Совсем скоро НАТО будет карать всякое государство за отказ поделиться углеводородным сырьем со странами – членами блока. Фактически именно так можно понимать тезисы, сформулированные и озвученные во время саммита Североатлантического альянса, проходившего в Риге 27–28 ноября.
ИНИЦИАТИВА СЕНАТОРА ЛУГАРА
В столице Латвии союзники по НАТО, среди которых больше всех своими нефтяными и газовыми делами озабочены поляки и выступавшие с ними в одной связке прибалты, объявили: «Как отмечено в Стратегической концепции НАТО, интересы Североатлантического союза в области безопасности могут быть затронуты в результате нарушения поступления жизненно важных ресурсов. Мы поддерживаем скоординированные международные усилия по оценке рисков энергетической инфраструктуры и обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры».
Таким образом, в итоговом документе саммита прямо не говорится о крайней важности постоянного обеспечения членов НАТО энергоносителями и энергетическая безопасность не объявляется одним из первостепенных приоритетов Североатлантического альянса. Однако председатель комитета по международным делам Сената США республиканец Ричард Лугар поведал, что, собственно, скрывается за обтекаемыми формулировками.
Сенатор параллельно с саммитом проводил в Риге конференцию, в которой участвовали аналитики и дипломаты, и выступил на ней с достаточно пространной речью, основная часть которой была посвящена проблеме энергетической безопасности. Он заявил, что сегодня НАТО должна «понимать не только военную конфигурацию» противостоящих ей угроз, но и «вероятные причины будущих конфликтов». По словам сенатора, сила альянса заключается не столько в его возможностях вести войны, сколько в способности предотвращать их.
Лугар призвал НАТО начать мыслить о безопасности своих членов не только в военных категориях, но и в направлении устранения тех причин, которые в будущем могут привести к вооруженным конфликтам. «В предстоящие десятилетия наиболее вероятным источником вооруженного конфликта на европейском театре и в окружающих регионах будет недостаток энергии и манипуляции с нею», – заявил сенатор, не так давно совершивший путешествие по «Шелковому пути» и записавший Россию в перечень государств с «враждебными режимами», в котором фигурируют Иран и Венесуэла.
«НАТО поступила бы безответственно, отстранившись от вопросов энергетической безопасности, ведь более чем очевидно, что рабочие места, здоровье и безопасность наших экономик и обществ зависят от достаточности и своевременности поставок разного рода энергетических ресурсов», – заметил Лугар и предложил изменить статью 5 Договора об образовании НАТО.
В соответствии с этой статьей вооруженное нападение на одного или нескольких членов блока в Европе или Северной Америке должно рассматриваться как нападение на весь союз. В ней также говорится, что страны – члены альянса «для восстановления и сохранения международного мира и безопасности» совместно могут использовать различные методы, включая применение силы.
Лугар, весной этого года направивший в Сенат США проект закона «Об энергетической безопасности и дипломатии», в котором энергетическая безопасность объявляется основной причиной «для беспокойства по поводу национальной безопасности Соединенных Штатов», считает, что это понятие должно быть включено в упомянутую 5-ю статью. Он утверждает, что введение эмбарго на поставку энергоносителей в любую из стран НАТО следует считать нападением на альянс. «Мы должны признать, что в конце концов нет почти никакого различия между членом альянса, который принужден подчиниться иностранному давлению из-за прекращения энергоснабжения, и членом альянса, которому грозит военная блокада или какая-то другая военная акция на его границах», – констатировал сенатор и добавил, что «использование энергии в качестве своего рода оружия не является какой-то теоретической угрозой, принадлежащей будущему, это происходит сегодня».
ГАЗОВЫЙ ОПЕК
За две недели до проведения рижской встречи эксперты НАТО предупредили руководство блока, что Россия намерена и вполне в состоянии создать «газовый ОПЕК». Это, по мнению специалистов, может привести к росту политического влияния Кремля на европейские правительства.
Такие заявления прозвучали в закрытом докладе по экономическим вопросам, который был направлен послам всех стран НАТО в Брюсселе. Авторы доклада полагают, что в будущий газовый картель под эгидой России могут войти Алжир, Катар, Ливия, некоторые страны Центральной Азии и, вполне вероятно, Иран. Подготовка документа проводилась специалистами комитета НАТО по экономике. В нем утверждается, что Россия стремится использовать энергетические рычаги для оказания политического давления на различные страны, прежде всего на Украину и Грузию.
