За шумихой, сопровождавшей российско-грузинский шпионский скандал, случившийся в конце сентября – начале октября, мало кто обратил внимания на воинственную риторику, которая в очередной раз зазвучала из Азербайджана в адрес Армении. А между тем эти заявления Баку имеют ряд существенных отличий от тех, что делались еще год назад и ранее.
ПО ПРИМЕРУ МОСКВЫ И ТБИЛИСИ
С одной стороны, похоже, что азербайджанское руководство в определенном аспекте берет пример с грузинских коллег в том, как надо осуществлять «решительную политику» в отношении бывших непризнанных автономий. Для Азербайджана таковой вот уже полтора десятка лет является «временно оккупированный» армянской стороной Нагорный Карабах. И именно в разгар кризиса между Москвой и Тбилиси президент Ильхам Алиев, выступая в национальном парламенте на открытии осенней сессии, подчеркнул, что «наша политика должна быть агрессивной, мы должны постоянно атаковать», дабы принудить Ереван освободить захваченные азербайджанские территории. Он указал, что Нагорный Карабах – исторически азербайджанская земля и «мы никогда не позволим, чтобы на наших землях было создано второе армянское государство».
Данные слова прозвучали в тот момент, когда в Приднестровье уже прошел референдум (17 сентября), на котором подавляющее большинство населения проголосовало за независимость ПМР и последующее вхождение в состав России. Известно также, что подобный референдум в Южной Осетии намечен на 12 ноября (результаты его нетрудно предугадать). В Абхазии аналогичная акция состоялась несколько лет назад, а ныне президент республики Сергей Багапш заявляет, что на основе итогов народного волеизъявления будет добиваться от ООН, ОБСЕ, Совета Европы и Европейского союза признания независимости «мятежной автономии» от Грузии – соответствующие просьбы в названные международные организации уже направлены. И все это происходит на фоне активного обсуждният проблемы Косово, и пока все идет к тому, что ему будет дана независимость.
В начале октября в канун 15-летия существования НКР 77 законодателей США направили Джорджу Бушу-младшему письмо, в котором, по сути, призвали президента признать Нагорный Карабах и обратили его «внимание на продолжающиеся усилия по развитию демократии в НКР и созданию независимого государства». Причем такое обращение делается уже не впервые.
Неудивительно, что все это раздражает Азербайджан. Тем более что в Нагорном Карабахе внимательно следят за происходящим на постсоветском пространстве и открыто одобряют действия Тирасполя, Сухуми и Цхинвала. Поэтому из Баку и слышатся призывы к «агрессивной политике» и «постоянных атаках» (как, скажем, из Тбилиси – обещания отпраздновать очередной новый год в поверженном Цхинвале).
С другой же стороны, в том же контексте воинственных угроз как бы использован и опыт ответных экономических ходов Москвы в отношении Тбилиси. Вслед за словами об атаках азербайджанский лидер отметил, что «этот шаг автоматически не приводит к войне, которая является последней мерой». «Но при использовании всех остальных факторов, – говорил Ильхам Алиев парламентариям, – экономических, политических и других – мы сможем оказывать серьезное давление на Армению».
В Баку убеждены, что «Азербайджан находится в более выгодной ситуации, нежели Армения». «Если мы учтем все эти факторы, а также ускоренное экономическое развитие Азербайджана, то увидим наличие хороших возможностей для решения конфликта», – считает Ильхам Алиев. По его же словам, если Азербайджан «будет в сто раз сильнее Армении, то необходимости в решении проблемы военным путем, возможно, и не будет». Вот это-то и является риторической новинкой – ничего подобного ранее из Баку слышать не приходилось.
«Используя все эти факторы, мы должны перейти в наступление, – заявил Алиев. – Мы уже начали информационное наступление, теперь должны начать атаку в экономическом плане. Пока армянская сторона не увидит такого давления, она вряд ли добровольно покинет оккупированные земли». То есть в Баку решили повременить с прикреплением штыков к автоматам и расчехлением орудий, а «идти другим путем», чтобы вернуть утраченные территории. Надежды Алиева на успех подогревает и то обстоятельство, что «у азербайджанской общественности нет разногласий по данному вопросу».
У лидера из Баку есть все основания говорить о скором «экономическом взрыве» в стране. Во-первых, имеются в виду немалые доходы от прокачки газа по трубопроводу Баку–Тбилиси–Эрзерум с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Во-вторых, долгосрочную стратегию развития определяет строительство нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, по которому будет поставляться углеводородное сырье, доставляемое танкерами по Каспию из Казахстана. Всемирный банк прогнозирует, что в предстоящие 20 лет, даже если цены на нефть останутся на нормальном уровне, Азербайджан получит доход на сумму 140 млрд. долларов. В-третьих, в ближайшее время начнется прокладка железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, что, как выразился Алиев, «создаст новую ситуацию в государстве – Азербайджан превратится в страну, которая объединит Европу и Азию».
Ясно, что Армения к этим источникам экономических благ припасть никак не сможет. Что позволило министру обороны Азербайджана генерал-полковнику Сафару Абиеву в начале октября на встрече с американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Метью Брайза сказать: «Руководство Армении должно понять, что проводимая им политика ведет страну в пропасть. Армения уже осталась за пределами претворяемых в регионе экономических проектов».
АЛИЕВ НЕ БЛЕФОВАЛ
Однако все это отнюдь не означает, что Азербайджан вдруг взял да и отказался от решения нагорно-карабахской проблемы военным путем. «Если мирные переговоры не дадут результата, – неоднократно заявлял в последний месяц генерал Абиев, – то Азербайджан сам восстановит свою территориальную целостность».
