За три года пребывания у власти в Грузии Михаила Саакашвили и его соратников Тбилиси продемонстрировал широкий набор всех видов провокаций против Москвы – от избиения российских миротворцев, организации постановочного ДТП, обстрела делегации Государственной Думы до банального передергивания фраз из Военной доктрины России или отрицания принципа дипломатической неприкосновенности официальных лиц РФ. В массовом сознании грузинского общества сформирован образ «злого» северного соседа, виновного во всех бедах страны.
И вот дело дошло до взятия под стражу российских офицеров, обвиненных в шпионаже, а также подготовке террористических актов против независимой республики. То, что выполнение одновременно подобных задач – полный абсурд, напоминающий строки из обвинительных заключений на советских процессах «врагов народа» 1930-х годов, думается, понимает любой вменяемый человек, отнюдь не профессиональный «рыцарь плаща и кинжала». Вместе с тем, полагаю, такому человеку все-таки будет небезынтересно узнать, что Тбилиси за последние годы превратился в настоящую «землю обетованную» для спецслужб ряда стран Европы, Азии и, разумеется, США.
По «наличию присутствия» так называемых «фондов», «учебных центров по безопасности», «общественных институтов», «курсов», «частных гостиниц», под прикрытием которых так любят работать разведчики во всем мире, грузинская столица ныне может быть сравнима с Тегераном в период Второй мировой войны или Амстердамом и Стокгольмом в разгар войны холодной: тогда именно эти города пользовались особой популярность у эмиссаров различных спецслужб. Кстати, американские «советники» занимают (что, мягко говоря, не особенно афишируется) весь четвертый этаж Министерства обороны РГ, как раз напротив штаба Группы российских войск в Закавказье. Причем грузинские военнослужащие доступа на этот этаж не имеют. Для них лифт открывается на третьем и затем – сразу – на пятом этаже. Всем жителям Тбилиси известны новые комплексы зданий посольства США на горе, перед городской зоной отдыха, равных по площади с дипломатическими представительствами Соединенных Штатов в Москве или Берлине, являющихся, между прочим, столицами держав, не сравнимых по всем показателям с Грузией...
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Москва на сей раз без особого промедления ответила на очередную антироссийскую акцию грузинской стороны. Меры были приняты ожидаемые и действенные. Вместе с тем можно предположить, что дипломатические, политические, экономические контакты между Россией и Грузией останутся в «замороженном» состоянии неопределенно долгое время, несмотря на освобождение арестованных 27 сентября военнослужащих РФ. И этим, похоже, дело не ограничится. Свидетельством тому – беспрецедентно резкие высказывания президента РФ в адрес Михаила Саакашвили (которого, напомним, Владимир Путин сравнил с Лаврентием Берией).
В качестве демарша Россия поддержит вопрос о сокращении участия США и Великобритании в нефтяном бизнесе в России. Возможно, сократит резервирование запасов и доступ к крупным месторождениям и может наложить запрет на покупку самолетов у фирмы «Боинг», также сокращение поставок продукции из титана в Америку.
Если рассматривать ситуацию вокруг вывода российских войск, то «око за око» адекватным ответом на невыполнение Грузией Дагомысских, Московских и других договоров возможен вариант, что физический вывод российских войск из Грузии может быть возобновлен только после ратификации соглашения Государственной Думой. Правда, возникнет вопрос, а когда Дума его ратифицирует?
Не исключено, что придется готовиться к эвакуации сотрудникам грузинского посольства в Москве, оставив в дипмиссии (как в посольстве РФ в Тбилиси) двух своих коллег и охрану. Возможно, последует объявление персонами нон грата и депортация части дипломатического корпуса, соответственно количеству дипломатов в Тбилиси.
В рамках СНГ Россия способна инициировать обсуждение нарушений Грузией ряда договоренностей, и, может быть, появится прецедент первого исключения из состава Содружества страны, не выполняющей свои обязательства и проводящей откровенно враждебную политику в отношении Москвы.
А вот что еще в состоянии предпринять российские власти против Тбилиси. Депортация уголовных преступников грузинской национальности, отбывающих наказание в российских специальных учреждениях. Временное прекращение приема заявлений от лиц грузинской национальности с просьбой о предоставлении российского гражданства и одновременно сокращение сроков удовлетворения аналогичных ходатайств русскоязычных, проживающих в Грузии. Отказ в сотрудничестве с ведомствами РГ по розыску, задержанию и выдаче интересующих их лиц. Выдача рекомендаций российским предпринимателям о сокращении деловых связей с грузинскими партнерами. Пересмотр всякого рода лицензий, ранее выданных грузинским гражданам, занимающимся предпринимательством. Усложнение условий для грузинского бизнеса в России и усиление всемерного контроля за ним. Введение запрета на прием на работу лиц грузинской национальности.