Правда, не все эксперты считают, что России удастся создать некое подобие ОПЕК в газовой сфере. Однако появление подобного доклада свидетельствует о некотором росте разногласий между Россией и странами ЕС по вопросам снабжения энергоносителями и озабоченности западных стран уровнем своей энергетической безопасности.
Некоторые западные компании указывают на то, что недостаточное вложение средств в газовую промышленность РФ может привести к росту цен на это сырье. Они также отмечают, что Москва пытается оказать давление на некоторых других производителей газа, например Алжир, с тем чтобы они замедлили темпы инвестирования этой отрасли. Для справки: 24% газа, потребляемого европейскими странами, поступает из России, 13% – из Норвегии и 10% – из Алжира.
Международное энергетическое агентство совсем недавно тоже объявило о том, что существует вполне реальная возможность «координации крупнейшими странами – экспортерами газа своих планов инвестирования и добычи, чтобы избежать создания лишних мощностей и поддерживать цены на газ на высоком уровне».
Членам ЕС пока не удается достичь согласия по вопросу о российских энергоресурсах и выработать единый подход к будущим переговорам с Москвой. Дело в том, что Варшава категорически настаивает на самой жесткой позиции по данной проблеме.
Заявления о том, что Россия намерена создать некий газовый консорциум, еще в середине этого года опроверг министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Однако какие-то разговоры об этом, возможно, все-таки ведутся. Так, в конце октября на сей счет высказался председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Будущими членами объединения добывающих углеводороды стран, по мнению депутата, могли бы стать Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Украина, Белоруссия, Иран. Парламентарий отметил, что такое объединение могло бы стать реакцией стран – экспортеров газа «картелю потребителей», который создан в ЕС и пытается навязать России «ратификацию Энергетической хартии, не отвечающей российским интересам».
Хотя в 45-й пункт декларации по итогам рижского саммита НАТО не включено понятие «энергетическая безопасность» и, как всегда, использована расплывчатая формулировка «жизненно важные ресурсы», эксперты полагают, что речь, вне всякого сомнения, идет прежде всего о газе и нефти. По мнению аналитиков, совсем не исключена возможность включения этого положения в Договор об образовании НАТО уже на следующем саммите альянса в 2008 году.
Выступавший 1 декабря на форуме национальных СМИ стран СНГ и Балтии вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, комментируя заявления сенатора Ричарда Лугара в Риге, заметил, что все разговоры последнего идут в законодательной плоскости, а «на исполнительном уровне мы таких разговоров никогда не слышали».
«Мы активно ведем энергодиалог с Евросоюзом с учетом взаимных интересов и поставщиков, и покупателей. Увязывать этот вопрос с каким-то давлением и тем более угрозами я считаю не актуальным и не объективным», – подчеркнул вице-премьер.
Сергей Иванов заявил, что РФ ни в коем случае не «воюет со своими соседями». По его словам, «Россия ни с кем не воюет, ни в буквальном, ни в фигуральном смысле. Мы настроены на сотрудничество с соседями». Министр обороны РФ отметил, что остановка каких-либо поставок энергоносителей имеет преимущественно технологический характер и объясняется экологическими соображениями.
Сергей Иванов также заявил, что Россия продавала и будет продавать энергоресурсы только на рыночных принципах. «В середине 90-х годов нас учили рыночным отношениям. Мы научились, и теперь на нас обижаются, что мы оказались талантливыми учениками. Мы торгуем и будем торговать только на рыночных принципах», – сказал вице-премьер.
Многие специалисты полагают, что тема обеспечения энергетической безопасности стран НАТО, прозвучавшая на саммите в Риге, в котором не участвовала Россия, мягко говоря, малоправомочна. Хотя почти одну четвертую часть потребляемого ею газа Европа получает именно из РФ. Стремление загнать Россию в рамки, не ратифицированной парламентом страны Энергетической хартии, и получить гарантированный доступ к природным ресурсам, причем, лишая РФ возможности как-то регулировать объемы выкачиваемых из ее недр углеводородов, как считают эксперты, далеко не соответствуют ее национальным интересам. А другого способа (кроме силы, конечно) заставить Россию отдавать свои природные богатства не существует. Видимо, поэтому в НАТО и пошли разговоры об энергетической безопасности...