземных сооружений, что в какой-то мере свидетельствует о верности предположений экспертов.
Пока вопрос о прямом вооруженном столкновении не стоит на повестке дня, хотя некоторые аналитики и западные СМИ утверждают, что вполне реальные планы нанесения ударов по ядерным объектам Ирана существуют как в Пентагоне, так в Армии обороны Израиля. США и их европейские союзники пока пытаются политическими и экономическими способами остановить ядерные приготовления Тегерана.
Так, 16 сентября министры финансов и главы центробанков стран «большой семерки», в которую входят США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония и Канада, обсудили меры по перекрытию денежных потоков, поступающих террористам. Собравшиеся также рассмотрели вопрос о пресечении незаконной финансовой деятельности, связанной с «определенными опасностями», исходящими от Ирана. Министры выступили за усиление борьбы с отмыванием денег и финансированием организаций, причастных к распространению оружия массового уничтожения. Это делает вполне вероятным определенную экономическую изоляцию Тегерана не только со стороны США, но и некоторых ведущих стран мирового сообщества.
Между тем не так давно Дональд Рамсфелд, никак не комментируя политические усилия Белого дома, в очередной раз обвинил Тегеран в финансировании, обучении и материально-техническом обеспечении различных террористических групп, включая «Хезболлах». Заявления военного министра Америки означают, что вероятность силового воздействия США на Иран все-таки остается.