Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган обратился к Соединенным Штатам с просьбой прийти на подмогу в борьбе с курдским сопротивлением. И при этом четко указал местонахождение противника: «Я призываю президента Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизу Райс помочь нам избавиться от террористов, основные силы которых базируются на территории Северного Ирака».
15 сентября на встрече с Реджепом Эрдоганом в Анкаре спецпредставитель США генерал Джозеф Ролстон заявил, что американцы будут сотрудничать в этом вопросе на уровне специальных представителей по борьбе с террором, но он считает применение силы против сепаратистов крайней мерой. Пожертвовать своими интересами в Ираке даже ради ближайших союзников по НАТО Вашингтон не согласен. Сейчас Курдистан – самый спокойный регион Ирака, и ради сохранения здесь стабильности США готовы закрывать глаза на турецко-курдский локальный конфликт. Тем более что курды тоже их союзники.
Турция не признает существования на своей территории курдского меньшинства, как и любых других народов. Курды, которых в стране насчитывается 14–15 миллионов, официально называются «горными турками», им отказано в праве на собственный язык и национальную самобытность. Тем более отказано в автономии. Анкара не идет на политические переговоры и намерена решать «курдский вопрос» исключительно силовыми методами.
С 1984 года Рабочая партия Курдистана (РПК) ведет вооруженную борьбу за создание независимого национального государства. После того как Сирия в 1999 году по требованию Турции изгнала из своих пределов базы РПК и выдала Анкаре вождя курдов Оджалана, наступило относительное затишье. Однако в 2005 году турецко-курдский конфликт вспыхнул с новой силой.
Основные базы вооруженных сил РПК расположены в Северном Ираке, откуда боевики проникают в Турцию. Здесь они совершают нападения на армейские и полицейские патрули, минируют дороги, обстреливают казармы и даже пускают под откос поезда, правда, исключительно товарные. Масштабы войны впечатляют: в настоящее время турецкая армия проводит антипартизанские операции в провинциях Битлис, Тунджли, Ширнак, Хаккяри и Диярбакыр. С начала года правительственные войска потеряли уже почти 100 человек убитыми.
В ответ турецкие воинские подразделения и спецназовцы совершают регулярные рейды в Северный Ирак, ведут артиллерийские обстрелы сопредельной территории, авиация бомбит лагеря боевиков. В июле правительство предписало генштабу разработать план военной операции на территории Северного Ирака. На границе сконцентрированы 150 тысяч солдат. Похоже, только США удерживают Анкару от масштабной зачистки Иракского Курдистана. Последний большой авианалет истребители F-16 ВВС Турции с базы Диярбакыр совершили 24 августа на районы Канимаси и Снахт в Северном Ираке. По данным информагентства Cihan, курды понесли серьезные потери.
А 28 августа по Турции прокатилась волна террористических актов. Взрывы произошли в курортных городах Анталье и Мармарисе, а также в Стамбуле. 30 августа – в Мерсине, 3 сентября – в провинции Ван, 5 сентября – в Измире. Ответственность за содеянное взяла на себя экстремистская организация «Соколы свободы Курдистана». Всего за 2006 год «соколы» публично объявили о причастности к 16 взрывам, в результате которых погибли 12 человек и более 200 получили ранения. Одна из целей – сократить доходы Турции от туризма, достигающие 18 млрд. долларов в год. По мнению «соколов», на эти деньги правительство воюет с курдами.
Особняком стоит теракт 13 сентября – бомба взорвалась возле школы в населенном преимущественно курдами Диярбакыре, погибли 11 человек, в основном дети, 17 были ранены. Это преступление записала на свой счет антикурдская группировка «Турецкая реваншистская бригада». На собственном интернет-сайте «реваншисты» заявили, что взрыв прозвучал «в память об убитом 7 сентября боевиками Курдской рабочей партии турецком солдате». Там же была размещена фотография «адской машины» – газовый баллон, обложенный взрывчаткой с присоединенным мобильным телефоном.
Правда, турецкие власти возложили ответственность за взрыв все же на «соколов». Они, согласно официальной версии, осуществили его с помощью смертника. Но, по данным некоторых турецких СМИ, акция возле школы произошла случайно. Бомбу скорее всего несли в другое место. Не исключено, что человек, доставлявший увесистое взрывное устройство, даже не знал, что несет, а его подорвали радиосигналом со стороны.
Если в ответ на курдский экстремизм начинается ответный турецкий терроризм – это плохой сюжет развития событий. Пока турецко-курдское противостояние носит национально-политический характер, но если оно перейдет в межэтнический конфликт – это чревато кровавой гражданской войной. Ни боевики РПК, ни турецкие войска еще не трогают гражданское население.
Турция никак не комментирует сообщения иностранных информагентств об атаках в Северном Ираке и боях с сепаратистами на своей территории. Анкара делает вид, что никакого конфликта нет. Однако почти в каждом турецком городке на центральной площади стоит монумент, на котором выбиты имена солдат, погибших в боях за родину. И слишком много на них встречается свежих дат. Всего с 1984 года эта невидимая война унесла свыше 37 тыс. человеческих жизней с обеих сторон.
Режим Саддама Хусейна притеснял курдов и вел с ними войну, хотя и вынужден был дать автономию. Сейчас его судят за геноцид, а в Иракском Курдистане де-факто создается независимое государство курдов. Но курдов в Ираке всего 6 миллионов, основная масса этого древнего народа проживает в Турции, Иране (6,6 млн.) и Сирии (2 млн.). И война за независимость неизбежно выплескивается за границы Ирака. Это еще один из минусов американского вторжения.