Объявленное в СМИ подписание «Меморандума о сотрудничестве между секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности» так и не состоялось. Встреча генеральных секретарей ШОС и ОДКБ Болата Нургалиева и Николая Бордюжи 5 апреля прошла, соответствующий документ «большой степени готовности» тоже был в наличии, но автограф на нем не поставил ни тот, ни другой. Почему?
Генеральный секретарь ОДКБ так ответил на этот вопрос обозревателю «НВО»: «Единственная проблема – это те процедуры, которые мы должны пройти. Они связаны с согласованием текста этого меморандума соответствующими уставными органами как ШОС, так и ОДКБ. И сегодня процесс подписания вошел в исключительно техническую стадию».
Последнее согласование, как заметил Николай Бордюжа, должно состояться на саммите министров иностранных дел ШОС в конце апреля. Тем не менее абсолютной уверенности, что меморандум все же будет подписан, пока нет.
Дело в том, что проект документа кочует из одного секретариата в другой уже в течение целого года. Сначала его завизировал бывший генеральный секретарь ШОС Чжан Дэгуан, потом – после небольшой правки – генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, затем, снова после одобрения текста Советом национальных координаторов государств – членов ШОС, новый генсек этой организации Болат Нургалиев. Во всех вариантах присутствует фраза о «стремлении к налаживанию и развитию отношений равноправного и конструктивного сотрудничества» между ШОС и ОДКБ (правда, в последних вариантах уточнено: «между секретариатами ШОС и ОДКБ»). Везде есть упоминание об областях, представляющих взаимный интерес. И среди них – обеспечение региональной и международной безопасности и стабильности, противодействие терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, организованной и транснациональной преступности. Но в одном случае добавлены слова о противодействии «незаконной миграции», а в последнем варианте они исчезли, зато появилось упоминание о «других направлениях, представляющих взаимный интерес».
Но при внимательном анализе всех проектов меморандума становится понятно, что внесенные в него правки не являются принципиальным препятствием для подписания этого документа. Что же тогда мешает?
А мешает, как считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, то, что ОДКБ открыто называет себя военно-политической организацией, а ШОС позиционирует себя в первую очередь как организация политическая. Правда, и та и другая ставят перед собой задачу обеспечивать мир, стабильность, безопасность и процветание на пространстве входящих в них стран. Обе говорят о борьбе с современными угрозами – международным терроризмом, религиозным экстремизмом и распространением наркотиков и оружия массового поражения. В рамках той и другой организации даже проводят тактические учения по пресечению подобных незаконных действий и угроз.
Однако когда в ноябре прошлого года начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский предложил своему коллеге из КНР генерал-полковнику Лян Гуанле провести совместные маневры – ОДКБ и ШОС – под Чебаркулем, китайская сторона вежливо отказалась. И комплексные оперативно-тактические учения «Мирная миссия-2007» пройдут на Южном Урале летом только в рамках ШОС, а те государства ОДКБ, которые туда не входят (Армения и Белоруссия), будут приглашены только в качестве наблюдателей. Учения же ОДКБ «Рубеж-2007» состоятся отдельно от «Мирной миссии-2007».
«ШОС – это не НАТО, – заявил во время посещения Пекина еще в качестве министра обороны России нынешний первый вице-премьер правительства Сергей Иванов. – В уставе организации нет главы 5, предусматривающей защиту одного из членов в случае нападения на него третьей стороны». А в уставе ОДКБ такая глава есть. Отсюда и принципиальное различие между двумя организациями.
Несогласованность в подписании меморандума – что о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ, что между самими организациями – объясняется, видимо, именно этой принципиальной разницей. В руководстве отдельных стран, входящих в ШОС, есть политики, которые не хотят и не собираются брать на себя ответственность и обязательства, связанные с противоречиями на границах некоторых государств ОДКБ и, к примеру, государств, входящих в НАТО.
Не случайно генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев, когда его спросили о возможности взаимодействия его организации с Североатлантическим альянсом, сказал: «Мы открыты для взаимодействия со всеми». И перечислил АСЕАН, ОДКБ, ЕврАзЭС, ОБСЕ, Европейский союз┘ НАТО в этом списке не было. Геополитические интересы ШОС, и, видимо, в первую очередь Китая как одного из основных игроков этой структуры, не предполагают создания широкой военно-политической коалиции от Балтики до Тихого океана. КНР и, не исключено, другим членам ШОС это пока не нужно.
Нельзя не сказать и о том, что в Москве тоже существует немало политиков и военных экспертов, которые с опаской наблюдают за усиливающимся влиянием Китая в Шанхайской организации сотрудничества и считают, что от взаимодействия ШОС и ОДКБ пользы для России не будет. Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин заявил «НВО», что крепнущая изо дня в день военная мощь Поднебесной, ее геополитические амбиции могут снизить значение Кремля на постсоветском пространстве. Особенно в Центральной Азии, где роль Пекина все больше возрастает. И России все труднее и труднее что-то этому противопоставить.