Кстати, надо отдать должное главе азербайджанского военного ведомства. При каждом удобном случае он старается «погнобить» Ереван. Так, 9 октября Абиев встречался с спецпредставителем генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Робертом Симмонсом, которому заявил, что оккупация Арменией части азербайджанской территории препятствует благополучному развитию отношений Азербайджана с НАТО. И что, мол, Армения как член натовской программы «Партнерство ради мира» не выполняет своих обязательств, вытекающих из основного принципа этого документа, – уважение территориальной целостности других государств. Примерно то же самое генерал внушал 16 октября членам делегации парламентской ассамблеи НАТО. .
Параллельно с ожиданием семимильных темпов экономического развития выполняется и прошлогодняя установка президента Ильхама Алиева «забить» Армению резким увеличением ассигнований на военные нужды. Задачу он действительно поставил весьма конкретную: «Наш военный бюджет должен быть равен всему бюджету Армении, а возможно и превосходить его. Так оно и будет! Мы добьемся этого!» Год спустя видно: то была не просто психологическая «словесная пугалка». В 2006 году затраты на оборону в Азербайджане при планировавшихся 600 млн. долларов достигли 700 миллионов. Эта цифра более чем в 2 раза превосходит военные расходы страны в 2005 году (300 млн. долларов) и ровно в 4 раза – в 2004-м (175 миллионов). По сообщениям из Баку, оборонный бюджет следующего года может быть увеличен примерно на треть и составит 900 млн. долларов.
Это позволило главе азербайджанского государства недавно заявить (в Германии), что «если международное сообщество не будет играть важную роль в решении нагорно-карабахского конфликта, то события могут развиваться в неожиданном направлении, поскольку сейчас баланса сил между Арменией и Азербайджаном уже не существует». «В следующем году, – сказал тогда же Алиев, – наш военный бюджет будет равен всему бюджету Армении. А в этом случае мириться с нарушением Арменией мирного процесса будет трудно. Армения должна сегодня прийти к договоренности. Так как в настоящее время мы выдвинули за столом переговоров самое приемлемое предложение. С расширением возможностей Азербайджана более жесткими станут и наши позиции».
Эксперты американского исследовательского центра «Stratfor» считают, что в 2005 году бюджет Армении составил 930 млн. долларов, в то время как бюджет Азербайджана достиг почти 3 млрд. долларов. Что касается военного бюджета Армении, то в 2006 году он составил 155 млн. долларов.
Напомним: в рамках переговорного процесса Баку настаивает на необходимости выполнения Арменией четырех резолюций Совета Безопасности ООН, требующих вывода «оккупационных сил с азербайджанских территорий», а также возвращения азербайджанских беженцев на свои земли. В свою очередь, Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху самую высокую степень автономии.
Любопытно, что если год назад Ереван не оставлял без внимания ни одного «агрессивно-наступательного» высказывания азербайджанских лидеров, то сегодня в этом смысле наблюдается почти полное затишье. То ли действительно «нечего ответить», то ли это тактика действий по принципу «а мы гордо промолчим». Вряд ли в информационном противостоянии это лучший выбор.
Впрочем, в Ереване могут полагать, что, как бы шумно сосед ни бряцал оружием и ни выставлял газовые и нефтяные козыри, а Россия в случае чего в беде не оставит. Тем более что, как известно, на территории Армении расквартирована 5-тысячная российская военная база, которая в настоящее время усиливается – за счет выводимых из Грузии двух военных баз. Грудью за Армению должна стать и Организация Договора о коллективной безопасности. В интервью «НВО» в январе этого года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа недвусмысленно дал понять, что если Азербайджан сунется с военной силой в Нагорный Карабах, то лидерами Организации это будет расценено как нападение со всеми вытекающими отсюда для агрессора последствиями. На Баку эти слова Бордюжи произвели тогда большое впечатление.
В то же время заметно, что Азербайджан сам развивает с Россией добрососедские отношения. Это касается не только «теплых встреч» на высшем уровне. Похоже, работа идет по всем направлениям. Обозреватель «НВО» недавно побывал в азербайджанском посольстве в Москве, где при личном участии не так давно назначенного послом знаменитого певца Советского Союза Полада Бюль-Бюль оглы была организована презентация новой книги Рудольфа Иванова (он, кстати, постоянный автор «НВО») «Генерал-адъютант Его Величества» – о генерале царской армии Гуссейн-хане Нахичеванском. Азербайджанский посол лично вел этот любопытный светский раут, и в зале царила абсолютно «непротокольная» атмосфера любви к России как великой соседке Азербайджана. Это лишь штрих. А, допустим, Ильхам Алиев, находясь в Германии, когда его попросили высказать отношение к российско-грузинскому скандалу, ловко уклонился от антимосковских выпадов. Правда, надо заметить, что при этом азербайджанский президент не только не осудил действия своего грузинского коллеги Михаила Саакашвили, но и в определенной степени поддержал его...
Как бы там ни складывалось, а в рамках переговорного процесса по карабахской проблеме каких-либо подвижек за более чем 12 лет с момента достижения договоренности о режиме прекращения огня между Азербайджаном и Арменией в мае 1994 года действительно не произошло. Эксперты считают, что во многих случаях встреч представителей Минской группы ОБСЕ, призванной «примирить стороны», переговоры лишь имитируются. Так, в середине октября прошел очередной мониторинг со стороны ОБСЕ линии соприкосновения азербайджанских и армянских вооруженных сил. Азербайджан же пока придерживается, как выразился президент Алиев, «тактики терпения».