Президент Ирака Джаляль Талабани побывал в Тегеране, где обсудил с высшим иранским руководством ситуацию в своей стране. Он призвал Иран оказать Багдаду «всемерную помощь». И голос его был услышан. «Мы готовы предоставить любую помощь иракскому правительству и государству в деле укрепления безопасности, – заявил иранский президент Махмуд Ахмадинежад. – У нас нет никаких ограничений на сотрудничество в этой области». По словам главы Исламской Республики, безопасный, прогрессивный и мощный Ирак соответствует интересам Ирана и всего региона в целом.
После десятилетней ирано-иракской войны 1980–1988 годов и разрыва всех отношений два соседних государства пришли к пониманию опасности сложившейся в Ираке ситуации. Гражданская война, которая фактически давно уже там идет, может закончиться только одним – распадом страны на три нестабильных государства: шиитское, суннитское и курдское. Курд Талабани долгое время сквозь пальцы смотрел на межконфессиональную войну суннитов и шиитов, исподволь готовя создание независимого Курдистана. Но, видимо, стремительная эскалация кровавого внутреннего конфликта отрезвила его.
Нелегитимно отделившийся Курдистан станет источником больших проблем для Турции, где курдов живет еще больше, чем в Ираке. Так что оккупация его северной части направленными Анкарой войсками предопределена. Тем более что есть благовидный повод – 500 тыс. «туркоманов», считающихся этническими турками и проживающих в Иракском Курдистане. Турецкая армия придет им на помощь, чтобы «спасти от геноцида». И никто не вступится за курдов. Потому что немало их соплеменников насчитывается и в Иране, и в Сирии, где тоже сильны сепаратистские настроения. Вот почему не стоит позволять соблазнять курдский народ собственной национальной государственностью.
Интересно, что 25 ноября, накануне визита Талабани, подразделение иранских войск вторглось на территорию Ирака и атаковало пост Рабочей партии Курдистана (РПК), которая ведет партизанскую войну против Турции. Совместно с РПК базируется Партия свободной жизни Курдистана, которая точно такую же партизанскую войну ведет против Ирана. Сам президент Ирака Талабани возглавляет конкурирующую Демократическую партию Курдистана, и подобные сигналы должен понимать, с одной стороны, как поддержку своей партии, а с другой – как готовность Тегерана к решительным действиям вплоть до вооруженного вмешательства.
Перед самым началом визита Джаляля Талабани президент Ирана в понедельник, 27 ноября, выступил перед добровольцами Сил сопротивления «Басидж» («Мобилизация») – обученным резервом армии, Корпуса стражей исламской революции и шиитских группировок. Ахмадинежад заявил, обращаясь к США: «Иранский народ готов помочь вам выбраться из трясины, в которой вы завязли в Ираке, на том условии, что вы будете вести себя должным образом, откажитесь от политики запугивания и вмешательства в чужие дела. Тогда Иран будет готов показать вам путь к спасению».
Визит Талабани в Тегеран ознаменовался тяжелыми боями в районе Багдада. В течение суток американские войска потеряли здесь три вертолета и истребитель F-16. Наивно думать, что у всех них вдруг в одном и том же месте почти одновременно отказали двигатели. А ежемесячные потери вооруженных сил США в Ираке уже давно превышают 50 человек убитыми. Общее число погибших на земле древней Месопотамии американских военнослужащих приближается к 3000. Это не так впечатляет, как 60 тыс. павших в ходе Вьетнамской войны. Но, как заявил Пол Салливан, представитель организации «Ветераны Америки», в Индокитае в 1960-е годы на 10 убитых приходилось 26 раненых, а в Ираке – 75.
Иран действительно способен остановить гражданскую войну в Ираке. У него есть для этого все: оружие, деньги, добровольцы, влияние шиитских лидеров. И для него выгоднее иметь единый Ирак без американцев, чем обширную зону нестабильности с партизанскими базами сепаратистов, суннитской «Аль-Каидой», присутствием США и Великобритании. Но захочет ли Вашингтон позволить Тегерану расширять свое влияние на Ближнем Востоке, все больше превращаясь в региональную сверхдержаву? Весьма сомнительно. Поэтому американские войска будут по-прежнему заниматься охраной самих себя, а Ирак продолжит втягиваться в гражданскую войну, напоминающую обыкновенную резню. В октябре здесь погибли 3590 мирных граждан, из них 110 – дети. Рекорд, который скоро будет побит.
Ирак готов принять помощь Ирана. Но это возможно лишь в том случае, как сказал Джаляль Талабани 28 ноября на встрече с духовным лидером и руководителем Исламской Республики аятоллой Али Хаменеи, «если властям Ирака будет передана ответственность за ситуацию в стране, они смогут, опираясь на усилия людей, полностью обеспечить безопасность». Но вряд ли Вашингтон передаст иракцам ответственность за их страну. Достаточно того, что он позволил Талабани отправиться в Тегеран.
Пока перемены в стратегии США не видны. Да и понятно, что взамен на умиротворение Ирака Тегеран потребует ряд уступок, например, прекратить противодействие обогащению урана.