Гипотетически возможна организация блокады морского побережья, закрытие границы. Проведение воздушных и морских учений в непосредственной близости от территориальных вод и у границ Грузии. Нанесение бомбоштурмовых ударов по выявленным незаконным формированиям в Панкисском ущелье. Проведение ежемесячных неплановых ротаций российских миротворцев в конфликтных зонах, как это ранее позволяла себе Грузия. Доведение численности российских миротворцев в Абхазии до разрешенных 3 тыс. человек и силовое вытеснение грузинских военнослужащих из Кодорского ущелья.
ВЫВОДЫ НА БУДУЩЕЕ
Из всего произошедшего – не только за последние дни, а годы – Россия обязана и должна сделать несколько важных выводов.
Первый заключается в том, что Саакашвили поддерживается всеми партиями нынешнего грузинского парламента и большинством населения Грузии, а также грузин – граждан РФ. В грузинском обществе весьма популярны крайне негативные оценки истории российско-грузинских отношений, в нем культивируется образ родной страны как «больше всего пострадавшей в годы советского тоталитаризма», его представители утверждают, что «кремлевская политика в советские времена и сейчас направлена на расчленение территории Грузии».
Вывод второй. Нынешнее руководство Грузии своими жесткими действиями и провокациями пытается ускорить процесс решения замороженных конфликтов на условиях Тбилиси и любой ценой, невзирая ни на что, начать процесс включения в свой состав Южной Осетии и Абхазии. При этом южноосетинская и абхазская автономии рассматриваются как явление, в принципе неправомочное и не имеющее исторического обоснования. Эти действия были синхронизированы с Вашингтоном, Лондоном и Евросоюзом, которые всемерно поддерживают «розовое» правительство в первую очередь с целью давления на Россию на Кавказском стратегическом направлении и обеспечения бесперебойного функционирования американо-британского энергетического комплекса.
Третий вывод может быть следующим. Надеясь на покровительство США, Великобритании и Евросоюза, в Тбилиси пытаются решить вопросы об ускорении вывода российских баз с территории Грузии. Для этого необходимо устранить РФ из миротворческого процесса в горячих точках Грузии, максимально интернационализировать конфликты, заменив российских военнослужащих армейскими и полицейскими подразделениями стран НАТО (например, Турции или Польши). Одновременно – в максимально короткие сроки оформить вступление страны в Североатлантический альянс и Евросоюз. Обоснованием для этого служит всемерное формирование общественного мнения о реальной угрозе, исходящей от России, которая «оккупирует непризнанные государства», «проводит политические диверсии» и «использует энергетические ресурсы в своих политических целях».
Четвертый вывод. По вине Тбилиси конфронтация между РГ и РФ превзошла все мыслимые пределы. За этим последует длительный период не только охлаждения и замораживания отношений с Грузией в политической, экономической, пограничной, торговой, транспортной сфере, но это косвенно отразится на отношениях России с США и Великобританией.
Одновременно следует ожидать обсуждения российско-грузинского конфликта в международных структурах. При этом можно не сомневаться, что Тбилиси получит поддержку в Евросоюзе, в первую очередь – со стороны Великобритании, Литвы, Польши и других стран Восточной Европы, а в ООН – и от Соединенных Штатов. Россия, по всей видимости, для разговора на понятном для Запада языке использует площадки ПАСЕ и ОБСЕ для представления фактов нарушения нынешней Грузией прав человека, национальных меньшинств, сокрытия истинных цифр количества беженцев, нарушений международных договоров в конфликтных зонах Южной Осетии и Абхазии.
Основываясь на этих выводах, Россия обязана для защиты своих национальных интересов решиться на весьма непростой шаг.
Москве, наконец-то, надо согласиться с тем, что вариант федеративного устройства Грузии, на основании которого можно было бы рассчитывать на сохранении ее как единого государства, потерпел провал. В нынешней ситуации нужно провести в Государственной Думе ускоренное рассмотрение вопроса о признании государственного суверенитета и независимости Южной Осетии и Абхазии (возможно, особо указать, что эти государства после признания не будут входить в состав России). Основанием для этого служит юридическая ошибка ООН, которая в декабре 1991 года признала единую Грузию, тогда как на территории бывшей Грузинской ССР уже находились три государства: независимая РГ, а также Южная Осетия и Абхазия – в правовом поле СССР. Подтверждают это результаты референдума, в котором участвовало население Южной Осетии и Абхазии, протоколы Центральной избирательной комиссии СССР. Собственно Грузия в этом референдуме не участвовала.
Таким образом, Тбилиси юридически не имеет прав на территорию Южной Осетии и Абхазии. Более того, его ссылки на договор от 1920 года, между РСФСР и существовавшей в ту пору Демократической Республикой Грузия, в котором Москва признавала Абхазию в границах ДРГ, в соответствии с международным императивным правом не действителен: имел место сговор двух стран (РСФСР и Грузия) за спиной третьей, поскольку Абхазия не принимала участия в переговорах и договор не подписывала.